Войти в почту

Когда поплывет белый пароход. Продолжение - В российском судостроении сложилось непростое положение со строительством речных пассажирских судов

История вопроса Начало этой истории было описано в марте прошлого года в статье «Когда поплывет белый пароход». Пассажирский флот России – морской и речной – переживает очень сложный период. Из 100 морских судов, которые эксплуатировались в СССР в 1991 году, сегодня в России работают три. До недавнего времени было четыре, но один теплоход из-за аферы был разрезан на металлолом в Китае. Из оставшихся трех один выполняет госзаказ и перевозит военных моряков на Севере, второй, то же в рамках госзаказа перевозит людей на Курильские острова, а третий, которому в этом году стукнуло 49 лет (!), купленный по поручению Президента, пытается возродить туристическую Крымско-Кавказскую линию. К этому следует добавить два парома на Балтике, один из которых уже ушел в Средиземное море. На реке ситуация чуть лучше, но тоже критическая. Средний возраст речных пассажирских теплоходов 41 год, эксплуатируются суда, имеющие возраст 50 и 60 лет. Справедливости ради надо сказать, что на реках безопасная эксплуатация возможна для пассажирских судов до 70-80 лет, разумеется, при должном техническом обслуживании. Но, согласитесь, утешение слабое. К февралю 2019 года из 254 построенных в советское время речных пассажирских судов было списано 98, то есть 38,6%, из них 17 были потеряны в результате аварий и катастроф. Причин такого положения дел много. Но, наконец, строительство сдвинулось с мертвой точки, и в стране стали закладывать и строить пассажирские речные и морские суда. О проблемах при проектировании из-за изменявшихся требований чиновников и заказчиков мы рассказывали в первой статье. Прошел год. В стране на разных стадиях строительства находятся шесть речных и четыре морских пассажирских судна. Расскажем, как обстоят дела на судостроительных заводах «Петр Великий» Прежде чем говорить о пассажирских судах, надо отметить, что почти все они спроектированы в одном КБ - в Морском Инженерном Бюро – МИБ. В современной России это монополист по проектированию гражданских судов. Доля нового флота, построенного в России по проектам МИБ около 80%. Для замены речного круизного флота МИБ разработало много проектов. В том числе и два концепта PV300 и PV500. Цифра обозначает количество пассажиров. В рамках госпрограммы по строительству речных пассажирских судов были заложены два судна по концепту PV300. В декабре 2017 года на Астраханском судостроительном заводе – ССЗ - «Лотос» был заложен теплоход «Петр Великий» проекта PV300VD класса «река-море» для работы в летний период на линии Москва-Санкт-Петербург, а зимой на Каспии и в Чёрном море для компании «Мостурфлот». «Лотос» не самый крупный судостроительный завод страны, не имеющий никакого опыта строительства пассажирских судов. Тем не менее, «Мостурфлот» выбрал именно этот ССЗ. Первоначально срок сдачи теплохода был заявлен на 2019 год. Но из-за проблем, о которых рассказано в первой статье, было объявлено, что срок сдачи переносится на 2020 год. «Мостурфлот» заявил о выходе в первый рейс в июне 2020 года. Представители компании даже совершили поездку по странам региона Каспийского моря, разрабатывая туристическую программу в портах захода. 24 мая судно торжественно было спущено на воду. Но сроки сдачи теплохода постоянно сдвигались. Цена при этом увеличилась почти на 1 миллиард рублей. Сегодня говорят о сдаче в апреле 2021 года. На февраль 2020 года готовность лайнера была всего 43%. В чем причина такого большого отставания от графика строительства? Первый перенос «вправо» был вызван желанием чиновников, ни много ни мало, заменить главный двигатель теплохода. МИБ выполнил пожелание заказчика – лизинговой компании, и процесс задержки строительства был запущен. К этому надо добавить, что «Петр Великий» головное судно проекта, а «Лотос» никогда не строил пассажирские суда. «Мустай Карим» Вторым лайнером «трёхсотого» типа стал лайнер проекта PV300 «Мустай Карим». PV300 – это проект, предназначенный только для плавания на реках, озерах и водохранилищах, без выхода в море. Эксплуатировать «Мустая Карима» будет судоходная компания «ВодоходЪ». Первоначально, при закладке, теплоход назвали «Князем Владимиром». Но вскоре руководство «Водохода» поменялось, и по решению нового владельца компании Ришата Багаутдинова, строящийся теплоход был переименован в честь башкирского поэта «Мустай Карим». Новый лайнер, в первую очередь, планировалось эксплуатировать на линии Москва – Санкт-Петербург с иностранными туристами. Строительство лайнера идёт тяжело. Руководство «Водохода» выбрало для постройки своего лайнера другой судостроительный завод – «Красное Сормово». В отличие от «Лотоса», Сормовский завод один из лидеров речного судостроения в России. В истории завода были разные заказы – от железнодорожных паромов для Каспия, до атомных подводных лодок для советского флота. 60 лет назад, со стапелей в Сормово спустили два флагмана речного пассажирского флота СССР – дизель-электроходы проекта 20 «Ленин» и «Советский Союз». Но, как и в случае с «Петром Великим», дело, как говорится, не пошло. Официальная закладка лайнера была проведена 28 марта 2017 года. График работ на Сормовском заводе так же сильно ушёл «вправо». Но если руководство «Мостурфлота» сразу передвинуло начало эксплуатации «Петра Великого» на апрель 2021 года, то руководство «Водохода» включило «Мустая Карима» в расписание навигации 2020 года, чем создало интригу. 11 сентября 2019 года корабелы из Нижнего Новгорода спустили лайнер на воду. На торжественной церемонии было объявлено, что срок передачи лайнера заказчику – первый квартал 2020 года. Но, как сейчас модно говорить, «Что-то пошло не так». 30 марта 2020 года круизная компания «ВодоходЪ» сообщила об отмене апрельских и майских круизов теплоходами компании. Мотивировали такое решение эпидемией короновируса и Поручением Правительства. Были перечислены все теплоходы «Водохода», включая «Мустая Карима». Но, если все теплоходы компании стояли в затонах в действительной готовности к навигации, то «Карим» был в заводе и ещё не проходил заводские и ходовые испытания. 4 апреля с сайта компании были убраны все рейсы с иностранными туристами на «Мустае Кариме». 15 апреля руководство компании объявило, что в сентябре и октябре теплоход совершит несколько круизов из Ростова-на-Дону в Ейск, Анапу, Таганрог и даже в Новороссийск. Причина такого заявления понятна – иностранных туристов в 2020 году не будет, надо срочно переориентироваться на отечественных. Но при этом будущим туристам не сообщают, как теплоход, которому запрещено выход в море, будет совершать рейсы в Анапу и Новороссийск. Правда, задним числом, 11 мая 2020 года, в пресс-релизе Сормовского завода об окончании испытаний, «Мустай Карим» был назван теплоходом типа «река-море» с соответствующим классом Российского Речного Регистра. Для чего «пробили» новый класс понятно, но первоначально теплоход не имел права выхода в море. А теперь расскажем, что же в этот период происходило на судостроительном заводе. После спуска на воду в сентябре, в ноябре, перед ледоставом, лайнер провел ходовые испытания на Волге. Но на этот этап испытаний лайнер выходил без отделки пассажирских помещений, поэтому его снова подняли с помощью слипа на берег, и зимой продолжали оборудовать пассажирские помещения. 24 апреля 2020 года состоялся второй, технический спуск судна на воду и 8 мая теплоход ушел на второй этап испытаний на Волгу. После его завершения, теплоход, совсем неожиданно, третий раз подняли на слип. Эта информация насторожила. В процессе заводских и ходовых испытаний, особенно на головных судах, всегда находят множество неисправностей и недоделок. Это нормально. Они потом оперативно исправляются. Но для этого теплоходы не поднимают на слип. Что произошло во время второй части ходовых испытаний? По информации от заводчан, на теплоходе меняли гребные винты. После этого он снова вышел на испытания. Сормовский завод никакой информации о третьих испытаниях не дает, хотя профильные ресурсы размещают фотографии с них. Корабелы Сормова заслуживают большого уважения за то, что осилили этот сложный заказ, хоть и с существенной задержкой. По последним данным, передача лайнера «Водоходу» состоится 10 июля. По поводу «Петра Великого» на «Лотосе» никакие временные ориентиры не просматриваются. В связи с этим возникает вопрос – судостроительные заводы работают с судами этого типа с существенной временной задержкой – больше года. Кто будет платить неустойку, учитывая, что эти лайнеры будут у «Мостурфлота» и «Водохода» в лизинге? «Золотое кольцо» К положительным моментам стоит отнести то, что сейчас в России строятся круизные теплоходы совершенно разных типов для различных условий. Многие читатели уверены, что век речных судов с гребными колесами давно закончился. И они будут неправы. Нижегородская судоходная компания «Гама», работающая на круизных маршрутах на реках центральной России, неожиданно сделала ставку на колесные теплоходы. Для начала были построены три небольших теплохода проекта ПКС-40 с гребными колесами, расположенными в корме! «Сура», «КолесовЪ» и «ДоброходЪ» успешно эксплуатируются в Нижнем Новгороде. Москве и с 2016 по 2018 год в Севастополе. Успешной эксплуатацией этих теплоходов была доказана жизнеспособность такой схемы. Для чего возрождать, казалось бы, давно забытые технические решения? Дело в том, что колесные суда имеют небольшую осадку. В Советском Союзе и России популярен речной круиз «Московская кругосветка». Теплоходы отправляются с Северного речного вокзала Москвы, по каналу имени Москвы выходят в Волгу, идут до Нижнего Новгорода, сворачивают в Оку, и заканчивают круиз на Южном речном вокзале Москвы. Такие круизы выполнялись на двухпалубных теплоходах проекта 305. В нулевые годы стала мелеть Ока, и даже на относительно небольших теплоходах 305-го проекта пройти Оку не удавалось. Проблему решили, построив новый Кузминский гидроузел – плотину и шлюз. Но, памятуя о превратностях природы, для гарантированного судоходства по Оке нужны теплоходы с небольшой осадкой. Разработанный проект ПКС -180 имеет осадку всего 1м 20см. На борт он берет 170 туристов. Проект ПКС-180 был разработан давно, ещё в первой половине «нулевых». Но почему-то руководство «Гамы» выбрало для строительства своих теплоходов завод «Лотос». Первое судно, названное «Золотым кольцом» было заложено в январе 2018 года, спущено на воду 1 ноября 2019 года. На «Лотосе» должен быть построен и второй теплоход этого проекта. «Золотое кольцо» небольшой теплоход. Но до сих пор информации о том, когда он будет передан заказчику нет. Проект А45-90.2 для Енисея Но не все новости по нашей теме печальны. В России остался один речной маршрут, который имеет статус транспортной линии. По ней перевозят пассажиров – хотя иногда путешествуют и туристы. По реке Енисей теплоходы идут от Красноярска до Дудинки. Длина линии 2 000 км. Она была запущена в середине 50-х годов ХХ века. Тогда на ней работали 2 теплохода проекта 588 и 9 дизель-электроходов проекта 785. Последнее судно проекта 785 было выведено из эксплуатации в 2015 году. Сейчас на линии работают два старичка проекта 588 «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов». Они находятся в эксплуатации 67 лет! На Енисее монополия МИБ не работает, и проект будущих теплоходов разработало "Агат Дизайн Бюро" из Санкт-Петербурга. Недавно появилась информация о заключении контракта со Средне-Невским судостроительным заводом на постройку двух теплоходов проекта А45-90.2 для Енисея пассажировместимостью 220 человек. Стоимость контракта 5,27 миллиарда рублей. Завод начал резку металла под новые теплоходы. Срок сдачи первого теплохода – декабрь 2023 года, второго – декабрь 2024. Несмотря на то, что губернатор Красноярского края объявил о конкурсе на название будущих теплоходов, злые языки утверждают, что теплоходы назовут "Виктор Астафьев" и «Дмитрий Хворостовский». Средне-Невскому заводу 107 лет, и в XXI веке на нем были построены суда различных классов. Все заказы завод выполнял в срок. Будем надеяться, что енисейские теплоходы минёт участь долгостроя. Дальневосточные новинки На Тихом океане в период СССР была развитая сеть пассажирского морского сообщения от Владивостока до Петропавловска-Камчатского. После развала СССР в работе осталась только железнодорожная паромная переправа Ванино – Холмс и пассажирская линия Корсаков – Курильские острова, обслуживаемая одним теплоходом «Игорь Фархутдинов». Вот с обновления этих двух линий и решили начать. Для переправы Ванино – Холмск в Калининграде, начиная с 70-х годов ХХ века, были построены 10 железнодорожных пассажирских паромов типа «Сахалин». Строились они несколькими сериями. По мере старения и списывания, строились следующие суда. Сейчас переправу обслуживают три парома: «Сахалин – 8,9,10». Для их замены на Амурском судостроительном заводе строятся два парома, способных перевозить вагоны, автомобили и пассажиров. Паромы строятся по проекту МИБ CNF11CPD. Паромы получили названия «Александр Деев» и «Василий Ощепков». Первый спущен на воду и достраивается на плаву, у второго все секции судна покинули цех и находятся в стадии стыковки. За последние годы выросло значение Курильских островов. Один «Игорь Фархутдинов» явно не справляется с возросшим трафиком. Для усиления этой линии, по госзаказу, на "Невском судостроительно-судоремонтный заводе" в Шлиссельбурге были заложены два грузо-пассажирских судна проекта PV22, созданного в МИБ. Головное судно «Адмирал Геннадий Невельской» было заложено 12 марта 2019 года, второе – «Павел Леонов» - 1 апреля того же года. 28 мая 2020 года «Адмирал Невельской» был спущен на воду для достройки. Второе судно ещё на стапеле. Эти два судна, вместе с «Фархутдиновым» позволят полностью нормализовать работу Камчатской линии. Заключение Россия не только страна, расположенная на двух континентах. Наша страна еще морская и речная держава. Пассажирские и туристические перевозки важны для экономики страны. Сегодня мы наблюдаем начало возрождения пассажирского судостроения в России. Это возрождение идет не просто, но оно началось.

Когда поплывет белый пароход. Продолжение - В российском судостроении сложилось непростое положение со строительством речных пассажирских судов
© Версия