Ради чего стоит ехать в Туву (Тыву): Кызыл, шаманы и Убсунурская котловина
Когда речь заходить о республике Тыва или Тува — оба названия считаются в равной степени правильными — то для емкого определения этого края лучше всего подходит расхожее выражение «место силы». Располагается Тува в Юго-Восточной Сибири. Более 80 процентов ее территории занимают горы, на западе — Алтайские, на Севере и Востоке — Саянские. По одной из легенд, именно здесь на озере Тере-Холь находится мистический вход в Шамбалу, и, думается, если бы не значительная удаленность Тувы от центров цивилизации, этот заповедный край стал бы таким же центром туризма, как Непал или соседняя Монголия. Современные путешественники отправляются в Туву не только для того, чтобы изучить наскальные рисунки бронзового века в Убсунурской котловине или посмотреть на захоронения древних скифов в Долине царей, но и ради того, чтобы увидеть своими глазами камлания тувинских шаманов, а заодно и приобщиться к старинным магическим практикам, которые в Туве и по сей день просто естественная составляющая бытия местных жителей. Город Кызыл — не только столица Тувы, но и центр духовной жизни всей Юго-Восточной Сибири. С точки зрения религиозных традиций здесь сложилась абсолютно удивительная ситуация: тибетский ламаизм тут гармонично уживается не только с христианством, но и с традиционным тувинским шаманизмом. Не менее важно, что в отличие какой-нибудь от Латинской Америки, где шаманские практики давно перешли в категорию развлечений для туристов, в Туве общение с духами — серьезное и почетное занятие, а шаман — такая же уважаемая профессия, как врач или учитель. Впрочем, если рассуждать логически, ничего странного в этом нет, ведь туристы в Юго-Восточной Сибири встречаются редко, зато те путешественники, что, презрев трудности и расстояния, все-таки попадают в Кызыл, оказываются вознаграждены сверх меры, ведь они получают уникальную возможность прикоснуться к той самой аутентичной культуре тувинских шаманов, которая здесь сохранилась в практически не искаженном современностью виде. Сердце Азии, в данном случае, не метафора, ведь Тува — географический центр этой части света, и, согласно одной из существующих систем подсчета, столица республики Кызыл расположена как раз в непосредственной близости от заветной точки X — об этом свидетельствует символический обелиск «Центр Азии», созданный по проекту бурятского художника Даши Намдакова и установленный на городской набережной. Кстати, река Енисей берет свое начало как раз в столице Тувы, и многие приверженцы шаманизма усматривают в этом дополнительный сакральный смысл. Дело в том, что, согласно местным верованиям, могущественные духи любят обитать у истоков рек, вероятно, поэтому-то городской культурный центр шаманизма «Ай-Чурек» устроен по соседству с тем местом, где Большой Енисей сливается с Малым. Основала центр потомственная шаманка и целительница Ай-Чурек Оюн, происходившая из древнего и очень уважаемого рода «Девять курганов». Местные жители приходят сюда не только ради ритуалов, но и чтобы поправить здоровье, ведь при центре открыта клиника нетрадиционной медицины «Тосс Дээр», в которой трудятся сразу семь именитых целителей. Кстати, подобная концентрация шаманов в одном месте — не совсем типична для Тувы с точки зрения традиций. Дело в том, что раньше представители этой древней профессии конкурировали друг с другом и занимались клиентами исключительно индивидуально, но новое время диктует суровые правила рыночной экономики, вот шаманам и приходится подстраиваться под современные реалии и создавать совместные предприятия. Прием в «Тосс Дээр» — платный, но отбоя от желающих посетить центр нет. Сюда идут и коммерсанты, чтобы совершить обряд на удачу накануне важной сделки, и девушки, желающие узнать все о своем потенциальном суженом, и старушки — погадать на будущее внуков с помощью волшебных камушков хуваанак, что добывают из зоба улара или глухаря. В каждом кабинете центра сидят два шамана, у всех над столами — лицензии, подтверждающие классификацию специалистов. Однако, если вы думаете, что в центре занимаются одними лишь магическими или целебными практиками, то будем вынуждены вас удивить. Не меньшее внимание в «Ай-Чуреке» уделяют защите святых мест края, сохранению традиций и духовных ценностей Тувы. Вообще, тувинский шаман — профессия сложная и многозадачная. Представитель этого древнего ремесла должен не только камлать, призывать духов или очищать силовые центры человека с помощью ритуалов с шаманским бубном, но и в совершенстве владеть горловым пением, а также уметь безошибочно предсказывать будущее и заглядывать в прошлое. Помимо этого списке обязательных навыков профессионального шамана значатся: искусство привлечения здоровья и богатства, великолепное знание техник массажа, способность встречать души новорожденных и провожать души умерших в мир иной. Кстати, священный бубен — это не просто главный ритуальный инструмент. Тувинские шаманы относятся к нему, как к живому человеку. Например, чтобы бубен начал обладать волшебными свойствами, его не просто освящают, а оживляют, если же инструмент портится или теряет свою магическую силу, его не выбрасывают на помойку, а торжественно хоронят. Костюм каждого тувинского шаманов — совершенно уникальный в своем роде, и двух повторяющихся вы просто не сможете увидеть. Весь секрет в том, что обрядовую одежду каждый шаман делает самостоятельно и в полном соответствии с теми инструкциями, которые он получает напрямую от духов. Помимо разноцветных плетенных подвесок, веревочек и всевозможных сакральных предметов длиннополые кафтаны шаманов традиционно декорируется лапками животных или кусочками невыделанных шкур. А вот с головными уборами все более или менее стандартно, они всегда сделаны из перьев. Кстати, в шаманской традиции считается, что перья — это самый настоящий дар богов. На особенно высоком уровне шаманская активность в Туве держится ровно три месяца в году: в мае, июне и июле. Именно в этот период здесь проходят массовые ритуалы по освещению рек, гор, долин и священных рощ, считается, что они способны усилить магические свойства природы. Во время камлания шаманы сжигают на ритуальных кострах печенье, сладости, мясо и прочую снедь, дабы явившиеся на зов духи были сыты и довольны, а сопровождается магическое действо танцами, пением и, само собой, игрой на бубнах. Непосвященные на ритуал допускаются, проходят массовые камлания чаще всего в священных рощах, которые отличить от рощ обыкновенных — проще простого. Шаманы верят, что если из корня одного дерева вырастают два ствола разных пород, значит, это дерево — волшебное, если же в каком-то месте концентрация раздвоенных деревьев особенно высокая, то и вся роща получает статус магической. Кстати, в такие места очень часто приходят женщины, мечтающие о детях, о своем желании стать матерью они сообщают духам следующим образом — повязывают на ветки чаламы — шарфы или лоскуты яркой ткани. Словом, увидите подобное, знайте, вы в священном для тувинских шаманов месте. Другие значимые места Кызыла так или иначе связаны с буддизмом, ведь до 1912 года этот регион находился под властью маньчжурской династии Цин, что управляла соседним Китаем. Правда, в 30-е годы прошлого века практически все буддистские храмы в Туве были уничтожены, но сегодня традиции тибетского ламаизма здесь снова сильны, как никогда. Главный буддистский храм Кызыла носит название Цеченлинг. Расположен он в самом центре города, по адресу ул. Щетинкина-Кравченко, 1, а открыт каждый день с 8 утра до 17.00. Хоть храм и небольшой, но в нем нашлось место для восьми ступ, каждая из которых символизирует различные ступени жизненного пути и духовного становления Будды, и резиденции представителей Далай-Ламы. При Цеченлинг регулярно проводятся занятия по тибетскому языку, йоге и медитации, которые может посетить любой желающий, причем совершенно бесплатно, впрочем, против добровольных пожертвований ламы храма, конечно же, возражать не будут. Поблизости, на площади Арата находится еще одна знаковая достопримечательность столицы Тувы — медный буддистский молитвенный барабан, подаренный в 2006 году городу монахами монастыря Гьюдмед. Кстати, монахи этого же монастыря вывели на склоне горы Догээ, что возвышается прямо над Кызылом на правом берегу Енисея, самую большую в мире мантру, гласящую «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Мантрой длиной в 120 и высотой в 20 метров можно любоваться снизу, но, если спортивная подготовка вам позволяет, то настоятельно советуем совершить и пешее восхождение на гору, которую до XX века все без исключения тувинцы почитали, как священную. Считается, что подъем на ее вершину открывает способность общаться с духами и очищает от грехов. Впрочем, даже если вы далеки от спиритизма, то забраться на Догээ все равно стоит для того, чтобы полюбоваться с ее вершины степными террасами, горными хребтами, быстрым течением Елисея и островами Вавилинского затона, а заодно увидеть на склонах священной горы обоо — ритуальные каменные насыпи с воткнутой в центре палкой, на которую всегда повязан лоскут ткани. Обоо — еще одна узнаваемая примета Тувы, это знаки поклонения духам местности или рода, и, между прочим, считается, что истинными хозяевами этих ритуальных конструкций являются души умерших шаманов. Приятно, что многие знаковые объекты Тувы расположены в относительной близости от столицы республики, и туда даже устраивают организованные выезды туристов. Например, чтобы побывать в Убсунурской котловине, которая является трансграничной частью монгольско-российского национального парка, признанного объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, нужно всего лишь заглянуть в офис заповедника, что расположен в Кызыле по адресу улица Шагонарская, 64, и заказать однодневный или двухдневный тур. Впрочем, на полноценный осмотр Убсунурской котловины и целого месяца мало, ведь заповедник представляет собой естественную чашу размером 600 на 150 километров, на его территории песчаные дюны соседствуют с ледниками, а тайга и кедровые леса со степями и цветущими лугами. Ученые предполагают, что раньше эта территория была морем, окруженным со всех сторон горами, сейчас от моря осталось лишь небольшое озеро Убсу-Нур, скрытое на дне котловины, в котором водится алтайский осман — рыба, не встречающаяся более нигде в мире. Статус заповедника место получило в 1993 году, и дело тут не только в уникальном сочетании различных природных зон. В Убсунурской котловине обитает множество редких видов животных и птиц, например, благородный олень марал, рыси, росомахи, алтайский улар и, конечно же, снежный барс ирбис. Правда, увидеть хотя бы издалека этого величественного представителя семейства кошачьих вам вряд ли удастся. Ирбисы обитают в высокогорье, днем — спят в укромных местах, на охоту выходят лишь на закате и в целом стараются избегать встречи с человеком. А вот, что точно не заметить не получится, так это петрогливы — доисторические наскальные рисунки, обнаруженные археологами в заповеднике, в том числе, у подножья горы Ямаалыг. Находки ученых подтвердили — первые люди поселились в Убсунурской котловине 40 000 лет назад. Наскальные рисунки вообще встречаются в Туве достаточно части, относятся они к разным эпохам, а самые древние датированы аж бронзовым веком. На скалах и камнях можно увидеть символы, значение которых сегодня утрачено, изображения медведей и оленей, а также схематичные фигурки человечков. И, хотя вопрос о том, какой смысл закладывали в наскальные рисунки древние охотники до сих пор остается для ученых открытым, большинство исследователей сходится во мнении, что доисторическая наскальная живопись была важной составляющей ритуальных обрядов и имела для племен, населявших Туву, сакральное значение. Впрочем, сегодня Убсунурская котловина — не только природный заповедник. Поскольку здесь множество лугов, которые никогда не порываются снегом, на них разбиты многочисленные пастбища. Когда путешествуешь по этой местности на машине, то и дело натыкаешься на стада откормленных яков, покрытых от холки до копыт густой бурой или черной шерстью. Яки в Туве не менее распространены, чем коровы, а крупные пастбища, где стоит остановиться для того, чтобы сделать несколько фотографий косматых парнокопытных, устроены близ поселка Аржаан. Близ Аржаана находится еще один обязательный во время путешествия по Юго-Восточной Сибири природно-исторический объект — Долина царей, древнее скифское захоронение. Холмы в Долине — рукотворные, это курганы, сложенные над могилами царей древних кочевых племен, возраст захоронений — около 3000 лет. Самый крупный курган, высотой почти под пять метров находился сразу за поселком Аржаан, правда, сегодня от него практически ничего не осталось, местные жители растащили камни, из которых он был сложен, на строительство домов. Раскопки в Долине царей начались лишь в семидесятых годах XX века. Любопытно, что до обнаружения тувинского кургана ученые не располагали археологическими доказательствами того, что скифы были азитами, и лишь находки в царском кургане близ поселка Аржаан подтвердили этот, теперь уже очевидный для всех нас факт. При раскопках кургана были обнаружены останки 16 человек и 160 коней, они лежали в деревянных гробах вокруг царя и царицы, а еще в гробницах были найдены предметы из золота и знаменитая бронзовая бляха с изображением свернувшийся партеры — сегодня этот рисунок тиражируется на сувенирной продукции Тувы, а золото скифов можно увидеть в Национальном музее республики, что находится в Кызыле. Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: julia.malkova@gmail.com