Войти в почту

«Адмиралу Кузнецову» нет пощады от своих

Ремонт и модернизация авианосца «Адмирал Кузнецов» движется вперед по алгоритму, описанному еще Лениным: шаг вперед, два шага назад. Определилась стоимость незапланированного ремонта, который понадобился после декабрьского пожара, унесшего жизни двух морских офицеров. Пострадали еще 14 человек. На портале госзакупок появилась информация о тендере, в котором участвовала лишь одна неназываемая компания. Центр судоремонта «Звездочка», где с очень переменным успехом ремонтируется авианосец, готов заплатить этой компании 251,4 млн. рублей. Хоть сравнительно недавно президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов оценивал сумму ущерба в полмиллиарда. Так что крупно сэкономили. Более того, сэкономили еще и в процессе торгов: первоначально планировалось потратить 252,5 млн., но в процессе предконтрантных переговоров удалось сэкономить целый миллион. Неведомый подрядчик обязуется выполнить ремонт корпусных конструкций настройки корабля, а также очистку и покраску ее правого борта общей площадью 2050 кв. метров. Также подрядчик закупает лакокрасочные материалы, собирает и демонтирует строительные леса. Когда начнутся работы – неизвестно. Но закончиться они должны до 31 августа 2022 года. Срок действия контракта истекает 30 ноября того же года. Очень похоже, что и на сей раз ОСК действует в соответствии со стратегией, благодаря которой уже почти угробили «Кузнецова». Вначале ОСК продает «Роснефти» 82-й судоремонтный завод со всеми потрохами. К потрохам относится крупнейший в европейской части России плавучий док ПД-50 с габаритами 330х88 метров. Потом просит «Роснефть» на правах бедного родственника приютить в ПД-50 для ремонта и модернизации авианосец. Потому что больше его ставить некуда – все крупные сухие доки заняты, и к ним выстроилась очередь. Авианосец милостиво впускают. С него снимают гребные винты и начинают ремонтировать. И вскоре топят док. Именно топят, потому что он не сам утонул. Оптимизируя расходы, «Роснефть» нарушает правила эксплуатации ПД-50, лишая док автономного электропитания. Именно это послужило причиной аварии. Каким-то чудом авианосец спасают, отбуксировав на безопасное расстояние с дырой в палубе от падения крана. И ставят у стенки 35-го СРЗ. И начинают думать, а куда же можно пристроить «Адмирала Кузнецова» для продолжения ремонта. Но пристроить некуда – все сухие доки необходимых размеров заняты. И нескоро освободятся. Вспоминают, как в Кольском заливе еще при советской власти начали строить сухой док для авианосца «Ульяновск», который должен был быть крупнее «Кузнецова» и не мог поместиться в ПД-50. Однако строительство забросили в связи с окончанием советской власти. Поразмышляв, ОСК отказалась от идеи достроить этот док, поскольку там не были завершены даже взрывные работы в скальном грунте. В конце концов, выход был найден. Именно так это и было представлено в оптимистичных заявлениях ОСК. Было объявлено, что на 35-м СРЗ есть два сухих дока, расположенные рядом. И если поломать между ними стенку, что не потребует много времени, то получится большой док, в котором свободно разместится авианосец с габаритами 305,5х72 метров. Да, два дока есть. Их габариты таковы: 187х28 м и 236х31 м. Но расположены они не последовательно, а параллельно друг другу. То есть максимальная длина у гибрида в результате разборки междоковой стенки будет всего лишь 236 м. Но для докования «Адмирала Кузнецова» требуется 305 метров. И чтобы с запасом, то было решено довести длину дока до 335 метров. То есть получается, что необходимо удлинить длинный док на 99 метров, а короткий на 148 метров. При глубине выемки в 14 метров получается гигантский объем работы. ОСК объявил тендер на строительство супердока. Но никого тендера, по сути, не было. «Три гиганта – строительные компании, хорошо известные на российском рынке, от участия в этом рискованном для них проекте отказались. Мы выбрали лучшего из имевшихся», - рассказал Рахманов о выборе исполнителя работ. И это вполне понятно – серьезные люди, ознакомившись с объемом работ, выделяемых на них финансах, и сроков исполнения, решили не вписываться в проект. За 20 млрд. рублей ровно год назад подрядилась петербургская компания «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (ИИС). Док должен быть готов в этом году. Однако затем начались судебные тяжбы между заказчиком и исполнителем. А «Сбербанк» даже подал иск о банкротстве к ИИС. Дело застопорилось. Заказчик говорит о срыве графика работ, исполнитель – о недополучении финансирования. А с доком практически ничего не происходит. В наиболее удачные периоды очевидцы наблюдали на строительстве до 15 единиц строительной техники. Но чаще не более пяти – два экскаватора и три самосвала. И ОСК уже начинает поговаривать о разрыве контракта. И о том, что для второго этапа работ, возможно, будет выбираться новый исполнитель на конкурсной основе. И при этом сложно предположить, что в ОСК не понимали о нереальности в отведенные сроки получения дока, в котором мог бы разместиться авианосец. Хоть проект реорганизации доков, можно сказать, засекречен, но эксперты в судостроительной отрасли предполагают такую последовательность действий. Ломается междоковая стенка. Поскольку длины полученного дока недостаточно, то сооружается дамба, то есть док продлевается в залив. После чего авианосец загоняется в это временное сооружение, которое вряд ли соответствует стандартам на такого рода объекты. После окончания ремонтных работ авианосец уходит на испытания, а док начинают переделывать. То есть удлиняют до необходимых размеров и избавляются от временной дамбы. Весь этот процесс от разрушения междоковой стенки до сдачи в эксплуатацию нормального дока может занять года четыре. Что же касается ремонта авианосца, то он может закончиться в лучшем случае в 2024 году. В этой печальной истории есть и еще один любопытный момент. Оказывается, поблизости с многострадальным авианосцем есть пустой свободный док длиной 400 метров. Ну, или же он будет полностью готов в этом году. На так называемой «Кольской верфи», которую строит «Новотек» для гигантских плавучих заводов сжиженного газа. А всего должно быть два таких дока. Но, понятно, что крупный бизнес палец о палец не ударит для поддержания обороноспособности страны. Док не для авианосца. То есть получается, страна отдельно, бизнес отдельно. Что весьма похоже на уклонение от воинской службы. И еще. Об экономической эффективности деятельности ОСК. «Новотек» инвестировал в строительство гигантского предприятия, расположенного на площади 150 гектаров, и городка на 15 тыс. человек 120 млрд. рублей. ОСК реконструирует два дока за 20 млрд. рублей. Как говорится, приплыли, дальше плыть некуда.

«Адмиралу Кузнецову» нет пощады от своих
© Свободная пресса