Войти в почту

Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика

Сегодня эмоциональный интеллект в основном рассматривается как метод достижения определенных высот в карьере благодаря развитому навыку коммуникации, пониманию окружающих и главное — себя. В России развитию ЭИ уделяется крайне мало времени. В основном, все тесты на особенности ЭИ и тип мышления люди проходят при приеме на работу, где в первый раз сталкиваются с тем, что данный навык необходимо развивать. Речь о развитии эмоционального интеллекта ведется уже несколько лет, однако именно в России прогресс в данном направлении слабый. Сейчас самым популярным в стране источником информации на эту тему является книга «Эмоциональный интеллект. Российская практика» Сергея Шабанова и Алены Алешиной, в которой приведен пул исследований. Сейчас в России не существует общепризнанных тестов на уровень эмоционального интеллекта, аналогичных тестам на проверку уровня IQ. Адаптацию в РАН проходит MSCEIT, один из признанных американских тестов на EQ. В России также разрабатываются и свои тесты (например, «ЭмИн» Д.В. Люсина), однако они не применяются широко, поскольку находятся в стадии разработки. Сергей Шабанов и Алена Алешина предлагают проверить ЭИ путем оценки себя по перечню навыков: Данный подход помогает выявить недостатки в целостности своей личности. Обобщенная схема цикла развития эмоционального интеллекта выглядит следующим образом: с амосознание → самоконтроль → социальная чуткость → управление отношениями. Изучение эмоционального интеллекта делится между психологией, нейрофизиологией и другими науками. Уже несколько десятков лет эмоциональным интеллектом занимается нейрофизиология, в том числе в таких видных университетах как Стэнфорд, однако в этом направлении предельно много неизученного материала. Одним из самых популярных и доступных курсов на данную тему является курс лекций от Роберта Сапольски. Сапольски наиболее подробно рассматривает биологию эмоций и поведения в книге «Биология добра и зла», запись его курса доступна для масс на ресурсах Стэндфорда, но также имеется на Coursera и в открытом доступе на YouTube. Важно, что в литературе чем дальше, тем меньше делается упор на то, что эмоциональный интеллект важен именно для руководящего звена. Когда речь об эмоциональном интеллекте заходит у нейрофизиологов, сразу же вспоминается термин «лимбическая система» — это структура мозга, которая реагирует на эмоции. Термин был разработан американским ученым Полом Д. Маклином в 1952 году. Маклин вывел концепцию триединого мозга, согласно которой человеческий мозг состоит из трех частей, насаженных одна на другую, а именно: Лимбическая система состоит из миндалевидного тела, гиппокампа, гипоталамуса и поясной извилины. Именно в лимбической системе зарождается страх, который формируются в результате стимуляции гипоталамуса и миндалины; гнев и спокойствие также зависят от данной системы, за спокойствие отчасти отвечает неокортекс. На состояние гнева у животных также влияет часть областей гипоталамуса и вентрамедиального ядра, а также перегородочных ядер. Стоит отметить, что двустороннее разрушение миндалины нарушает реакции гнева и приводит к чрезмерному спокойствию. Удовольствие и зависимость также начинаются в лимбической системе: в системе миндалин, прилежащего ядра и гиппокампа. В России вопрос эмоционального интеллекта также активно рассматривает Татьяна Черниговская, специализирующаяся в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Татьяна Владимировна поднимает вопрос влияния гаджетов на эмоциональный интеллект детей и подростков, считая, что эмоциональному интеллекту можно обучить, но для этого детям необходимы личная коммуникация, общение с животными, просмотр фильмов, а также участие в походах и обязательная помощь друг другу. В статье, опубликованной в Harvard Business Review, Барри Либертом и Меган Беком выделяют несколько областей, в которых люди все еще держат верх над своими коллегами-роботами: Ключ к сохранению значимости людей в профессиональных отраслях заключается в том, чтобы индивидуум использовал свои уникальные человеческие навыки. Для максимально эффективной деятельности рекомендуется использовать синергию эмоционального интеллекта с обработкой больших данных путем машинного обучения. Сумеют ли машины превзойти людей в плане эмоционального интеллекта пока не ясно, но крупнейшие банки мира, например, J.P. Morgan, уже активно внедряют практики рекомендации покупки ценных бумаг клиентам путем обработки предпочтений, эмоционального состояния клиента. Каковы будут последствия такого прогресса сейчас тоже сложно оценить. В российских компаниях данные технологии применимы крайне урезано: на развитие машинного обучения, цифровизацию процессов нужны колоссальные средства, которых у российских даже публичных компаний не всегда хватает. Поэтому темой машинного обучения пока занимаются только российские гиганты: в финансовой сфере — Сбербанк, в ретейле — X5 Retail Group и конечно в ИТ — Яндекс и Mail.Ru Group. Сегодня в России, в отличие от Запада, не так много курсов для развития эмоционального интеллекта. Как правило, они входят в направление «Психология и деловые коммуникации». Поэтому многим приходится учиться на практике. Успеха достигают те, кто в какой-то период жизни работал в продажах или другой среде из перечня профессий, относящихся к классу «человек-человек». Именно частое общение с большим количеством людей помогает овладеть пониманием их желаний и потребностей, а управление командами помогает понять, с какими стрессовыми ситуациями каким образом лучше всего справляться. Развитию второго навыка также эффективно помогает коммуникация с наставником или ментором, который уже прошел путь, в начале которого находится заинтересованная личность. Одной из наиболее легких техник распознавания интересов людей является УБЭП, которая подразумевает деление потребностей и ценностей человека на четыре группы — удобство, безопасность, экономия и престиж. Важно понимать, что для выявления потребностей не стоит спрашивать «какая ценность для тебя важна» — вопрос бестактен. Можно задать ряд наводящих вопросов, например: По ответам становится понятно, какие ценности для человека важны. Резюмируя, можно отметить, что тема эмоционального интеллекта актуальна как никогда ранее. Однако даже не все страны, не говоря уже о компаниях, могут позволить себе полноценно изучать данное направление, а также не все имеют желание применять уже имеющиеся практики. Тем не менее, основными трендами на мировом рынке являются: Фото Pixabay

Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика
© HR-tv.ru