Войти в почту

Императорское инженерное училище в Марьиной роще построили за миллион рублей

Императорское Московское инженерное училище, ныне — Российский университет транспорта, с трёхлетней программой обучения инженеров-строителей, было учреждено 4 июня 1896 года в ведомстве Министерства путей сообщения России. Указ о его создании был подписан Императором Николаем II. Фотографию фасада училища на улице Бахметьевская, 9 сделанную в 1903 году, мы встретили на сайте «Фотографии прошлого». Рост железнодорожной сети России во второй половине XIX века потребовал расширения подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Единственный в стране институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге не мог в полной мере решить эту проблему. Нехватка инженеров — железнодорожников особенно почувствовалась с началом строительства Великого Сибирского пути. Поэтому Министерство путей сообщения внесло в правительство предложение о создании еще одного высшего учебного заведения, которое готовило бы инженеров для нужд ведомства. На размещение такого института претендовали многие города — Киев, Казань, Воронеж, Екатеринослав, Орел, Саратов. Но предпочтение было отдано Москве, так как столица располагала превосходными преподавательскими кадрами, а это было решающим условием. Официально было объявлено: «Государь Императора непрестанных заботах о просвещении России в 23 день мая настоящего года Высочайше повелеть соизволил учредить в Москве Московское Инженерное Училище, а 24 мая того же месяца в Москве Всемилостивейше повелел именовать это училище Императорским Московским инженерным училищем». Временно училище было размещено в самом центре столицы — на Тверской, в большом доме Морозовой, том самом, где был известный светский салон княгини Зинаиды Волконской, который посещал Пушкин и многие деятели русской культуры. В конце 1896 года нашли подходящий большой участок земли для будущих зданий Инженерного училища. Место было не в центре Москвы, а среди пустошей бывшей Переяславской слободы на Бахметьевской улице. Размер участка, бывшего до того времени под огородами, составил 6023 кв. сажени. За это казна заплатила 70 770 рублей. Проектирование здания было поручено петербургскому профессору Иероним Китнеру, а строительство и наблюдение за ним — особой строительной комиссии, которая приступила к своим обязанностям с 1 марта 1897 году и функционировала до окончания всех работ. По проекту Китнера здание Училища напоминало Высшую техническую школу в Берлине — Шарлоттенбург: большой продолговатый прямоугольник с тремя внутренними дворами. Длина его предполагалась в 85 саженей, а ширина -20 саженей. Там, где были сосредоточены классные помещения, здание должно было быть трехэтажным, а общежитие студентов — четырехэтажным. Главный фасад здания предполагалось обратить к солнечной стороне, и выходить он должен был в обширный двор. Постройку намечали закончить к осени 1898 году. Закладка здания на Бахметьевской улице состоялась 14 июня 1897 года во втором часу дня, после молебствия, совершенного местным духовенством. На церемонии под закладную металлическую доску согласно обычаю были положены золотые и серебряные монеты, символические кирпичи уложили гости и студенты. Строительство здания Училища продвигалось весьма успешно. В мае 1898 году стало ясно, что новый учебный год студенты безусловно начнут уже в собственном помещении. О довольно значительном объеме новостройки можно судить по тому, что на училищный комплекс «употреблено до 7,5 млн. кирпичей, более 25 тысяч пудов железа всякого и до 2 тысяч чугунных отливок». К сентябрю по Бахметьевской на протяжении 70 саженей устроили каменную ограду с красивой железной решеткой. К концу 1898 года строительство нового здания Училища было завершено. Кстати казнее постройка обошлась в сумму более миллиона рублей. 24 января 1899 года состоялось торжественное открытие. А 2 июня 1899 года, 24 первенца выпустились из стен училища. Более половины из них при выпуске уже были приглашены на практические должности с хорошим содержанием, остальные тоже получили назначения в самое непродолжительное время и приступили к работе на линии. Главным идеологом создания училища считается профессор Николай Петров, который участвовал в составлении положения и устава учебного заведения, а также разработал программу обучения. В училище готовили инженеров-строителей путей сообщения широкого профиля, в том числе мостовиков, путейцев, эксплуатационников, инженеров портовых и гидротехнических сооружений, инженеров по постройке зданий. Московское инженерное училище было закрытым учебным заведением. Учащиеся были обязаны строго соблюдать установленный в училище порядок и носить форменную одежду. Лица, окончившие трёхлетний курс, направлялись на двухлетнюю железнодорожную строительную или иную инженерную практику. Звание инженера-строителя с правом осуществления «всякого рода строительных работ и составления проектов сооружений за исключением проектов сложных механизмов» давалось только после предоставления удостоверений от технических специалистов об успешном прохождении практики, защиты по ней отчета и сдачи экзаменов. В 1924 году училище было переименовано в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), а в 2017 году вуз получил статус Российского университета транспорта (МИИТ).

Императорское инженерное училище в Марьиной роще построили за миллион рублей
© Управа района Марьина роща