Ещё

Почему некоторые русские дворяне не знали родного языка 

Почему некоторые русские дворяне не знали родного языка
Фото: Кириллица
Случаев, когда правящий класс говорил по-другому, нежели народные массы, в истории предостаточно: норманнские завоеватели в Англии, монголы в юаньском Китае. Однако то были именно пришельцы-захватчики, сознательно отгораживавшие себя от простонародья (в том числе и языковым барьером).
В Российской империи, напротив, правящий класс по большей части был русским (к примеру, на 1812 год среди генералитета доля «природных русаков» составляла порядка 60-65%; а если брать офицерство, количество носителей иностранных фамилий и вовсе не превышало 10-12%). Тем удивительнее ситуация, при которой языком не только международного, но и бытового общения отечественной элиты совершенно сознательно и на многие десятилетия избирается Français.
Для того были, казалось, и вполне объективные причины. Золотой век русского дворянства, длившийся с XVIII столетия и до конца наполеоновских войн, совпал с эпохой расцвета Франции, ставшей гегемоном в Европе, а значит, и во всём мире. За политическим лидерством всегда следует идеологическое: лионские белошвейки — законодательницы мод, Дидро и Вольтер — властители умов, а блеск Версаля — недостижимый идеал для других монархов. Неудивительно, что галльские язык и массовая культура занимали в мире такое же место, как США и английский — сейчас. Так что представитель элиты любой страны волей-неволей вынужден овладеть инструментом мирового общения, чтобы не остаться на обочине жизни.
Итог очевиден: к началу XIX века в домашней библиотеке русского дворянина в среднем более 70% книг современных авторов принадлежали перу французов, тогда как лишь оставшаяся треть приходилась на остальных, вместе взятых: англичан, немцев, итальянцев.
А среди изданий, продававшихся в книжных лавках Петербурга и Москвы в 1801-1812 годах, 50% имели французский оригинал. Да и первые стихотворные опыты самого Пушкина были написаны по-… ну вы поняли.
Приведённые факты, однако, не объясняют, почему французский стал способом нашего элитарного общения. Но обратимся к лингвистической статистике. Из 300 слов русского языка, обозначающих элементы и фасоны одежды, по меньшей мере 1/3 — французского происхождения. Для предметов роскоши (дорогая утварь, бижутерия, парфюм, драгоценности, алкоголь) количество названий с галльскими корнями приближается уже к 3/4. Всё это — следствия «элитного потребления» нашего правящего класса, обменивавшие продукты труда подневольных крестьян на побрякушки и платья «из самого Парижу».
Влияние Франции на наши внешнеэкономические связи оставалось подавляющим вплоть до 1917 года: к началу XX века доля французского капитала среди всех иностранных инвестиций в Россию была наибольшей — 31% (Англия — 24%, Германия — 20%).
И всё-таки, попробуем разобраться: когда же в России отмечена первая вспышка галломании? Всякая революция, в том числе Великая Французская, по понятным причинам порождает колоссальную эмиграцию лучших людей, не нашедших места при новом режиме. За 1789-99 годы число таких беглецов в Россию превысило 15 тысяч: громадная цифра, учитывая, что общее количество российских дворянских родов составляло лишь около 100 тысяч. Надо ли говорить, что петербургский свет встретил изгнанников с сочувствием и восторгом, видя в них светочей культуры и защитников монархического порядка.
Малоизвестный факт: в феврале 1793 года, под впечатлением от казни Людовика XVI, Екатерина Великая издала указ, обязывавший французов или выехать за границу, или принести присягу, что те не поддерживают революционные идеи. Соответствующую клятву дали около полутора тысяч, отказались от присяги — 43 человека.
В итоге, множество вчерашних парижан стали гувернёрами и учителями помещичьих детей; даже наставником императора Александра I в юные годы был швейцарец-франкофон Лагарп. (Добавим в скобках, что следующее поколение русских аристократов было выпестовано многими из 190 тысяч пленных французов, оставшихся в стране снега после разгрома Наполеона).
Так что язык Декарта и Бюффона над колыбелью дворянского младенца начинал звучать куда раньше, чем сказки Арины Родионовны.
В 1812 г. русским офицерам во время кавалерийских разъездов запрещалось говорить на французском, поскольку партизаны, особенно в тёмное время суток, могли и пальнуть из засады, услышав «ненашенский» говор. На процессе 1826 года многие декабристы давали показания по-французски, так как родным владели плохо.
Вслед за превращением в XIX веке Великобритании в мирового лидера поменялись и, с позволения сказать, лингвистические тренды. Уже при Николае I императорский двор заговорил по-русски (даже с женщинами, что, как отмечали современники, явилось «неслыханным делом»). А к середине столетия удивительное общество, где любой офицер, переодевшись в партикулярное платье, мог заехать в расположение наполеоновской гвардии и успешно выдать себя за француза, осталось лишь на страницах «Войны и мира».
https://cyrillitsa.ru/history/89180-pochemu-tevtoncy-schitali-chto-mogut-del.html
Почему тевтонцы считали, что могут делать с русскими что угодно
text/html
Wed, 24 Jun 2020 11:30:50 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/69321-pochemu-russkim-nelzya-raspoyasyvats.html
Почему русским нельзя распоясываться
text/html
Wed, 24 Jun 2020 11:30:50 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/58762-kto-oplachival-vosstanie-pugachyova.html
Кто оплачивал восстание Пугачёва
text/html
Wed, 24 Jun 2020 11:30:50 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142374
Какое значение платок имел для русских женщин
Wed, 24 Jun 2020 10:00:22 +0000
Всю сознательную жизнь русская женщина не расставалась с платком: от первого, подаренного отцом в раннем детстве, до последнего, покрывающего голову скончавшейся старушки. Неудивительно, что назначение символа женской мудрости, красоты и благочестия часто выходило за рамки обязательного элемента костюма. Сноп-именинник Во многих губерниях бытовала традиция в Пожитник — праздник по случаю окончания жатвы — мастерить из […]
История
Всю сознательную жизнь русская женщина не расставалась с платком: от первого, подаренного отцом в раннем детстве, до последнего, покрывающего голову скончавшейся старушки. Неудивительно, что назначение символа женской мудрости, красоты и благочестия часто выходило за рамки обязательного элемента костюма.
Сноп-именинник
Во многих губерниях бытовала традиция в Пожитник — праздник по случаю окончания жатвы — мастерить из последнего снопа чучело, называемое Именинником. Связанную из соломы куклу наряжали в нарядный сарафан, а на голову непременно повязывали самый красивый платок.
В Пензенской и Симбирской губерниях Именинника приносили на барский двор, а в Саратове носили по селу с песнями и хороводами. В северных губерниях хозяева варили из снопа-Именинника кашу, чтобы накормить помощников-молотильщиков.
Гадание на жениха
В книге Михаила Забылина «Русский быт» есть упоминание о гадании, которое невозможно без платка. Именно им накрывали девушки колечко, соломенный пучок и хлебную краюху.
Затем, не поднимая платок, они вытаскивали наугад одну из вещей: если в руке оказывалось кольцо, то жених окажется щёголем, если хлеб — богатей, если солома — бедняк.
На венчании
На протяжении всей свадьбы у русских была традиция использовать платок. Так, пермяки в небольшие платочки оборачивали свечи во время венчания, чтобы воском не запачкать пол. Использовался платок и на третий день празднования, когда во время обряда потчевания зятя тёща накрывала расшитым платком стопку блинов.
В такой сервировке был заложен глубокий символизм: платок — девственная чистота невесты, блины — сама девушка. Несложно прочитать символику снятия платка и вкушения блинов. При этом жених обязан был взять снятый платок себе, а вместо него отдать деньги и трижды поцеловать тёщу, тем самым поблагодарив её за воспитание целомудренной дочери.
Если мужчина оказывался недоволен новоиспеченной женой, то он не прикасался ни к платку, ни к блинам, ни к тёщиным щекам.
В помощь карьеристам
Тот, кто искал расположения начальства, хотел победить в судебной тяжбе или мечтал приманить удачу в делах, пользовался простым заговором, атрибутом которого становился платок.
Но прежде чем взять его в руки, нужно было дождевой водой омыть иконы Спасителя и Богородицы, прочитать над этой водой специальный заговор, умыться ей, а тремя оставшимися ложками смочить платок.
Перед выходом из дома надлежало взять платок с собой и перед разговором с барином или чиновником утереть лицо заговорённым платком. Неизвестно, срабатывал ли «волшебный» платок, но проситель точно представал перед сильными мира сего с чистым лицом, что, вероятно, повышало шансы на удачное решение дела.
Навести красоту
Вместо белил да румян русские красавицы заговаривали платок. Чтобы привороженный мужчина не смог при встрече глаз отвести, требовалась малость: нашептать специальный заговор на уличный платок, а затем утереть им лицо.
Палочкой-выручалочкой становился платок и для тех, кто страдал от рябой кожи и угрей, при этом воспользоваться им могли как мужчины, так и женщины. Следовало взять непременно ненадеванный платок, снять им ранним утром росу с пшеничного колоса, а затем утереть лицо.
Пригождался платок и мужчинам, страдающим облысением. Знахари предлагали тем, у кого «на голове волос нет», взять конскую брюшину, сжечь её, пепел истолочь и просеять, смешать с маслом. Смазанную снадобьем голову следовало покрывать платком. Обещалось, что после такого компресса новые волосы должны «попереть дуром».
Схожий, но ускоренный метод, предполагал натирание лысины конскими и козьими экскрементами и ношение платка в течение трёх дней. После таких манипуляций роскошная шевелюра просто не имела права не вырасти.
Ингаляции
В Костромской и Вологодской губерниях платок использовали для лечения зоба или килы. Терапия заключалась в следующем: на раскалённые кирпичи клали кильную траву, а больной должен был держать лицо над дымом и заглатывать как можно больше «целебного воздуха».
Для максимального эффекта голову больного накрывали большим платком, стараясь соорудить нечто вроде шатра, который поможет все лекарственные пары пустить на лечение, не дав им рассеяться по избе.
Защита от сглаза
Одним из способов защиты от сглаза были наузы (иначе узлы). Они не срабатывали, если человека уже сглазили, но наши предки верили, что наузы были необходимы для профилактики, так как надёжно защищают от любых опасностей. Нередко ворожеи навязывали наузы на платок обратившейся за помощью. Платок выбирался неслучайно — в нём женщина ходила почти постоянно, а значит, шансы сглазить или навредить ей были минимальны.
Платок с наузами мог защитить от недоброго глаза и ребёнка, поэтому расшитый платок становился пологом. Его навешивали на люльку. Кроме магической силы, платок имел и практическое значение — он не позволял мухам, комарам и солнечному свету будить младенца.
К слову, в убрусе, разновидности платка-полотенца, женщины носили младенцев, если отправлялись на сенокос или жатву.
Перевязочный материал
В павлопосадском Музее истории русского платка особенный интерес вызывают платки, предназначенные для мужчин и имеющие чисто утилитарное значение. Известно, что во время Первой мировой войны каждый солдат имел платок-косынку, который заменял бинт и помогал зафиксировать раздробленные осколком кости.
На выпускаемых с 1911 года по заказу Красного креста платках-бинтах фирмы «Константин Мальм» печаталась полная инструкция по оказанию первой медицинской помощи с различными способами наложения косынки при различных видах травм. В период с 1938 по 1942 годы аналогичные платки изготавливались Первой московской ситценабивной фабрикой по заказу Сануправления Красной Армии.
Методическое пособие
Становился платок и своеобразным методическим пособием для обучения новобранцев. В начале прошлого века московское Товарищество Даниловская мануфактура выпускало оригинальный платок для русской армии.
По его периметру шли иллюстрации и текст из устава караульной службы, а в центре — полная схема разобранной винтовки Бердана с продольно-скользящим затвором, состоявшей на вооружении русской армии с 1870 года. Схема дополнялась текстом с правилами разборки и сборки берданки.
https://cyrillitsa.ru/history/53202-kak-khristianstvo-pomoglo-monarkhii.html
Как христианство помогло монархии
text/html
Wed, 24 Jun 2020 10:00:22 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/81359-byl-li-polkovodec-aleksandr-suvorov-r.html
Был ли полководец Александр Суворов работорговцем
text/html
Wed, 24 Jun 2020 10:00:22 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/63951-chto-tataro-mongoly-izmenili-na-rusi.html
Что татаро-монголы изменили на Руси
text/html
Wed, 24 Jun 2020 10:00:22 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142368
Почему в старину ненцев называли самоедами
Wed, 24 Jun 2020 09:00:23 +0000
На крайнем севере России, на стыке тундры и сурового Северного Ледовитого океана, испокон веков живут ненцы. Сами себя представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера именуют «хасова», что значит человек, а в русской этнографической литературе встречается другое название — «самоеды». С церковно-славянского языка это переводится как «людоеды». Такого шокирующего этнонима ненцы удостоились после того, как […]
Народы
На крайнем севере России, на стыке тундры и сурового Северного Ледовитого океана, испокон веков живут ненцы. Сами себя представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера именуют «хасова», что значит человек, а в русской этнографической литературе встречается другое название — «самоеды».
С церковно-славянского языка это переводится как «людоеды».
Такого шокирующего этнонима ненцы удостоились после того, как антропологи познакомились с жестокими порядками, царившими в их обществе. Согласно записям учёных, сделанных из уст самих самоедов у них с древности существовал обычай людоедства, однако он носил добровольный характер.
Согласно преданиям почувствовавший упадок сил мужчина-ненец, понимая, что больше не может ходить на охоту и приносить пользу коллективу и семье, наказывал убить его и съесть ради счастливой жизни потомков.
Ослушаться старшего дети не могли, и в присутствии шамана совершался страшный ритуал отцеубийства, после которого все члены рода с трепетом и благоговением ели тело предка.
По сравнению с людоедством, пристрастие ненцев к поеданию сырого мяса и рыбы не кажется столь ужасающим, но, тем не менее, это нетипичный способ употребления пищи.
В календарный период с мая до середины августа, когда в местах обитания ненцев суровая зима сменяется относительно мягким межсезоньем, наступает пора забивания выращенных для нужд пропитания оленей.
В это же время ненцы, от мала до велика, могут полакомиться излюбленным национальным блюдом — сырой олениной. Убитый умелым ударом ножа в сердце олень выставляется на импровизированный стол, и каждый участник трапезы отрезает себе кусок мяса, макает его в тёплую кровь и с аппетитом лакомится любимым кушаньем.
Помимо мяса сохатого ненцы с удовольствием едят его сырую печень и почки, костный мозг и дыхательное горло, нижнюю губу и язык, сычуг и сердце, которые считаются деликатесами и при наличии в общине гостя эти части хлебосольно преподносятся ему.
Особым угощеньем являются оладьи, замешанные на оленьей крови, которую ненцы активно используют в свежем и замороженном виде.
Кстати, любовь ненцев к сырому окровавленному мясу объясняется не только культурными традициями, но и элементарной потребностью организма в питательных веществах и витаминах С и В2, в большом количестве содержащихся в оленине.
Это лакомство позволяет северянам не болеть цингой и заряжает организм энергией, необходимой, чтобы выжить в крайне сложных природных условиях.
Зимой место парного мяса занимает замороженная оленина, которая подаётся к столу в виде тон