Ещё

Экотуризм: пора учиться крепко держать в руках удочку, чтобы ловить свою собственную рыбу 

Экотуризм: пора учиться крепко держать в руках удочку, чтобы ловить свою собственную рыбу
Фото: BFM.RU
В  стартовал первый Всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма. Его инициатором и организатором выступает (АСИ), оператором — Агентство стратегического развития «ЦЕНТР», поддержку конкурсу оказывают , , Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и .
По данным Росстата за 2019 год, в России насчитывается 11 822 особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального, регионального и местного значения. Осенью прошлого года министр экологии и природопользования рассказывал Business FM: в одном только Подмосковье насчитывается около 250 старых ООПТ, создание которых пришлось в основном на 1960-1970-е, отчасти 1980-е годы прошлого века; в 2019 году к ним должны присоединиться еще 13, и в итоге все ООПТ составят примерно 5% Подмосковья.
В целом же Россия занимает первое место в мире по площади особо охраняемых природных территорий: она составляет 237,7 млн гектаров — примерно 13,9% территории страны (с учетом морской акватории). В список внесено 11 российских природных объектов, с 2018 года прирост посетителей природных территорий увеличивается на 15% в год, примерно 40% россиян проживает в радиусе 30 километров от ближайшей федеральной ООПТ — можно длить и длить список обнадеживающих данных, вроде бы позволяющих думать о серьезном развитии российского экотуризма. Однако пока результаты более чем скромные.
Согласно подсчетам допандемийной поры, на экологический туризм приходится примерно 25% мирового турпотока, и доходы от экологического туризма составляют 1 млрд долларов в день. В  ООПТ ежегодно посещает 318 млн человек, в  — 60 млн, в  с ее национальными парками экотуризм обеспечивает около 60% национального бюджета. А в России насчитывается всего 9 млн ежегодных визитов в особо охраняемые природные территории, и если не все, то почти все эти территории — глубоко дотационные, поскольку зарабатывать на экотуризме в России, во-первых, толком не умеют, а во-вторых, толком нельзя из-за различных законодательных и прочих барьеров непреодолимой высоты.
О преодолении этого «толком нельзя» уже задумались многие ведомства, в том числе Федеральное агентство по туризму, руководитель которого называет три ключевые экотуристические проблемы. Во-первых, сами природные территории застраивать запрещено, и крайне мало ООПТ, в окрестностях которых есть качественная современная инфраструктура: транспортная, гостиничная, коммерческая и всякая прочая.
Проблему надо решать. В частности, в ближайшее время будет объявлен конкурс на поддержку предпринимательских инициатив, победители которого смогут получить гранты, покрывающие до 70% стоимости строительства модульных отелей, развития кемпингов и глэмпингов, обустройство экологических троп, создание объектов прилегающей к ООПТ инфраструктуры и так далее. В туристическом ведомстве не исключают, что уже этим летом удастся реализовать около 100 обновленных или совсем новых проектов в области экотуризма.
Во-вторых, в России очень много законодательных ограничений по использованию заповедников и национальных парков. Поэтому сейчас агентство в содружестве с заинтересованными ведомствами готовит блок законодательных инициатив, одна из которых — выделить зоны рекреации на прилегающих к ООПТ землях в отдельную группу и четко прописать там правила игры для инвесторов.
В-третьих, в России отсутствует единая база оцифрованных данных по экотуризму, что тормозит рост интереса к нему со стороны россиян. Возможно, на портале Ростуризма, который сейчас модернизируют, появится отдельный эко-блок, хотя любой грамотный маркетолог и специалист по рекламе скажет: этого явно недостаточно. Но что-то все же лучше, чем ничего.
Что касается темы «толком не умеют», то здесь основная беда — в отсутствии пакетных решений, соединяющих защиту экологии и развитие экономики. На их создание как раз нацелен объявленный 16 июня конкурс. На пресс-конференции, посвященной его старту, генеральный директор АСИ  рассказала, что все началось с лидерского проекта: один из предпринимателей обратился в АСИ с предложением о строительстве эко-отелей в российских национальных парках. Дальше агентство стало изучать возможности ООПТ, зарубежные практики и базовые мировые эко-пакеты — словом, потратило весь прошлый год на подготовку. Итогом стал нынешний конкурс, который, по мнению заместителя генерального директора АСИ по продвижению новых проектов, члена конкурсной комиссии , особенно важен сейчас, когда интерес к внутреннему туризму объективно вырос.
Ольга Захарова заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, член конкурсной комиссии «В России колоссальное число заповедных мест и просто укромных, интересных для изучения зон. Задача нашего конкурса — создать прозрачный механизм выявления пилотных территорий по развитию экотуризма, способствующих их дальнейшему развитию в области малого и среднего предпринимательства, росту занятости и доходов населения регионов России, стимулированию взаимодействия между органами государственной власти, предпринимателями и местными жителями. Реализовывая конкурс совместно с федеральными министерствами, мы уверены в том, что он станет катализатором десятков новых конкурентоспособных проектов, создаст условия для тиражирования этих решений путем выстраивания взаимовыгодных отношений с бизнесом и, помимо этого, принесет ощутимую пользу для жителей, проживающих на прилегающих к ООПТ территориях, и повысит инвестиционную привлекательность региона».
Конкурс будет проходить в несколько этапов. С 16 июня до 10 июля каждый регион сможет подать свои заявки. Организаторы отмечают, что подает их именно регион, и он же формирует междисциплинарную команду. В ее состав, помимо представителей региональной и муниципальной власти и руководства самой ООПТ, должны войти специалисты в области развития экотуризма, проектировщики туристической инфраструктуры, архитекторы, жители региона, обязательно представители бизнес-сообщества — предприниматели в сегменте малого и среднего бизнеса, студенты профильных вузов и все-все, кому небезразлична судьба уникальных природных объектов.
Про бизнес подчеркивается особо, поскольку, по словам соучредителя и генерального директора Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергея Георгиевского, «наверное, самое важное в этом конкурсе связано с тем, что мы предлагаем разрабатывать не бумажные решения, но реальные, практико-ориентированные, упакованные проекты, которые сразу же проходят инвестпитчинги, сценарные питчинги при активном обсуждении и вовлечении в процесс инвестиционно заинтересованных лиц, групп, компаний и так далее, чтобы потом проекты могли быть реализованы, а не оставались всего лишь гипотезой».
Для того чтобы облегчить регионам формирование команд и связать всех со всеми, АСИ обещает создать на своем сайте специальную площадку. Командам предстоит выполнить определенное задание, и к 28 июля конкурсная комиссия выберет топ-30 промежуточных победителей, которым, по мнению Сергея Георгиевского, предстоит не совсем привычное для России дело.
соучредитель и генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» «Этот конкурс необычен тем, что мы здесь не просто отбираем какие-то идеи и выбираем лучших, но он также сопровождается процессом акселерации обучающей программы, в ходе которой есть менторы, есть представители, преподаватели, эксперты из числа не только теоретиков, но и практиков непосредственно бизнес-сообщества, которые будут вместе с командами, которые будут отобраны, проходить весь этот путь. Процесс акселерации полагает, что мы сначала в рамках конкурса отобрали 30 лучших территорий, дальше они начинают учиться, работать над своими кейсами вместе с реальными профессионалами, потом мы отбираем из них топ-10, и эта десятка уже упаковывает полностью инвестиционно свои проекты и запускает их в жизнь».
Финальную десятку объявят 16 октября — именно эти проекты станут пилотными. Председатель конкурсной комиссии, специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта уточнил: шансы победить — не у тех, у кого природа богаче и красивее, а у тех, кто наиболее грамотно, интересно и в полном соответствии с установками нацпроектов соединит экологию и экономику. В частности, конкурсант априори не победит, если в числе прочего не предложит самую современную систему утилизации отходов.
Конечно, для реализации столь знаковых «пилотов» дадут какие-нибудь деньги из каких-нибудь нацпрограмм (например, из нацпроекта «Экология»), но финансовую основу должны составлять в меньшей степени поступления из региональных бюджетов, а в большей — частные инвестиции. Как подчеркивает Ольга Захарова, экотуризм — это выгодный бизнес и один из самых быстроразвивающихся секторов туризма в мире, и россиянам, прежде всего региональным властям и представителям бизнеса, пора научиться крепко держать в руках удочку, чтобы ловить свою собственную рыбу.
Видео дня. Звезды помешались на «обнаженке» и выкладывают свои фото
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео