Войти в почту

Как собрать деньги на проект через краудфандинг. Личный опыт

Я издала книгу о балете через краудфандинг. То есть с помощью добровольных пожертвований от людей, большинство из которых я не знаю. Необходимую для этого сумму я собрала в интернете за 86 дней. Как выяснилось, успешный алгоритм состоит всего из 6 шагов Краудфандинг (От анг. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это способ привлечь инвестиции в стартап или уже существующий проект. Деньги может пожертвовать любой человек, которому понравилась идея проекта. Шаг 1: рассчитайте требующуюся сумму Мы собирали деньги на издание романтизированной биографии Мариуса Петипа — знаменитого артиста балета и хореографа. Необходимая сумма составляла 125 тысяч рублей. Сама книга была уже написана. Потратиться нужно было на верстку текста и иллюстраций (300 стр.), оформление обложки и печать тиража. Учтите, что краудфандинговая платформа может взять комиссию от 6,5 до 15%. Плюс налоги. Поэтому стоит указывать сумму, которая покроет все дополнительные траты. Мы, например, обозначили общую сумму - 181 тыс. руб. Смета: оплата работы художника и верстальщика (40 000 руб.); печать тиража книги в типографии (120 000 руб.); комиссия «Планеты» (18 750 руб.); налоги (37 250 руб.); Итого: 181 тысяча руб. Собирать деньги, можно, на что угодно: съемки фильма, музыкальный альбом, компьютерная игра, фонд по защите диких ежиков… Но есть исключения: например, религиозные и политические проекты платформы размещают крайне неохотно. Шаг 2: оформите презентацию проекта Инвестор должен понимать, во что он вкладывает деньги. Поэтому желательно максимально подробно рассказать об уникальности проекта, а также пользе, которую он принесет, когда будет реализован. Презентация должна быть довольно короткой, но емкой, обязательно с визуальной информацией (схемы, графики, фотографии), которая облегчает восприятие. Кроме того, в тексте стоит использовать подзаголовки. Можно даже смонтировать небольшой динамичный ролик с лаконичными, но емкими по смыслу титрами. Главное, чтобы презентация помогла ответить на следующие вопросы: а) что это за проект? б) кто его целевая аудитория? в) какую пользу он принесет миру и обществу? г) что получит конкретный инвестор? В случае с нашей книгой в презентации я первым делом рассказала о ее герое — Мариусе Петипа. Затем схематично показала, какой будет книга — как по форме, так и по содержанию. Кратко описала, на какие цели пойдут собранные средства и почему мы собираем именно заявленную сумму. Наконец, я рассказала об авторе (книгу написала моя мама) и ее творческой задумке. Текст был разбит на блоки с помощью иллюстраций в стиле 19 века. Увидеть нашу презентацию можно здесь. Шаг 3: выберете площадку Объявить сбор средств можно в соцсетях. В этом случае инвестировать в проект будут по большей части друзья и друзья друзей. Второй путь - разместить проект на специализированном сайте. Так он будет выглядеть более профессионально и вызовет больше доверия. Кроме того, если нужная сумма не будет собрана, средства вернутся к инвесторам: вам не придется беспокоиться об этом самостоятельно. Правила каждой платформы могут немного отличаться, но главное из них — чтобы проект, на который собираются средства, не противоречил действующему законодательству, а все участники процесса были совершеннолетними. Для сбора средств на свой проект я воспользовалась платформой “Планета”.Особенности площадок Иностранные площадки: — www.kickstarter.com. Самая известная платформа для краудфандинга на английском языке: здесь собирают средства на проекты из разных сфер - от живописи до техники. Из-за большой популярности претендентам придется столкнуться с сильной конкуренцией. — www.indiegogo.com. Пользователи собирают деньги как на стартапы, так и личные нужды: например, свадьбу или вечеринку мечты. — www.experiment.com. Платформа для финансирования научных идей и открытий. Главное убедить инвесторов в том, что ваш стартап расширит для человечества границы знаний. — www.crowdsupply.com. На площадке размещаются по-настоящему уникальные и перспективные стартапы, связанные в основном с техникой. — www.chuffed.org/eu. Площадка для сбора средств на остросоциальные и благотворительные проекты. Российские площадки: — «Планета». Сайт создан группой БИ-2. Здесь рады музыкальным, образовательным и благотворительным инициативам. — Boomstarter. Одна из первых и самых популярных площадок в России. Наш ответ сайту Kickstarter. Здесь сосредоточены разработчики мобильных приложений и различных игр. — Starttrack. Площадка для инвестиций в реальный действующий бизнес. Минимальный взнос - 100 тысяч руб. — «Пененза». Краудфандинговая платформа для компаний, которые участвуют в различных тендерах. — «Альфа-поток». Подойдет для бизнес-идей и уже существующих компаний. Минимальный взнос — 50 тысяч руб. Шаг 4: Придумайте вознаграждение для инвестора Желательно, чтобы каждый инвестор получил уникальное вознаграждение. Это правило хорошего тона. Четко и конкретно описывайте награду, которую получит спонсор. Посвятите этому отдельные посты в социальных сетях, потому что не все дочитают вашу презентацию до конца. У нас было несколько вариантов поощрения в зависимости от потраченной человеком суммы: экземпляр самой книги, упоминание имени в книге, публичные благодарности, почетные грамоты, экскурсии с автором по местам, упомянутым в произведении, наборы открыток, лекции для учеников художественных школ.Создатели компьютерной игры Yooka-Laylee в жанре action-adventure пообещали подарить по цифровой копии своего творения каждому из инвесторов. Любителей игр оказалось много: вместо заявленных 175 000 фунтов стерлингов собрать более 2 000 000 фунтов. Шаг 5: расскажите о проекте на разных площадках Главная задача - максимально громко заявить о сборе средств. Для этого используйте самые охватные площадки: личные страницы в социальных сетях — ваши и ваших друзей/знакомых/родственников; тематические группы в Facebook, Вконтакте, Instagram, Одноклассниках; форумы Кроме того, я попросила друзей и знакомых сделать репосты, создала e-mail-рассылку по своей базе контактов. В нашем случае особую роль сыграл Facebook: именно это соцсеть привела большое количество инвесторов. Используйте все возможные каналы продвижения — вы никогда заранее не знаете, какой именно сработает лучше в вашем конкретном случае. Не отказывайтесь выступать на мероприятиях, если вас приглашают рассказать про проект. Напишите пресс-релиз и разошлите его по СМИ. Будьте готовы к тому, что многие ответят формальной отпиской. Но может и повезти. Например, о сборе средств на нашу книгу разместили заметки сразу несколько изданий. Американский стартап Elio Motors на краудфандинговой площадке всего за месяц собрал $25 миллиардов на создание трехколесного автомобиля. С помощью краудфандинга был перезапущен сайт Colta.ru, а также создана настольная игра Ecologic. Шаг 6: делитесь новостями о ходе работы Большинству инвесторов, которые внесли свой вклад в развитие вашего проекта, будет интересно, как идет работа над ним. Поэтому уместно раз в несколько недель рассказывать о ходе процесса. Например, когда деньги были собраны, мы первым делом опубликовали на «Планете» и в наших соцсетях новость с итогами краудфандинговой кампании. Мы не только поделились цифрами, но и выразили благодарность всем, кто принял участие в сборе средств. Кроме того, мы обозначили примерные сроки издания книги и рассказали, когда можно будет получить свои поощрительные подарки. Позже я также выразила публичные письменные благодарности всем, кто нам помогал — как финансово, так и советами. Дальше я делилась со спонсорами хорошими новостями по мере их поступления: “заключили договор с типографией”, “началась верстка”, “новые публикации о нашем проекте в СМИ”. Итог Нам удалось собрать 78% от заявленной суммы: 142 800 руб. На это у нас ушло 86 дней. Уладив все формальности с краудфандинговой платформой «Планета», мы получили 121 380 руб. (минус налоги с этой суммы). Недостающую сумму мы добавили из личных сбережений, и в феврале 2019 года книга моей мамы увидела свет тиражом 500 экземпляров. Из своего опыта могу посоветовать активно рассказывать о вашем проекте максимальному количеству людей. Многим кажется, что распространять информацию следует только среди тех, кто каким-то образом связан либо с темой краудфандинга, либо с темой вашего проекта (интересуется автомобилями, помогает животным, увлекается настольными играми и т.п.). Но иногда помощь приходит оттуда, откуда вы совсем ее не ждете. Например, мой пост увидела знакомая бизнес-леди, которая общается с артистом Большого театра. Она рассказала ему о книге, и он заинтересовался нашим проектом. Так, человек, который никак не связан ни с литературой, ни с балетом, ни с краудфандингом помог найти очень полезный и ценный контакт. Интересно, что если за рубежом поддержкой инвесторов часто пользуются технологические стартапы, то российские бэкеры отдают предпочтение творческим и благотворительным проектам. Опыт: Марина Матвеева-Мельник

Как собрать деньги на проект через краудфандинг. Личный опыт
© Онлайн-журнал "ВыИскали"