Ещё

Шлем Александра Невского: была ли на нём цитата из Корана 

Шлем Александра Невского: была ли на нём цитата из Корана
Фото: Кириллица
Тайны любят окружать не только живых существ, но и неодушевленные предметы. Шлем Александра Невского, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля, из этого числа. Это, конечно, не Святой Грааль, но загадок в нем не меньше.
Красиво, очень красиво… Такой убор мог венчать голову Рюриковича, истинного Избранника. Все к одному: красное железо, форма в виде купола храма, образ архистратига Михаила Архангела на носовой стрелке, призванный дрогнуть руку врага с вознесенным мечом, золотая насечка, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг… И вдруг — арабская вязь! На шлеме православного князя! Что это? 13-й стих 61-ой суры Корана: «Обрадуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы».
Историки и коллекционеры всему найдут объяснение. В горизонте собственной эрудиции, опыта, сновидений, обсессий… Они любят логику. Логику педагогов начальных классов, разъясняющих школярам невозможность существования призраков.
Согласно легенде шлем Невского был перекован в XVII веке специально для Михаила Федоровича, первого царя от Романовых. Придворный мастер Никита Данилов дополнил его драгоценными камнями. Обновленный шлем получил имя «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича». Никакой модернизации здесь не было — шлемы на Руси было принято так называть, поскольку русские монархи со времен Ивана Грозного любили сравнивать себя с Иисусом Навином, ветхозаветным царем, взявшим Иерихон.
В XX веке историки не поверили в легенду, усомнившись, что шлем когда-то принадлежал Александру Невскому. Подвергнув булатный головной убор бесчисленным экспертизам и анализам, ученые пришли к выводу, что «Ерихонская шапка» была выкована на Востоке (откуда арабские надписи) в XVII веке. Затем с оказией шлем оказался у Михаила Федоровича, где подвергся «христианскому тюнингу».
Правда, никто не объясняет, а почему царь не распорядился убрать «басурманское письмо»? По халатности? Вряд ли. По незнанию? Едва ли. При царском дворе всегда было немало татар, знакомых с арабской каллиграфией.
Интересно, что арабская вязь украшала и шлем Ивана Грозного, а также других родовитых персон средневековой Руси. Конечно, можно говорить, о том, что это были трофеи. Но сложно представить, чтобы регламентированный Иван IV водрузил на свою венценосную голову бывший в употреблении шлем. Причем в употреблении у «басурмана»…
С большой долей вероятности царственные владельцы «ерихонских шапок» знали происхождение и перевод «арабских узоров». Но при этом проявляли толерантность к присутствию на собственных шлемах. Возможно, выгравированным сурам из Корана придавалось какие-то магические свойства — этакой «графической» иерихонской трубы, разрушающие стены крепостей не звуком, а письменами.
https://cyrillitsa.ru/history/56325-skolko-raz-ikona-vladimirskoy-bozhie.html
Сколько раз икона Владимирской Божией Матери спасала Русь
text/html
Mon, 22 Jun 2020 11:00:42 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/55732-kak-striglis-muzhchiny-na-rusi.html
Как стриглись мужчины на Руси
text/html
Mon, 22 Jun 2020 11:00:42 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/119717-kak-inok-peresvet-pobedil-samogo-stra-2.html
Как инок Пересвет победил самого страшного воина Мамая
text/html
Mon, 22 Jun 2020 11:00:42 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142265
Кто на самом деле создал Красную Армию
Mon, 22 Jun 2020 10:03:29 +0000
История создания Красной Армии, наследником и преемником которой стали нынешние вооруженные силы России, весьма противоречива. Вплоть до официальной даты своего основания, 23 февраля, ведь февральские события 1918 года были чередой поражений для Советской Республики от Германии. И завершилось все заключением с ней мирного договора, о котором и сам Владимир Ленин писал не иначе, как о […]
История
История создания Красной Армии, наследником и преемником которой стали нынешние вооруженные силы России, весьма противоречива. Вплоть до официальной даты своего основания, 23 февраля, ведь февральские события 1918 года были чередой поражений для Советской Республики от Германии.
И завершилось все заключением с ней мирного договора, о котором и сам Владимир Ленин писал не иначе, как о «самом тяжелом, угнетательском, зверском, позорном мире».
На добровольной основе
Впрочем, урок этих поражений действительно стал ценнейшим опытом для советского руководства. Дело в том, что большевики, придя к власти, вообще на многие сферы политики и государственного управления смотрели весьма утопически, в том числе, и на «новую советскую армию». Изначально планировалось, что РККА будет сформирована на добровольной основе из «наиболее сознательных граждан».
При этом как таковой единой системы и иерархии в данной структуре не предполагалось. Это должна была быть сеть до определенной степени самодостаточных и универсальных боевых подразделений, которые больше напоминали партизанские отряды, чем регулярную армию. О таком устройстве и добровольности говорилось в опубликованном 18 января 1918 года декрете СНК РСФСР «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Параллельно же советское руководство делало все, чтобы ликвидировать остатки царской армии, справедливо опасаясь, что эти войска выступят против новой власти. При этом новая советская власть искренне верила, что вот-вот начнется мировая пролетарская революция, и обычные солдаты тех же Центральных держав, а особенно Германии, на волне революционного подъема повернут свое оружие против собственных командиров.
А потому и наличие мощной и организованной армии рассматривалось на первых порах как нечто совершенно излишнее. Но уже первые столкновения на Северо-Западе России с германскими войсками показали всю нежизнеспособность данной концепции.
«Социалистическое отечество в опасности!»
К двадцатым числам февраля немцы, взяв Псков и Нарву, подошли на весьма опасное расстояние к Петрограду. И 23 февраля 1918 года вышло новое воззвание Совета Народных Комиссаров — «Социалистическое отечество в опасности!». В этом воззвании уже говорилось про обязательный призыв.
14 марта 1918 года наркомом военных дел, то есть, фактическим главой Красной Армии, стал Троцкий. Интересно, что в царской армии сам он не служил, военного образования не имел, а весь его опыт сводился к работе военным корреспондентом в 1912 году.
Это, однако, не помешало Троцкому взяться за серьёзные преобразования РККА. В частности, именно он инициировал широкое привлечение «военспецов», офицеров царской армии и иностранных специалистов. При этом модернизировал он и систему военного управления. Именно Троцкий ввел такую управленческую единицу, как Реввоенсоветы армий и фронтов, которые подчинялись непосредственно Реввоенсовету Республики.
Военно-образовательная программа для всех
Троцким же весной 1918 года был написан первый текст военной присяги и была разработана система военных комиссариатов. Помимо массовой и принудительной мобилизации, новый военный нарком озаботился и повышением квалификации военнослужащих. В конце апреля 1918 вышло постановление «Об обязательном обучении военному искусству» для всех трудящихся.
Иными словами, граждане Республики теперь проходили всеобщую, хоть и краткую, военно-образовательную программу, и естественно, что с «демократизмом» в армии было покончено. Вернулась высшая мера наказания за дезертирство, например. Вообще Троцкий действовал весьма жестко и решительно. И массовые расстрелы в армии того времени, инициированные, в том числе, и лично Троцким, были делом, можно сказать, обыденным.
Хотя, к примеру, вызывает большие сомнения факт так называемой «децимации», казни каждого десятого солдата в полку, после массового бегства всего полка с линии фронта. Это попросту могло бы подорвать боевой дух нарождавшейся армии, а уж тем более полка. А Троцкий был человеком весьма прагматичным, в том числе и в сфере наказаний.
Армия и наука
Так или иначе, но именно работа Троцкого позволила превратить разрозненную сеть отрядов в некую единую мощную и, что самое главное, четко работающую силу с постоянной идеологической обработкой военнослужащих. Обучение же военному мастерству в итоге вообще вылилось в теснейшее сотрудничество советской армии с наукой. И, кстати, эта традиция именно научного анализа в военных целях сохранилась и в Российской Армии. Мы — одни из лидеров в математическом моделировании военных действий.
В 1918 году РККА насчитывала порядка 198 тысяч солдат и командиров, уже в 1920-м это количество возросло до 5,5 миллионов человек. И что характерно, именно Троцкий наладил систему оперативной, форсированной массовой мобилизации населения. Система эта работала и после него.
К примеру, по окончании Гражданской войны в 1924 году в РККА прошла массовая демобилизация, и ее численность сократилась до пятисот тысяч бойцов. Но уже в 1941 году, с началом Великой Отечественной, численность за счет системы военных комиссариатов оперативно была поднята до 5,4 миллионов человек.
Соратники Троцкого по партии резко критиковали его деятельность на военном поприще, они считали, что в армии Советской Республики также должны работать демократические принципы, выборность командиров и обсуждение, а также постановка на голосование приказов.
Но Ленин в итоге поддержал Троцкого в его начинаниях и, как показала дальнейшая история, оказался прав. И РККА, а потом и Советская Армия, превратившись с распадом СССР в армию Российскую, пройдя через многие испытания, снова стала одной из сильнейших и боеспособных армий на планете.
https://cyrillitsa.ru/history/129922-fedor-romodanovskiy-pochemu-vse-boyali.html
Федор Ромодановский: почему все боялись шефа безопасности Петра I text/html
Mon, 22 Jun 2020 10:03:29 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/81305-pochemu-v-1989-om-u-sovetskoy-milicii-poyavi.html
Почему в 1989-ом у советской милиции появились дубинки
text/html
Mon, 22 Jun 2020 10:03:29 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/66369-chto-stalo-v-rossii-s-armiey-napoleona.html
Что стало в России с армией Наполеона
text/html
Mon, 22 Jun 2020 10:03:29 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142252
Традиция «открытого стола»: почему русские дворяне приглашали на обед незнакомцев
Mon, 22 Jun 2020 09:00:39 +0000
Широта русского гостеприимства нашла отражение в традиции «открытого стола» — вместе с хозяином обедать садились не только члены семьи, но и практически любой желающий. Зарубежные гости Французская художница Элизабет Виже-Лебрён в своих мемуарах с восхищением описывает русскую традицию открытого стола. Правда, следовать ей могли лишь люди состоятельные, ведь чтобы ежедневно сажать за стол до сотни […]
История
Широта русского гостеприимства нашла отражение в традиции «открытого стола» — вместе с хозяином обедать садились не только члены семьи, но и практически любой желающий.
Зарубежные гости
Французская художница Элизабет Виже-Лебрён в своих мемуарах с восхищением описывает русскую традицию открытого стола. Правда, следовать ей могли лишь люди состоятельные, ведь чтобы ежедневно сажать за стол до сотни человек, нужны деньги и немалые.
Приехавшему в Петербург или Москву иностранцу достаточно было получить хорошие рекомендации, чтобы не платить в ресторациях, а кушать домашнее у одного из местных вельмож. Виже-Лебрён рассказывает, каких усилий стоил ей каждый отказ от приглашения за открытый стол к графу Строганову.
Подчинённые
Хлебосольные хозяева не только перед иностранцами старались не ударить в грязь лицом, но и подчинённых не обижали. К начальнику могли пожаловать стоящие ниже по должности, а к гвардейскому командиру — офицеры.
Обед за открытым столом в этом случае был призван убить сразу двух зайцев: позволял в неформальной обстановке решить рабочие вопросы и сглаживал зарождающиеся конфликты.
Справедливо писал сыну наместник Новороссии граф Михаил Воронцов, что наделённые властью и богатством люди обязаны жить так, чтобы эту власть и богатство им прощали другие.
Правило накрывать открытый стол для подчинённых сохранялось и в случаях, если служебные дела приводили вельможу за границу. Так, будучи в 1770 году в Ливорно, граф Алексей Орлов прямо во время трапезы читал один документ за другим, делал пометки и передавал их секретарю, приговаривая: «Кушайте, господа, кушайте!»
Интеллигенция
Михаил Пыляев в книге «Старое житье» рассказывает об открытом столе уже упомянутого графа Строганова. К покровителю искусств и меценату на обед стекались люди искусства — поэты и художники. Особенно роскошен был воскресный обед, стилизованный под трапезу древних римлян. Гости лежали у столов на мягких диванах в окружении лебяжьих подушек, ковров и шелков.
Обед считался скромным, хотя и состоял из трёх перемен блюд. В частности, гостям подавали лосиные губы, щёчки селёдки, ананасы в уксусе, устрицы — денег хозяин на угощения не жалел. Римская церемония соблюдалась в точности: если места в желудке для следующего яства не хватало, гость щекотал специальным пером в горле, и после вызванной рвоты продолжал пировать.
Вестовщики
Обязательными посетителями открытого стола московского дворянства XVIII-XIX веков становились вестовщики (если проще, то сплетники). Обычно это были загадочные личности: о своей жизни они мало распространялись, зато с удовольствием пересказывали слухи, приукрашивая их сочными домыслами, делая обед более увлекательным.
Преимущественно, это были холостяки средних лет или вдовцы в летах, смысл жизни которых сводился к бесконечному путешествию с одного обеда на другой. Более того — они могли прийти на семейный праздник или ужин, сесть за карточный стол или выполнить мелкое поручение хозяйки.
В истории остались имена таких московских вестовщиков, как отставной офицер Теплов, служивший некогда в кавалерии, и русский издатель Павел Свиньин, имевший репутацию любителя преувеличений и придуманных сенсаций.
Соседи
Желание жить с соседями в ладу обязывало не отказывать тем, кто по какой-то причине поиздержался. Любой сосед, будучи знакомый хозяину, мог без приглашения прийти в гости и отобедать «чем Бог послал».
Традиции не отказывать соседям следовали не только состоятельные московские вельможи, но и дворяне средней руки, правда, лишь до войны 1812 года. После пожара в Москве многим пришлось отказаться от открытых столов, при этом московские дворяне всегда осуждали петербургских за введение «журфиксов» — определённых дней и часов для приёма гостей.
Дальние родственники
Кровные узы всегда имели огромное значение, поэтому за открытым столом находилось место для любого родственника, пусть даже он был «седьмой водой на киселе». Почти всегда при первом знакомстве дворяне пытались обнаружить общую родню, которая после длительных расспросов часто находилась.
Родственникам давали в долг, хлопотали об их устройстве на службу или замуж, посещали во время болезней и, конечно, усаживали за стол. Недаром Белинский писал, что не уважающий родни московский дворянин хуже вольнодумца.
Земляки и однофамильцы
Не меньшими привилегиями пользовались земляки или однофамильцы, которые и без предварительных расспросов вполне могли оказаться родственниками. Часто они не только приходили к хозяину без приглашения на обед, но и просили об одолжениях.
Если услуга была пустяковой, то знатный и богатый земляк вполне мог похлопотать. Представляя однофамильца, дворянин непременно просил проявлять к нему милость и не бросать оказавшегося вдали от дома на произвол судьбы — посодействовать в решении дел или устройстве на службу.
Однополчане
Бесплатно обедать сколь угодно долго могли и бывшие однополчане. Известен случай, когда к графу Разумовскому стал ходить отставной офицер. Он молча кланялся хозяину, садился в самом дальнем углу стола, ел и по-английски уходил. Через какое-то время один из адъютантов графа решил разыграть гостя: стал допытываться, кто он да что, и по чьему приглашению приходит.
Сконфуженный офицер ответил, что, видимо, ошибочно решил, будто его бывший фельдмаршал граф Разумовский не даст ему умереть с голоду и особенного приглашения получать не нужно. После этого он пропал.
Заметивший «недобор» хозяин, велел выяснить, что это за человек, а когда узнал, что его бывший сослуживец приехал в Москву на тяжбу, которая почти разорила его, поселил у себя, похлопотал так, что судебное дело «почти мгновенно» решилось в пользу офицера, дал денег на дорогу, да ещё и подарок жене просил передать.
Незнакомцы
Впрочем сесть за открытый стол мог и совершенно незнакомый хозяину человек. Главное, чтобы он был дворянином, имел приличный вид и обходительные манеры.
Хозяин никогда не ел что-то особенное — подавали ему то же, что и гостям: ленивые щи или телячью похлёбку, баранину с чесноком под красным соусом, мозги под зелёным горошком, буженину под луком — как писали современники, «блюда простые, но сытные».
Завершался обед десертом, а затем желающие могли выпить вина или выкушать кофе.
https://cyrillitsa.ru/history/83800-kakikh-svyatykh-dekanonizirovali-v-rezu.html
Каких святых деканонизировали в результате церковного раскола
text/html
Mon, 22 Jun 2020 09:00:39 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/60590-chem-zanimalas-razvedka-petra-i-2.html
Чем занималась разведка Петра I text/html
Mon, 22 Jun 2020 09:00:39 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/64622-pochemu-doch-anny-ioannovny-aktivno-po.html
Почему дочь Анны Иоанновны активно помогала церкви
text/html
Mon, 22 Jun 2020 09:00:39 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142168
Культ хлеба в России: почему этот продукт считается самым важным
Sun, 21 Jun 2020 09:30:30 +0000
Первое, что приходит в голову — уважение к хлебу как продукту, спасавшему в самый лютый голод, в тяжелые времена. Только вот эти тяжелые времена были практически у всех народов. Описаниями голода и мора полны европейские хроники раннего Средневековья, и что? Хлеб там вполне обычный продукт, без всякого превозношения, обожествления. Помимо этого, вспомним, что одно из […]
История
Первое, что приходит в голову — уважение к хлебу как продукту, спасавшему в самый лютый голод, в тяжелые времена.
Только вот эти тяжелые времена были практически у всех народов. Описаниями голода и мора полны европейские хроники раннего Средневековья, и что? Хлеб там вполне обычный продукт, без всякого превозношения, обожествления.
Помимо этого, вспомним, что одно из первых, что пропадает в случае бескормицы, — это именно хлеб. Кое-как спасаются еще травой, кореньями, лебедой, которые в принципе и могли бы рассматриваться в качестве «палочки-выручалочки». Ан нет, у нас главный продукт — именно хлеб.
Разгадка этого лежит, наверное, не в сфере голода, а в повседневной пище. И тут, как часто бывает в истории, произошла определенная подмена понятий. Дело в том, что хлеб, жито (в древнеславянской лексике) — это блюдо, приготовляемое из самых разных ингредиентов. Ну, понятно, что все они зерновые — рожь, пшеница, овес, полба, ячмень и т.д. В этом смысле, наверное, именно эти злаки и являлись продуктами-спасителями в любой ситуации. Именно они и составляли основу рациона, где мясо были лишь украшением стола, редким гостем на крестьянской пирушке. Овощи и корнеплоды с огорода — тоже «та еще» помощь, не сравнить их по калорийности с кашами и печеным тестом.
Но при этом наш хлеб — совсем особенный. Кислый дрожжевой хлеб, созревающий пару дней, являлся «визитной карточкой» русской кухни до конца XVIII века.
С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено бо­гослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Ви­зантии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.
Кстати, это не просто некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема была одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху. Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный для причастия как кислый, квасной. К этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках назывался он artos, что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске.
В отличие от них, латиняне отстаивали необходимость использования для этого пресного хлеба, или как это называлось в русской религиозной традиции, «опресноков». Сторонники Римского папы цитировали апостола Матфея: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».
Понятно, что такие аргументы были скорее плодом изощренного ума. Но христианство на Руси с самого начала придерживалось именно этой «хлебной» традиции. Что, в общем, объяснимо — именно кислый хлеб и был основой питания наших предков.
И действительно, многие рецепты выпечки хлеба были заимствованы мирской об­щерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей ис­пользовали квас. Об этом говорится в житии преподобного Феодо­сия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб.
В начале XII в. другой насельник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случил­ся на Руси голод, кормил им нуждающихся. Пшеничный хлеб упоми­нается в произведении XII в. — «Слове», или «Молении Даниила Заточника», где сказано: «…пшеница бо, много мучима, чист хлеб являет». Извест­но также, что преподобный Сергий Радонежский, будучи игуменом Свято-Троицкой лавры в XIV в., размалывал зерна на ручных жер­новах и выпекал хлеб.
Из свода житейских правил XVI в. «Домостроя» узнаем, что хлеба тогда на Руси пекли много, причем в специальном помеще­нии — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду; относи­лись к хлебу бережно: «А в житницах, и в закромах, у ключника бы всякое жито и всякий запас брежно».
Кроме того, в «Домострое» рассказано о различных свойствах хлеба, например: «Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней». Далее следует совет остерегаться недопе­ченного, горячего и слишком мягкого хлеба, дабы не навредить желудку.
Вот только думать о том, что тот хлеб XVI веков был похож на нынешний, — серьезное заблуждение. Тогдашний хлеб вряд ли пришелся бы по вкусу современному человеку. Он очень тяжело воспринимался даже современниками-иностранцами.
Известно мнение Павла Алеппского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария» (это времена Ивана Грозного) писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы же совершенно не в состоянии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же». Так, что понятия о вкусной и здоровой пище изменились за века значительно. И русский хлеб стал одним из примеров этой эволюции.
https://cyrillitsa.ru/history/136686-skolko-buddistov-bylo-sredi-donskikh.html
Сколько буддистов было среди донских казаков
text/html
Sun, 21 Jun 2020 09:30:30 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/90422-prostuda-ili-yad-ot-chego-na-samom-dele-s.html
"Простуда или яд?": от чего на самом деле скончался муж Салтычихи
text/html
Sun, 21 Jun 2020 09:30:30 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/139378-bunty-trezvennikov-v-rossiyskoy-impe.html
Бунты трезвенников в Российской империи: как их подавляли
text/html
Sun, 21 Jun 2020 09:30:30 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142112
Проигравший победитель: зачем Россия вступила в Первую мировую
Fri, 19 Jun 2020 17:30:18 +0000
Для России Первая мировая война обернулась миллионами погибших, распадом империи и концом монархии. До сих пор у историков нет единого мнения, зачем страна вообще вступила в этот масштабный конфликт. Предупреждение, оставшееся без ответа Мотивы, побудившие крупные европейские державы начать масштабную войну, очевидны. Все они, так или иначе, обусловлены стремлением к геополитической и экономической гегемонии на континенте. […]
История
Для России Первая мировая война обернулась миллионами погибших, распадом империи и концом монархии. До сих пор у историков нет единого мнения, зачем страна вообще вступила в этот масштабный конфликт.
Предупреждение, оставшееся без ответа
Мотивы, побудившие крупные европейские державы начать масштабную войну, очевидны. Все они, так или иначе, обусловлены стремлением к геополитической и экономической гегемонии на континенте. Но какие цели ставила перед собой Россия, присоединяясь к военному конфликту?
Накануне войны бывший министр внутренних дел Пётр Дурново в аналитической записке предупреждал Николая II об опасности втягивания страны в противостояние с Германией. Даже победа в этой войне, по мнению Дурново, не дала бы ничего ценного для России, а в случае неудачи возрастала бы вероятность революции:
«Побеждённая армия, лишившаяся за время войны наиболее надёжного кадрового своего состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению». Словно в воду глядел, прозорливый политик.
Как отреагировал Николай II на записку Дурново — неизвестно. Ясно то, что царь руководствовался не доводами разума, а патриотическим порывом. Однако нужно заметить, что Николай до последнего надеялся остановить войну. 29 июля 1914 года он отправил германскому императору Вильгельму II телеграмму с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию». Вильгельм на нее не ответил. «Моя совесть чиста. Я сделал все, чтобы избежать войны», — писал Николай II.
Патриотический подъем
Официальная версия вступления России в войну — это выполнение союзнических обязательств перед Сербией. Действительно, Россия согласно договору, обязывалась оказать военную помощь Сербии в случае посягательств на территориальную целостность последней.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии и в тот же день начала обстрел Белграда, но Россия не торопила события. Реакция последовала только два дня спустя — 31 июля, когда в стране была объявлена всеобщая мобилизация.
Германия в ультимативной форме потребовала от России отменить мобилизацию, на что получила отказ.
1 августа немецкий посол в Петербурге граф Фридрих Пурталес передал ноту об объявлении войны российскому министру иностранных дел Сергею Сазонову, после чего, по воспоминаниям министра, «отошел к окну и заплакал». 2 августа уже Николай II подписывает манифест о начале войны.
Президент Российской ассоциации историков Первой мировой войны Евгений Сергеев отмечает, что при вступлении в войну свою роль сыграла «боязнь потерять престиж и влияние в Балканских странах». Сербия была не просто союзником, но и важным стратегическим плацдармом России на Балканах.
Историк Борис Колоницкий убежден в том, что исследуя причины начала войны, не стоит недооценивать силы общественного мнения. С его слов, было «сильное давление улицы». Окружение Николая II отмечало, что царь в те дни ощущал такое единение с народом, какого не было предыдущие двадцать лет его правления.
В первые дни войны на улицах российских городов прошли массовые манифестации в поддержку сербов, и в то же время возникли стихийные акции (погромы немецких офисов и магазинов). Антигерманские настроения и патриотическая эйфория оказались фактором, во многом предопределившим вступление России в войну.
Российские интересы
Американский историк Шон Макмикин объясняет причины Первой мировой войны соперничеством и территориальными претензиями России и Германии.
Эту мысль подкрепляет французский дипломат Морис Палеолог в книге «Царская Россия во время мировой войны», приводя слова российского министра иностранных дел Сергея Сазонова: «Моя формула проста, мы должны уничтожить германский империализм. Мы достигнем этого только рядом военных побед; перед нами длинная и очень тяжелая война. Император не имеет никаких иллюзий в этом отношении. Но чтобы „кайзерство“ не восстановилось снова из своих развалин, чтобы Гогенцоллерны никогда больше не могли претендовать на всемирную монархию, должны произойти большие политические перемены».
Борис Колоницкий высказывает мнение, что целью России было объединение польских территорий входящих в состав Австро-Венгрии и Германии, а также необходимость установления контроля над Босфором.
Записка, адресованная Сазоновым французскому и британскому послам (М. Палеологу и Дж. Бьюкенену), подтверждает, что в преддверие ожидавшейся атаки союзными войсками Босфора Россия поспешила «застолбить» за собой Константинополь и Проливы. В ней, в частности, сказано следующее: «Ход последних событий приводит императора Николая к мысли, что вопрос о Константинополе и проливах должен быть окончательно разрешен и сообразно вековым стремлениям России».
Об этом же в своей книге «Взгляд Запада на Россию» пишет британский историк Джеффри Хоскинг: «К весне 1915 года русские дипломаты наконец-то достигли соглашения с правительствами Великобритании и Франции о том, что после войны Константинополь и большая часть проливов станут территорией России».
«Кому война, а кому мать родна»
Не секрет, что Первая мировая война стала поистине манной небесной для банкиров и промышленников. Российская армия, находившаяся в стадии переоснащения, испытывала нехватку современной военной техники, оружия и боеприпасов. Государственные заводы не могли в полной мере обеспечивать фронт всем необходимым, и за дело взялись частные компании, сбывавшие свою продукцию по завышенным ценам.
В монографии начальника Главного Артиллерийского управления (1914–1917 годы) генерал-лейтенанта А. А. Маниковского «Боевое снабжение русской армии в мировую войну» приведены для сравнения некоторые цифры. Так, 76-мм шрапнель (вид артиллерийского снаряда) на казенном заводе стоила 9 руб. 83 коп, а на частном — 15 руб. 32 коп., цены на 152-мм гранату были соответственно 42 руб. и 70 руб. Выгода отечественных предпринимателей налицо.
Тяжелую ситуацию в российской военной промышленности использовали и западные страны. Так, английское правительство предложило поставить России 12 млн снарядов по сверхвысоким ценам и в крайне растянутые сроки, срывая тем самым наступательные операции русской армии. Несмотря на это, предложение английской стороны было принято.
Историк И. В. Маевский замечает, что в период войны Россия «все больше превращалась в объект приложения иностранного капитала, извлекавшего неслыханные барыши. Вместо 4-5% дивиденда, получаемого у себя на родине, иностранные капиталисты получали в России от 20 до 30%!». Исследователь Александр Широкорад уверен, что давление русских заводчиков и банкиров, тесно связанных с англо-французским капиталом, оказало в итоге влияние на правящие круги России и втянуло страну в войну.
Стравить любой ценой
В преддверие Первой мировой войны будущие противники, Россия и Германия, поддерживали тесные торгово-экономические связи. Треть российских товаров от общего экспорта шла в Германию, а четверть германских — отправлялась на российский рынок. Немецкие заводы исправно выполняли оборонные заказы Петербурга. Так, в 1913 году для России на верфи «Шихау» были заложены два крейсера — «Адмирал Невельский» и «Граф Муравьев-Амурский».
Но летом 1914 года отношения резко обостряются, и бывшие партнеры уже становятся врагами. Для историка Николая Старикова здесь все очевидно: Россию и Германию просто стравили. И сделала это, по его мнению, Англия. Исследователь Александр Самсонов называет и конкретного виновника — английское масонство.
Цели Англии становятся понятными, если посмотреть на экономическую ситуацию накануне войны. Общая стоимость английских товаров на российском рынке почти в 4 раза уступала стоимости товаров из Германии. Кроме этого, немецкие товары усиленно теснили английские и в других странах, в том числе в британских доминионах и колониях. Ослабление Германии для Великобритании было жизненно необходимым.
Самый верный способ, который не раз использовала английская дипломатия — это война, причем чужими руками. Любопытный факт: всеобщая воинская обязанность в Соединенном Королевстве была введена только в январе 1916 года — через 16 месяцев после начала мирового конфликта! Англия выжидала, пока Россия теряла свои силы. Как тут не вспомнить лозунг английской дипломатии: «Защищать интересы Британии до последнего русского».
Первым и главным шагом по втягиванию России в войну стала российско-британская конвенция 1907 года. Накануне рокового соглашения немецкий рейхсканцлер Бернгард фон Бюлов пророчески писал: «Если Российская империя объединится с Британией, это будет означать открытие направленного против нас фронта, что в ближайшем обозримом будущем приведет к большому международному военному конфликту».
«Выйдет ли Германия победительницей из этой катастрофы?», — размышлял Бюлов. — «Увы, скорее всего Германия потерпит поражение, и все кончится триумфом революции». Но еще раньше этот трагический путь суждено будет пройти России.
https://cyrillitsa.ru/history/77425-kak-knyaginya-olga-prognala-s-rusi-lati.html
Как княгиня Ольга прогнала с Руси латинян
text/html
Fri, 19 Jun 2020 17:30:18 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/85082-est-li-zhizn-v-glubinakh-chernogo-morya.html
Есть ли жизнь в глубинах Черного моря
text/html
Fri, 19 Jun 2020 17:30:18 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/82113-chto-lyubil-est-ivan-poddubnyy.html
Что любил есть Иван Поддубный
text/html
Fri, 19 Jun 2020 17:30:18 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142107
Смерть Сергея Есенина: какие остались вопросы
Fri, 19 Jun 2020 15:30:52 +0000
Более 90 лет смерть поэта не даёт покоя историкам, исследователям и поклонникам его творчества. Что же на самом деле произошло в гостинице «Англетер»? Протокол с нарушениями Множество обвинений поступают в адрес участкового надзирателя 2-го отделения милиции Николая Горбова. Акт обнаружения тела С. Есенина, подписанный Горбовым, не внушает доверия ни с точки зрения грамматики, ни в […]
История
Более 90 лет смерть поэта не даёт покоя историкам, исследователям и поклонникам его творчества. Что же на самом деле произошло в гостинице «Англетер»?
Протокол с нарушениями
Множество обвинений поступают в адрес участкового надзирателя 2-го отделения милиции Николая Горбова. Акт обнаружения тела С. Есенина, подписанный Горбовым, не внушает доверия ни с точки зрения грамматики, ни в профессиональном плане. Человеку, работавшему в активно-секретном отделении уголовного розыска, должно быть известно, что этот документ называется протоколом и составляется по образцу. Вынимать труп из петли, как и описывать место происшествия и улики, по всем правилам должно в присутствии понятых.
Акт же Горбова (или только подписанный его фамилией?) не дает ясной картины произошедшего. Да и сложно представить, что этот участковый надзиратель был настолько безграмотен, ведь 19 лет до этого он работал наборщиком в типографии. Почерк и подпись этого человека можно восстановить по его сохранившимся документам: заявлению и автобиографии. Ни почерк, ни подпись не совпадают.
Отсутствие гостиничной регистрации
Не найдено ни одного документа, подтверждающего, что Есенин жил в гостинице «Англетера» в декабре 1925 года. Да и неясно, зачем поэту было останавливаться в ней, если он мог остановиться у своих близких друзей. Вероятно, Есенин никогда и не жил в «Англетере». Тогда версия, что его убили в другом месте, а уже после разыграли историю с самоубийством в гостиничном номере, выглядит более убедительной.
Неполная медэкспертиза
Сомнительной кажется и акт медицинской экспертизы, составленный судебным экспертом Гиляревским. Его заключение гласит: «На основании данных вскрытия следует заключить, что смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение.
Вдавление на лбу могло произойти от давления при повешении. Темнофиолетовый цвет нижних конечностей, точечные на них кровоподтеки указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время».
Однако почему-то в этом акте указаны не все повреждения, имевшиеся на лице поэта. Это подтверждает и фото Есенина, сохранившееся в Национальной публичной библиотеке в Петербурге в особом отделе. На этой фотографии отчетливо различимо пулевое отверстие во лбу поэта и след от удара под правым глазом. Удар этот мог быть нанесен рукояткой пистолета, который, к слову, имелся и у самого поэта.
Затруднительное положение
Тогда возникает вопрос: зачем было вешать Есенина? Не проще ли было его застрелить, чтобы представить дело как самоубийство? Многие историки склоняются к версии, что убийство поэта одобрил лично Троцкий. А черная работа была доверена известному революционеру Якову Блюмкину, который попал в затруднительное положение во время убийства, и поэтому ему пришлось разыгрывать вариант с повешением.
Почему повешение?
Спрашивается, зачем тогда надо было «вешать» поэта, если всё можно было списать на смерть от выстрела из револьвера, который у самого Есенина имелся? Хотя, с другой стороны, зачем сам поэт, если верить официальной версии, повесился, а не застрелился?
Ценный свидетель
В журнале «Чудеса и приключения» было опубликовано письмо отставного военного Виктора Титаренко из Хабаровского края, в котором он рассказал о своей беседе в середине 70-х годов с бывшим заключенным Николаем Леонтьевым. По его словам, в 1925 году он служил в ОГПУ вместе с Блюмкиным. Однажды Блюмкин получил приказ от Троцкого достойно наказать физически Есенина.
Чекисты планировали лишить поэта мужественности и вроде бы шутя стали стягивать с него брюки. Поэт схватил медный подсвечник и ударил им по голове Блюмкина. Тот упал без сознания, а перепуганный Леонтьев выхватил наган и выстрелил в Есенина.
Титаренко рассказывает, что Блюмкин, очнувшись, ударил рукояткой нагана в лоб Есенина, а затем связался с Троцким и договорился с ним об инсценировке самоубийства и о мерах по устранению кровавых следов. А Николая Леонтьева через несколько дней отправили на Дальний Восток на подпольную работу в ставке атамана Семенова. Там после войны за измену чекистскому делу он получил 25-летний срок.
Сложно опираться в рассуждениях на одно письмо. Но на рисунке В. Сварога, сделанном утром 28 декабря 1925 года, брюки поэта расстегнуты и приспущены. Художник сообщает также, что заметил следы борьбы в номере и множество ворсинок от ковра на сорочке и в волосах поэта. В. Сварог еще тогда предположил, что Есенина после убийства заворачивали в ковер.
Травля
Жить в 1923-1925 годах в СССР было непросто. Троцкий считал убийство оправданным средством утверждения коммунистической идеи. «Мы должны, — писал он, — превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которой мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда даже жителям Востока. Путем кровавых бань мы доведем русскую интеллигенцию до полного отупления, до идиотизма, до животного состояния…»
Есенин, кажется, знал, что мешает плану:
И первого Меня повесить нужно, Скрестив мне руки за спиной, За то, что песней Хриплой и недужой Мешал я спать Стране родной.
Известно также, что в последние годы жизни поэта власти подвергали его массированной психологической травле. Правда о смерти последнего поэта деревни раскроется только вместе с архивами НКВД (ФСБ).
https://cyrillitsa.ru/history/67000-proiskhozhdenie-rusi-v-kakuyu-versiyu-ver.html
Происхождение Руси: в какую версию верили наши предки
text/html
Fri, 19 Jun 2020 15:30:52 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/51525-kak-davali-imena-na-rusi-2.html
Как давали имена на Руси
text/html
Fri, 19 Jun 2020 15:30:52 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/52685-chto-znachili-obyatiya-na-rusi.html
Что значили объятия на Руси
text/html
Fri, 19 Jun 2020 15:30:52 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142103
Зачем Александр Керенский притворялся женщиной
Fri, 19 Jun 2020 14:00:09 +0000
Александр Керенский — личность известная. Он запомнился России своими неоднозначными реформами, амнистией и тем, что якобы бежал из Зимнего дворца в платье медсестры. Свои дни он закончил в Америке. Керенский и Ленин Судьбы Александра Керенского и Владимира Ленина имеют интересные пересечения. Во-первых, они оба родом из Симбирска, во-вторых, их отцы были учителями. При этом отец […]
История
Александр Керенский — личность известная. Он запомнился России своими неоднозначными реформами, амнистией и тем, что якобы бежал из Зимнего дворца в платье медсестры. Свои дни он закончил в Америке.
Керенский и Ленин
Судьбы Александра Керенского и Владимира Ленина имеют интересные пересечения. Во-первых, они оба родом из Симбирска, во-вторых, их отцы были учителями. При этом отец Керенского еще и служил директором гимназии, где учился Владимир Ульянов. Конечно, их родители были знакомы и бывали друг у друга в гостях.
Любители конспирологии также добавят, что Керенский и Ленин родились в один и тот же день. В один, да, только по разным стилям. Ленин — 22 апреля по новому, а Керенский — 22 апреля по старому.
О личных встречах Ленина с Керенским нам ничего не известно. Владимир Ульянов был старше Александра Керенского на 11 лет. Если они и виделись в детстве, то говорить о каком-то взаимовлиянии вряд ли можно. Польский журналист Александр Минковский, который брал у Керенского интервью в Америке, спросил у него насчет детских впечатлений от Володи Ульянова. В ответ Керенский сказал, что Владимир был его старше и они не общались.
История с платьем
Когда заходит речь о Керенском, то обычно первым делом вспоминают, что он бежал из Зимнего дворца, облачившись в женское платье. На самом деле, этого не было. Вероятнее всего, эту версия побега была придумана либо советской пропагандой, либо самим народом.
Из Зимнего дворца Керенский, по его словам, уехал на автомобиле американского посольства, который ему предоставили. По версии Дэвида Фрэнсиса, который был послом США в то время, Керенскому автомобиль не предоставили, он был захвачен адьютантом Александра Федоровича. После скитаний по России, Керенский при помощи спецагента Сиднея Рейли в июне 1918 года отбыл за границу.
Везде не к месту
Попытав счастья в Лондоне, Керенский решил отправиться в Париж. По Парижу его возили французские жандармы, предоставившие в его распоряжение даже личный автомобиль. 10 июля 1918 года состоялась его встреча с французским премьер-министром Жоржем Клемансо. Но и здесь его миссия закончилась неудачей. Европейские политики смотрели на Керенского не как на главу будущего «правительства в изгнании», а как на обычного беженца. Имя Керенского было настолько дискредитировано в России, что созданная в сентябре 1918 года в Уфе Всероссийская директория заявила о том, что Керенский находится за границей как частное лицо и никаких официальных политических миссий на него не возложено.
В Париже Керенский числился сотрудником эмигрантской газеты «За Россию». За неимением средств он был вынужден ночевать прямо в редакции газеты. На следующие десять лет журналистика и публицистика стали основным источником заработка Керенского. С октября 1922 года в Берлине стала выходить его собственная газета «Дни», где публиковались Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт и Иван Бунин. На страницах своего издания он планомерно критиковал большевиков. Единственным способом, с помощью которого можно было победить «красную заразу», было объединение всех европейских демократических сил и русской эмиграции. Но собрать в рамках одной организации хотя бы все русские демократические силы Керенскому не удалось. Попытка организовать новое Учредительное собрание в январе 1921 года завершилась крупным провалом.
Жена из Австралии
Жена Керенского Ольга Львовна Барановская встретила Октябрьскую революцию в Петрограде. Там же на Дегтярной улице она вместе с сыновьями Олегом и Глебом жила на протяжении всей гражданской войны. Ее дети ходили в загородную школу. Сама же жена экс-премьера постоянно меняла место работы, чтобы иметь хоть какой-то заработок для дальнейшего существования. Но Ольге Львовне удалось где-то достать эстонские документы и вместе с детьми выехать на новую родину. Она добралась наконец-то до Лондона, но с мужем больше вместе не жила. Семья навсегда распалась. Жена и оба сына остались в Англии, получив впоследствии британское гражданство.
Керенский же в эмиграции встретил Терезу Лидию (Нелль) Триттин, дочь владельца мебельной фабрики из Австралии. Он была младше Керенского на 28 лет. Ольга Львовна долго не давала мужу развод, но к 1939 году все вопросы были решены и «молодожены» наконец-то сыграли свадьбу. Начало совместной супружеской жизни было омрачено началом Второй мировой войны.
Керенский и Гитлер
Гитлера Александр Керенский объективно считал порождением Версальского мирного договора. Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии он, как и многие западные политики, считал единственным средством во избежание новой мировой войны. Нападение на СССР Керенский публично приветствовал. С Германией он связывал надежду на уничтожение советской власти и большевизма. Но позже, поняв масштаб трагедии, он изменил свои взгляды в отношении войны и был уже целиком на стороне Красной армии и ее союзников. Керенский писал 28 июня 1941 года в своем дневнике: «После долгих и тяжких раздумий я пришел к заключению: мы должны страстно желать сейчас только одного — чтобы Красная Армия сохранила свою боеспособность до этой осени. И если получится — это будет чудом!».
Керенский и сам пострадал от действий Гитлера. Вместе с женой ему пришлось покинуть оккупированный немцами Париж. Нелль, вторая жена Керенского, больше всего боялась, что немцы посадят «Алекса» в тюрьму «как Шушнига» (австрийский канцлер, посаженный в тюрьму после Аншлюса). В Великобритании Керенского не пустили из-за его прошлых публичных прогерманских высказываний. В итоге он вместе с Нелль отправился проездом через Испанию за океан, в США.
Отказ от жизни
После войны Керенский вновь попытался вернуться в политику. Вместе с эмигрантами-эсерами Черновым и Зензиновым в марте 1949 года он создал Лигу борьбы за народную свободу. Но «молодая» эмиграция не приняла Керенского. У них с детства, с советских школьных учебников было заложено отвращение к бывшему премьеру, бежавшему из Петрограда в женском платье.
Керенский писал мемуары, совместно с Гуверовским институтом издал трехтомную публикацию документов эпохи Временного правительства, читает лекции в Стэнфордском университете. Он никогда не забывал о Родине. Еще в период Великой Отечественной войны Керенский отправлял телеграмму Сталину. Ответа на нее тогда так и не получил. В 1968 году Керенский пытался получить разрешение на въезд в СССР. Советское руководство требовало, чтобы он признал закономерность социалистической революции, правильность политики СССР и успехи советского народа. Керенский ради своей поездки был готов признать уже все. Но по неясным причинам поездка в Москву так и не состоялась.
Умер Александр Керенский в Нью-Йорке 11 июня 1970 года в возрасте 89 лет. Он уже сам хотел умереть, но требуемого яда ему так и не давали. В какой-то момент он просто отказался принимать пищу и лекарства. Его тело было переправлено сыновьям в Лондон, где до сих пор покоится на кладбище Патни Вэйл.
https://cyrillitsa.ru/history/59223-kogda-gavayskie-ostrova-mogli-stat-r.html
Когда Гавайские острова могли стать русскими
text/html
Fri, 19 Jun 2020 14:00:09 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/142151-baba-i-molodukha-pro-kakikh-zhenshhin-t.html
«Баба» и «молодуха»: про каких женщин так говорили на Руси
text/html
Fri, 19 Jun 2020 14:00:09 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/76146-kak-moskva-osparivala-svoe-gospodstv.html
Как Москва оспаривала свое господство с Тверью
text/html
Fri, 19 Jun 2020 14:00:09 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142100
Что случится во время Страшного Суда
Fri, 19 Jun 2020 13:00:45 +0000
Многие наверняка слышали выражение «дожить до Страшного суда», но имеют лишь смутное представление о том, что это такое. В общем и целом, все сводится к простой схеме: случится апокалипсис, придёт Бог и станет судить всех людей — кого-то отправит в ад, кого-то, кто хорошо себя вёл — в рай. Но это очень поверхностное понимание. История […]
Традиция
Многие наверняка слышали выражение «дожить до Страшного суда», но имеют лишь смутное представление о том, что это такое. В общем и целом, все сводится к простой схеме: случится апокалипсис, придёт Бог и станет судить всех людей — кого-то отправит в ад, кого-то, кто хорошо себя вёл — в рай. Но это очень поверхностное понимание.
История
Понятие «Страшный суд» обычно соседствует с такими понятиями как «Второе пришествие», «всеобщее воскресение». Согласно христианской эсхатологии, то есть учению о конце мира (от греческого εσχατόθ — конечный, последний), все эти события тесно связаны. Основным источником христианских представлений о Страшном суде, который произойдет в конце времен, является Священное писание: евангельские тексты, послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова.
События Второго пришествия и Страшного суда описываются в текстах Нового завета со всей присущей тому времени образностью и символизмом. Согласно им, Страшному суду будет предшествовать Второе пришествие Христа и всеобщее воскресение людей. Явление Христа будут предварять разнообразные астрономические знамения, и оно не останется незамеченным никем, ибо, как говорит Евангелие, будет подобно молнии, что «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27).
Пришествию Христа будут сопутствовать ангелы и «звук трубы», символизирующий победу над силами тьмы — в Синодальном переводе есть выражение «с трубой громогласной». Есть мнение, что образ звука трубы взят из Ветхого Завета, где он часто знаменовал победу, торжество, и употреблялся для призывания народа.
Апостол Павел, прекрасный знаток ветхозаветного иудейского учения и предания, пишет, что звук этот огласит всю землю: «вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Откровение о Втором пришествии Христа, всеобщем воскресении и Страшном суде Церковь включила в Символ веры, тем самым закрепив его догматически.
Суд не страха, а любви
Богословское осмысление темы Страшного суда весьма разнообразно, оно получило выражение во многих святоотеческих текстах — об этом писали Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и многие другие святые древности и нового времени. Однако копья по этому поводу ломаются до сих пор.
«Страшным» этот суд принято называть лишь в русскоязычных текстах. В других обычно подчеркивается его всемирность, всеобщность. Однако устрашающая атмосфера, которая волей-неволей нагнеталась яркостью евангельских образов, была издревле присуща текстам восточнохристианских богословов, посвященным Страшному суду.
Святитель Григорий Нисский говорил, что такое восприятие допустимо, но лишь с «воспитательной» целью. Возможно, это было во многом обусловлено эпохой и аудиторией, к которой была обращена проповедь: жестокость и простота нравов требовали простоты правил и понятного объяснения, почему их нарушать не рекомендуется.
Для этого лучше всего подходили аналогии с государственной практикой судопроизводства, например — римской, которая отличалась крайним формализмом и имела довольно жестокую систему наказаний.
Однако в святоотеческой литературе есть и иной взгляд на трактовку Страшного суда. Согласное ему, Бог явит Себя вовсе не как грозный судия, изрекающий приговоры, а как любящий миротворец между нами и нашей совестью. Ведь всё Евангелие непрестанно говорит о том, что Бог есть Любовь, а значит и суд Его будет не осуждением, но судом любви.
Святитель Феофан Затворник, говоря о милости Бога пишет: «Милость Божия и там будет изобретать, как бы оправдать грешника, и будет предавать его правде Божией только после того, как не к чему будет рук приложить в оправдание его». Также он предполагает, что и человек, не знавший христианской веры, сможет быть оправдан по своим делам и по великой любви Божией: «Иудей судится, а потом награждается как иудей по его законам. Язычник судится, а затем награждается или наказывается как язычник по его законам. И в том и в другом случае участь решится верностью или неверностью тому закону, который каждый из них считал для себя обязательным… Там не нужны будут свидетели, всякий в мыслях своих сам над собой произнесет оправдание или осуждение. Всякий будет видеть свой закон и дела свои, сличит то и другое и решит, виноват или нет».
Таим образом, многие святые отцы считали, что судить человека будет не Бог, а собственная совесть, в свете открывшейся истины.
Христианство, утверждая неизменность Божьей любви, утверждает и то, что Бог всех и каждого любит абсолютно, невзирая на всё совершенное нами зло. Человеку же часто эта любовь не нужна. Выбирая грех, он выбирает для себя путь в сторону «от Бога», может полностью стать рабом страстей, и в этом случае он станет неспособным принять эту любовь, более того — она станет для него мукой.
В нашем мире, который, согласно христианскому учению, омрачен грехом, Божие присутствие не ощущается. Но по прошествии «образа мира сего» это присутствие станет абсолютным, как пишет апостол — «будет Бог все во всем».
Эта реальность станет настолько явственна и ощутима, что даже те, кто отвернулся от Бога, окажутся ее участниками, и именно в этом заключен весь трагизм Страшного суда: просветившись светом Божественной любви, человек увидит и почувствует свою неправоту перед Ним.
Есть гипотеза, что именно это и есть тот самый «огонь вечный» и «мука вечная», о которой говорится в Писании: Божия любовь и Свет будут невыносимы для тех, кто когда-то напрочь отказался от них.
Любовь Божия будет не судить, а пытаться оправдать нас всех перед своей совестью, которая как раз и станет тогда самым строгим нашим судьей. Как писал митрополит Антоний Сурожский: «Суд этот не Бог будет произносить над нами, а мы сами, когда увидим, каковы мы, и поймем, какими мы могли быть».
https://cyrillitsa.ru/tradition/57273-pochemu-kreshhenie-nazyvayut-bogoyavleni.html
Почему Крещение называют Богоявлением
text/html
Fri, 19 Jun 2020 13:00:45 +0300
https://cyrillitsa.ru/tradition/79351-pochemu-russkie-ugolovniki-govoryat-v-n.html
Почему русские уголовники говорят «в натуре!»
text/html
Fri, 19 Jun 2020 13:00:45 +0300
https://cyrillitsa.ru/tradition/134921-chem-pokhorony-miryanina-otlichayutsya-ot-p.html
Чем похороны мирянина отличаются от погребения священника
text/html
Fri, 19 Jun 2020 13:00:45 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142075
За что старообрядцы не любили Николая II Fri, 19 Jun 2020 12:00:51 +0000
Писатель Александр Исаевич Солженицын когда-то сказал, что если бы не церковный раскол XVII века, не произошло бы и революции 1917 года. Некоторые современные историки полагают, что писатель был прав в буквальном смысле и русские старообрядцы сыграли значительную роль в политических катаклизмах начала XX столетия. Во всяком случае, в Февральской революции, в ходе которой последний властитель […]
История
Писатель Александр Исаевич Солженицын когда-то сказал, что если бы не церковный раскол XVII века, не произошло бы и революции 1917 года. Некоторые современные историки полагают, что писатель был прав в буквальном смысле и русские старообрядцы сыграли значительную роль в политических катаклизмах начала XX столетия. Во всяком случае, в Февральской революции, в ходе которой последний властитель Российской империи Николай II отрекся от престола.
Положение старообрядцев в России в предреволюционные годы
К концу XIX века представители старообрядчества сосредоточили в своих руках значительные материальные ресурсы. «Весь русский рынок осваивался именно староверами», — утверждает доктор исторических наук А. В. Пыжиков, автор книги «Грани русского раскола». Купеческие династии в старообрядческой среде начали зарождаться в эпоху Екатерины II, поощрявшей свободное предпринимательство.
К интересующему нас периоду староверам принадлежала изрядная доля (по некоторым данным, до ¾ национального дохода) в главных отраслях сырьевой и производственной промышленности. Они владели банками, железными дорогами, судоходными компаниями. Фабриканты-старообрядцы получали государственные заказы, в том числе на изготовление оружия.
Хотя даже на рубеже веков не все староверы осмеливались признаваться в своей религиозной принадлежности открыто (из-за чего подлинная их численность намного превышала указываемую в официальных документах), времена гонений на них миновали.
16 апреля 1905 года, в день, пришедшийся на Страстную субботу, были разрешены богослужения и распечатаны алтари в старообрядческих храмах Рогожского кладбища в Москве. На следующий день вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости». Эту дату некоторые считают точкой отсчета так называемого золотого века старообрядчества (оказавшегося, правда, очень кратким). 19 апреля Николай II записал в своем дневнике: «Христосовался со старообрядцами». После этого по всей стране началось строительство новых и восстановление старых старообрядческих храмов и монастырей.
Власти явно хотели жить со староверами в ладу. Но хотели ли жить в ладу с властями староверы?
Отношение старообрядцев к самодержавию
Распространено мнение, что все без исключения староверы до глубины души ненавидели царский дом Романовых. Обосновать эту точку зрения несложно, ведь раскол 1650–1660 годов, на долгие века загнавший сторонников старого обряда в подполье, начался при втором Романове на русском престоле — Алексее Михайловиче Тишайшем и в народном сознании был тесно связан с династией Романовых вообще.
Староверы, называвшие «антихристом» не только Петра I (на самом деле повинного в гонениях на раскольников гораздо в меньшей степени, чем его отец), но любого Романова на троне, действительно находились и в XX веке, особенно в сельской глубинке.
Но образованные горожане, коммерсанты, издатели, политики, даже если и хранили у себя дома строгий архаичный и патриархальный уклад, свойственный староверам, вряд ли руководствовались в своих помыслах и поступках исключительно историческими и религиозными причинами.
Они были современными практичными людьми, полагавшими, как и многие в те годы, что обусловленное самодержавием социальное устройство страны затормаживает ее развитие, в том числе и развитие в ней экономики и бизнеса.
Манифесты 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» и «Об учреждении Государственной Думы», благодаря которым в России впервые появился свой парламент, вкупе с Указом о веротерпимости, на какое-то время дали надежду на перемены. Но они происходили слишком медленно, причем далеко не все старообрядцы верили, что возврата к прежним порядкам не будет.
Исследователь истории старообрядчества О. П. Ершова пишет, что в 1917 году одно из региональных собраний старообрядцев признало самодержавие не способным обеспечить соблюдение прав, дарованных Указом о веротерпимости, и не соответствующим интересам народа. Этот случай не был единичным.
Отношение самодержца к старообрядцам
Вопрос о том, как на самом деле относился к староверам Николай II, остается открытым. Ряд исследователей старообрядчества, в том числе историк и литературовед М. А. Дзюбенко, полагает, что император симпатизировал им и даже надеялся объединить две ветви Русской Церкви, но прямых доказательств этому нет.
Косвенным аргументом служит, например, интерес Николая к дониконианским церковным архитектуре и музыке, который вполне может объясняться эстетическими и отчасти дипломатическими соображениями. К тому же крайне сомнительно, что большинство староверов восприняли бы идею объединения с РПЦ с восторгом.
Участие старообрядцев в подготовке революционных событий
По всей вероятности, набирающая в последние годы популярность теория о том, что старообрядцы выступили едва ли не главной движущей силой всех трех русских революций, сильно преувеличена. Однако факт участия староверов в революционном движении неоспорим.
С конца XIX века они активно контактируют с различными группами политической оппозиции. По словам историка Пыжикова, «правоверная славянофильская купеческая элита переходит на либерально-конституционные рельсы».
Для зажиточных людей, которые к тому же имели доступ и к общинному капиталу старообрядцев, самым простым и удобным способом влиять на события было финансирование оппозиции. Известнейший пример — фабрикант и меценат Савва Морозов, на чьи деньги издавались социал-демократическая газета «Искра», большевистские издания «Борьба» и «Новая жизнь».
Кроме того, Морозов снабжал запрещенной литературой собственных рабочих и был автором записки «О причинах забастовочного движения. Требования введения демократических свобод». Ее он составил в январе 1905 года спустя несколько дней после Кровавого воскресенья в надежде на то, что будет поддержан остальными пайщиками Никольской мануфактуры, чего не произошло. Также известно, что на средства Саввы Морозова согласно достаточно правдоподобной версии, втайне от него большевики закупали оружие.
Многие староверы или выходцы из старообрядческих семей сами состояли в оппозиционных думских партиях и фракциях. Зачастую эти же люди, занимавшие важные государственные должности до Февральской революции, после нее стали членами Временного правительства. И это допускает предположения о попытке совершить «революцию сверху».
Так, один из лидеров Прогрессивной партии А. И. Коновалов, член IV Государственной Думы, позднее занял пост министра торговли и промышленности во Временном правительстве. Его ближайший соратник П. П. Рябушинский, издатель газеты «Утро России», был членом Государственного Совета и председателем Военно-промышленного комитета. Основатель партии «Союз 17 октября» и председатель III Госдумы А. И. Гучков во Временном правительстве стал военным и морским министром.
Крах надежд
Очень многие рядовые старообрядцы встретили учреждение Временного правительства с искренней радостью. Так, журнал «Слово Церкви» опубликовал приветствие иноков Спасо-Преображенского мужского монастыря: «Твердо верит братия новоизбранному вашему мудрому управлению, что вы постараетесь все усовершенствовать для блага родины и отечества, и просветить русскую землю».
Как мы знаем, с этими задачами Временное правительство справиться не сумело. В августе 1917-го на совещании, проходившем в Большом театре, был констатирован очевидный факт: ситуация безнадежно вышла из-под контроля.
После Октябрьской революции практически все старообрядцы потеряли свое состояние. Многие лишились свободы или жизни. Те, кому удалось, эмигрировали. Некоторые, как, например, Гучков и Коновалов, продолжили политическую и общественную деятельность в Европе.
Простые общинники уезжали по преимуществу в США, где их потомки живут до сих пор, соблюдая старинные обычаи.
https://cyrillitsa.ru/history/61802-velikiy-tamerlan-kem-on-byl-po-naciona.html
Великий Тамерлан: кем он был по национальности на самом деле
text/html
Fri, 19 Jun 2020 12:00:51 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/135313-zhivoy-most-udivitelnyy-sluchay-russ.html
"Живой мост": удивительный случай русской смекалки во время войны с Персией
text/html
Fri, 19 Jun 2020 12:00:51 +0300
https://cyrillitsa.ru/history/141969-klad-semlyovskogo-ozera-kuda-propali-s.html
Клад Семлёвского озера: куда пропали сокровища, захваченные Наполеоном в Москве
text/html
Fri, 19 Jun 2020 12:00:51 +0300
https://cyrillitsa.ru/?p=142057
Божий труд: как живут монахи в православных монастырях
Fri, 19 Jun 2020 11:30:11 +0000
В миру бытует мнение, что жизнь священников и уж тем более монахов, легка и беззаботна: знай себе, молись, а уж верующие люди обеспечат и хлебом, и деньгами. Все далеко не так. На ежедневную молитву в монастырях отводят около 5–6 часов, примерно столько же отводится на сон: все остальное время монахи работают, не покладая рук, неся различные послушания […]
Традиция
В миру бытует мнение, что жизнь священников и уж тем более монахов, легка и безз