Войти в почту

История в деталях: о зарождении в Краснодаре «системы быстрого питания»

Грандиозным событием стало для екатеринодарцев прибытие первого паровоза в 1888 году. Толпами повалили горожане смотреть на «чугунку»: прибывший поезд оглядывали со всех сторон и даже ощупывали. И хотя скорость первых поездов была по нынешним меркам смехотворной — 33 км/ч, железнодорожников причисляли к элите — почти к космонавтам времен первых полетов. Здание вокзала было открыто 25 июня в 1888 году. Площадь — 38 квадратных саженей (одна сажень равна 2,134 м). Роскошь и комфорт в поездах и вокзальных ресторанах 1-го класса вызывали у путешественников бурю восторга. — Это была довольно изящная постройка, украшенная красно-коричневым кирпичом, с башенками в европейском стиле. Внутри пассажиров встречал огромный зал, украшенный орнаментом из цветных камней. На 2-м этаже находился приличный ресторан, работавший круглосуточно, — рассказала Наталья Корсакова, заслуженный работник культуры Кубани. Неудивительно, что все торжественные мероприятия — приезд знаменитых артистов, общественных деятелей, да что там — царей — в Екатеринодаре начинались с вокзала. В числе самых знаменательных — встреча императора Александра Третьего с супругой и наследником престола с Николаем Вторым 21 сентября 1888 года. Судя по репортажу «Кубанских областных ведомостей», в зале висел огромный царский портрет, играл симфонический оркестр, было много цветов. В октябре 1914 года вокзал встречал императора Николая Второго — тот следовал на Кавказский фронт, в Тифлис. По случаю боевых действий прием был более скромный — хотя встречали императора представители чиновничества, казачества, купечества, после чего от вокзала он на автомобиле выехал на улицу Красную. А вот был случай На фото: Андрей Шкуро. Его «Волчью сотню» называют первым русским спецназом. В октябре 1907 года газета «Кубанские областные ведомости» сообщала, что казачий офицер Андрей Шкуро вместе со своими сослуживцами ждал на екатеринодарском вокзале поезд в Новороссийск. Он зашел в ресторан и услышал, что музыканты играют «Марсельезу». Возмущенный Шкуро подошел к оркестру, вызвал директора ресторана, помахал перед его носом шашкой и заставил играть «Боже, царя храни». После отъезда казака директор доложил наказному атаману о неподобающем поведении офицера, однако, как значится в деле, хранящемся в краевом Госархиве, наказной атаман Михаил Бабыч распорядился на первый раз «офицеру Шкуро простить это событие» Кто строил первый екатеринодарский вокзал? Это был барон, инженер путей сообщения Рудольф Штейнгель, участие принимал и инженер Александр Жук — именно его могилу с памятником мы видим сегодня, выезжая на трамвае из виадука в сторону ул. Вишняковой. Происходило это под руководством наказного атамана Николая Кармалина и городского головы Василия Климова. Указ о строительстве вокзала был утвержден самим императором, а когда его открыли, император наградил всех участников строительства: присвоил звание почетных граждан Екатеринодара. Уже в 1900 году к станции было приписано 44 паровоза, из них 12 пассажирских. А в 1912-м, по данным газеты «Кубанские областные ведомости», на станции продали большое количество железнодорожных пассажирских билетов — аж 524! Дворец, который рвется в облака В годы Великой Отечественной войны вокзал был разрушен. Сначала его хотели восстановить, однако быстро поняли, что не удастся и нужно строить заново. Проект включал в себя не только здание самого железнодорожного вокзала, но также Управления отделения Северо-Кавказской железной дороги и автовокзала (в перестроечные времена его занимала таможня). Величественное, в силе сталинского неоклассицизма, оно было в три раза больше прежнего. — Здание вокзала было построено по проекту академика Алексея Душкина, хотя тогда его участие не афишировалось, — говорит историк архитектуры Виталий Бондарь. — Это советский неоклассицизм послевоенной поры, когда совсем откровенно начали копировать классические мотивы. Отличительные черты этого направления — колонны, капитель с советской символикой, треугольные фронтоны, шпиль над центральной башней. У нас в подобном стиле тогда же были построены здание крайкома партии, кинотеатр «Россия». В отделке здания было применено множество ценных материалов: панели и ступени главной лестницы облицованы мраморной плиткой, тамбуры входов, двери сделаны из дубового массива. Потолки вокзала богато отделаны лепным декором и расписаны, центральный зал украшен просторным куполом. — Мы жили рядом, на улице Вокзальной (сейчас Бр. Дроздовых), — вспоминает краснодарка Анна Колодкина. — Мне было года четыре, и бабушка водила меня на вокзал — любоваться. Это был величественный дворец, а внутри — сверкающие мраморные стены, купол с небесным сводом, по обеим сторонам стояли какие-то исполины. Бабушка объясняла, что это Ленин и Сталин. И среди всей этой роскоши — совсем не подходящие к ней какие-то старухи в серых ватниках, в клетчатых платках с рогожными кошелками, — приметы бедной, послевоенной жизни. Статую Сталина скоро убрали, какое-то время на его месте стояла кадка с пальмой, а потом водрузили Карла Маркса, который стоит по сей день. Десятилетиями знаковым местом для краснодарцев оставался железнодорожный ресторан. — Помню, в студенческие годы, когда нужно было срочно купить спиртное или сигареты — ночных магазинов-то не было, — ехали в аэропорт или на вокзал, а еще, если кого-то провожали, то приезжали за час-два, чтобы просто там посидеть, — вспоминает Виталий Бондарь. Вместо нынешнего бизнес-ланча бюджетно пообедать в ресторане предлагала система «стол-экспресс» (это тот самый обед, из-за которого все закрутилось в фильме «Вокзал на двоих»). Перекусить на ходу предлагали в выкидных буфетах. Так назывались прилавки, что размещали в залах вокзалов, и уличные ларьки с застекленной витриной. В них продавались шкалики с водкой и коньяком, которые можно было взять в дорогу, и бутерброды с колбасой и сыром. В течение 50 лет здание Краснодарского вокзала ежегодно принимало тысячи гостей Кубани, радуя их взор своим величием и красотой. Но время порой безжалостно к творениям людей, и к началу нового века потребовалось провести серьезный ремонт вокзального комплекса. К основному зданию пристроили два 3-этажных крыла (северное и южное). Очень быстро пассажирская жизнь переместилась в эти современные пристройки. А центральная часть как бы потерялась, стала меньше, но все равно продолжает радовать своей красотой и изысканностью. Хиты советского общепита «Светлячок» на углу Красной и Свердлова (ныне Карасунской) был одним из первых кафе-стекляшек, появившихся как грибы после дождя в 60-е годы прошлого века по всей стране. Архитекторы искали легкие и прозрачные образы, противопоставляя их монументальности сталинской эпохи. — И не лень же было нам, школьницам, трястись на трамвае из Пашковки в этот «Светлячок». Для станичных девчонок это был выход в свет, приобщение к городской жизни и цивилизации, — вспоминает 70-летняя краснодарка Ирина Задорожная. Заведение общепита было необычным — со стеклянными стенами и фирменным блюдом — и разительно отличалось от скучных буфетов и столовок (в злачные места — рестораны — мы пойти бы не отважились, да и дорого). А тут — чебуреки всего за 30 коп. три штуки: горячие, надутые, с соком внутри. И натуральный томатный сок всего за 10 коп., яблочный сок был с мякотью — тоже новинка пищевой промышленности той советской поры. — Краснодарский общепит в целом был невкусным, — продолжает Ирина Задорожная. — Однако мы знали места, где какие-то блюда готовили замечательно. И целенаправленно ходили туда есть именно их. Как сейчас помню, в начале 70-х это были бефстроганов в ресторане «Центральный» (на углу Мира и Красной) и очень вкусная солянка в ресторане «Кубань».

История в деталях: о зарождении в Краснодаре «системы быстрого питания»
© Краснодарские известия