Войти в почту

Дом на набережной. Как строилось знаменитое советское здание

В 1927 году была создана комиссия по строительству дома для проживания советской элиты. Позже это мрачное серое здание с подачи проживавшего здесь писателя Юрия Трифонова назвали Домом на набережной. Место для будущего здания выбрали на длинном острове на Москве-реке. Строить решили на болоте (свое название соседняя площадь получила не зря), где на протяжении многих веков казнили преступников, рядом было кладбище. Но поскольку с острова открывался вид на Кремль, это стало решающим фактором расположения дома для членов правительства. Заодно решили построить на низких заболоченных берегах Москвы-реки и красивые гранитные набережные. Строительству мешали стоявшие здесь винно-соляные склады, бараки, производственные помещения «Товарищества Эйнем», которое затем стало кондитерской фабрикой «Красный Октябрь», и несколько жилых строений. Большинство из них снесли, но одно здание, которое сегодня располагается по адресу ул. Серафимовича, д. 5/16, через дорогу от Дома на набережной, просто передвинули – причем на время «переезда» даже не выселили жильцов. Прежде чем перенести этот дом, его необходимо было отделить от фундамента. Для этого вокруг здания выкопали траншею, а затем с помощью тросов «отрезали» постройку от основания. Потом здание укрепили балками и поставили на ходовую раму. Она была установлена на катки, которые двигались по заранее уложенным рельсам. С помощью лебедок дом буксировали вперед, а домкраты толкали его сзади. Надо сказать, после принятия в 1935 году Генерального плана реконструкции Москвы, перестановка домов в столице стала делом обычным: тогда переехали на другое место более 70 зданий. Удивительно, но церковь Николая Чудотворца, которая примыкала к месту строительства Дома на набережной, решено было не сносить: историкам удалось доказать ее историческую ценность. В случае с большинством других московских храмов, в том числе – с расположенным на противоположном берегу Москвы-реки Храмом Христа-Спасителя, этот аргумент не сработал. Автором Дома на набережной стал знаменитый архитектор Борис Иофан. Еще до Первой мировой войны он эмигрировал из России в Италию, женился там и зарабатывал строительством роскошных особняков. Глава молодого советского правительства Алексей Рыков, приехавший в Италию на лечение, уговорил Иофана вернуться на родину и взяться за амбициозный проект. Изначально смета строительства составляла всего три млн. рублей, но впоследствии возросла в несколько раз: Иофан по просьбе заказчиков то и дело вносил поправки в проект. Так, вместо запланированных изначально 440, в доме в конечном итоге стало 505 квартир, расположенных в 24 подъездах. Кстати, после десятого подъезда сразу идет двенадцатый. Считается, что в «скрытом» одиннадцатом подъезде располагались тайные помещения. Но на самом деле, пропавший подъезд №11 – также результат очередной перепланировки: за счет одиннадцатого подъезда была увеличена площадь квартир в подъезде № 12, где поселили Василия Сталина и Светлану Аллилуеву, а также почетных членов правительства. Участок строительства занял три гектара. Иофан спроектировал «город в городе», на территории которого было все, что нужно для комфортной жизни: прачечная, парикмахерская, детский сад, гастроном, сберкасса, клуб, поликлиника. И столовые - обычная и диетическая. Строили четыре года, с 1927 по 1931 годы, поэтапно: начали со стороны кинотеатра «Ударник», а закончили первым корпусом, который сегодня занимает «Театр Эстрады». Улицу Всехсвятскую, на которой было начато строительство, в 1933 переименовали в улицу Серафимовича – в честь знаменитого советского писателя (настоящая фамилия которого, кстати, была Попов), который в 1937 году поселился в доме на улице имени самого себя. До 1952 года Дом правительства был не только самым объемным, но и самым высоким жилым зданием в Москве. Здание разноэтажное, но в своей высшей точке достигает почти 50 метров. Архитектор задумывал дом розового цвета - чтобы гармонировал с терракотовым оттенком кремлевской стены. Для декора хотели использовать мраморную крошку. Но стоимость запроектированных материалов и работ оказалась слишком высокой, в результате дом стал серым, что вкупе с его монументальными формами придало ему страшноватый вид. Квартиры в доме имели от одной до семи комнат площадью от 40 до 300 кв.м. с потолками высотой до 3,7 м. Оснащение поражало воображение современников: кроме газовых плит, телефонов и радиоточек в квартирах было и центральное отопление. Во многих квартирах запланированы комнаты для прислуги. Лифтом заведовал вахтер: наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтер поднялся. Работали и консьержи — это был первый охраняемый дом в советской России. Новые жильцы въезжали не только в полностью оснащенные отделанные квартиры: в их распоряжении была и казенная мебель из дуба, спроектированная все тем же Борисом Иофаном. Как известно, в годы репрессий Дом на набережной стал настоящим олицетворением того, что творилось тогда во всей стране. Каждую ночь здесь происходили аресты. На 505 квартир числится 800 репрессированных. Многие из высокопоставленных жильцов, что были активистами «партийных чисток», вдохновителями террора и строителями ГУЛАГа, с неимоверной быстротой оказывались на месте своих жертв. Но это уже другая история.

Дом на набережной. Как строилось знаменитое советское здание
© Главгосэкспертиза России