Войти в почту

Первым делом самолеты: топ-10 обновленных аэропортов, которые встретят нас после карантина

Авиационная отрасль – одна из наиболее пострадавших от пандемии каронавируса. Границы почти всех стран закрыты, и неизвестно, когда мы снова сможем начать путешествовать, какие страны и города посетим. Также пока сложно оценить, как повлияет опыт борьбы с инфекцией на проектирование инфраструктуры аэропортов: организацию логистики, меры санитарно-эпидемиологической безопасности, услуги, оказываемые в терминалах. Между тем и до, и во время пандемии аэропорты в самых разных уголках России продолжали и продолжают меняться. Пресс-служба Главгосэкспертизы России отобрала десять самых интересных проектов строительства, реконструкции и ремонта внутренних и международных терминалов, которые получили положительные заключения Главгосэкспертизы. Новый Уренгой: чум с теплом внутри Уже работая в удаленном режиме в апреле 2020 года, эксперты одобрили проект сооружения пассажирского терминала внутренних воздушных линий, привокзальной площади и других новых объектов новоуренгойского аэропорта. Терминал с пропускной способностью 840 пассажиров в час возводится возле действующего перрона. В основу проектных решений здания положена концепция архитектурного бюро Twelve Architects Limited (Великобритания/Россия). При разработке визуального облика терминала специалисты компании опирались на образ чума – традиционного жилища людей севера, которое в условиях сурового климата создает уютную атмосферу и сохраняет тепло внутри. Этот мотив читается и в дизайне терминала: суровый и надежный снаружи, он предлагает комфорт и тепло внутри. Современные оригинальные архитектурные и художественные решения аэровокзального комплекса позволяют ему стать самобытным и запоминающимся сооружением, учитывают культурные особенности региона. Доминантой фасада здания стали входные группы - они выделены более высокими элементами относительно общего фронта фасада. При этом максимально компактные архитектурно-планировочные решения терминала позволяют сократить протяженность технологических связей, путей движения пассажиров и площади наружных ограждающих конструкций. Кемерово: сразу в космос Также весной 2020 года эксперты рассмотрели проект строительства нового терминала внутренних авиалиний пропускной способностью 460 пассажиров час для Международного аэропорта Кемерово, который носит имя космонавта Алексея Леонова. Связь с этим легендарным соотечественником предопределила «космический» облик здания, как снаружи, так и внутри. Наружная оболочка терминала имеет витражное остекление по всему периметру, частично прикрытое декоративными горизонтальными ламелями. Сам витраж выполнен по технологии структурного остекления. Ключевой элемент фасада – выносные конструкции декоративных букв. Треугольный проем в них напоминает букву Л, которая вместе с остальными буквами образует слово «Леонов». Облицовка из фальцевого металла эффектно контрастирует со стеклянной оболочкой здания. Остекление фасадов представляет собой стоечно-ригельную фасадную светопрозрачную конструкцию типа SCHUCO, стойки и ригели которой выполнены из анодированного алюминия. Внутреннее пространство терминала также оформлено с использованием элементов космической тематики, что в итоге создает эффект открытого космического пространства. Точечные светильники под потолком - это образ звездных скоплений, между которыми парят отдельные небесные тела в виде световых колец. Темная гамма отделочных материалов поддерживает эффект бесконечного и загадочного пространства. Челябинск: гармония старого и нового Для международного аэропорта федерального значения «Челябинск» (Баландино), получившего имя Игоря Васильевича Курчатова, также был построен новый терминал внутренних линий – фактически новое здание аэропорта. И проект строительства, и его корректировки рассматривали в Главгосэкспертизе России. Архитектурный образ терминала продиктован корреляцией с конкурсным проектом – победителем ARCHCHEL 2020. Криволинейные фасады облицованы металлическими панелями красного цвета и выполнены с использованием витражного остекления. Выразительный объем и динамичные формы подчеркивают стремительность облика терминала, а также создают впечатляющий архитектурный образ. Объемно-планировочные решения в сочетании с многосветными пространствами зон до и после прохождения контроля создают комфортный, эстетически привлекательный для пассажиров облик интерьеров. Проектировщики отметили, что при дальнейшем развитии терминала необходимо соблюсти плавность линии фасада и создать гармоничную композицию. Таким образом, архитектурно-художественные решения нового терминала «Баландино» создают уникальный образ объекта, в полной мере отвечающего своему функциональному назначению и высоким эстетическим требованиям, предъявляемым к воздушным воротам современного города. Но основной «изюминкой» все-таки остается контрастное соседство нового терминала со старым зданием аэровокзала 1950-х годов постройки, которое было решено сохранить на данном этапе. Местные активисты борются за то, чтобы здание признали объектом культурного наследия. Хабаровск: амурская волна В 2019 году Главгосэкспертиза одобрила проект строительства пассажирского терминала внутренних воздушных линий на территории действующего аэропорта Хабаровск (Новый). Архитектурный облик здания со стороны привокзальной площади выделяется за счет криволинейного волнообразного абриса козырька. Этот мотив в сочетании с дугообразным контуром остекления под кровлей юго-западного фасада создает яркий, запоминающийся образ. Приподнятый над основной частью здания центр управления аэропортом и дополнительная остекленная терраса в центральной части терминала становятся теми композиционными ритмическими элементами, что позволяют избежать монотонности. Вертикальный акцент усилен устройством. Принятые в концепции освещения волнообразные формы светильников в зале подчеркивают образ «амурской волны». Зенитные фонари проходят через кровлю здания, визуально объединяя общественные пространства. В настоящее время, кстати, ведется экспертиза проектной документации на строительство терминала международных воздушных линий аэропорта Хабаровска. Нерюнгри: на каяках сквозь стайки хариусов В 2018 году эксперты Главгосэкспертизы России одобрили проект восстановления аэропорта «Чульман», расположенного в 40 км от города Нерюнгри в Республике Саха (Якутия). Работы велись в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Кроме прочего, проект включал строительство нового двухэтажного терминала, рассчитанного на обслуживание 300 человек в час. Для повышения архитектурной выразительности здания была выполнена детальная проработка элементов фасадов, определены эффективные приемы декоративной отделки стеновых панелей и архитектурно-конструктивные решения их стыков. В итоге на фасадах терминала со стороны перрона и привокзальной площади было решено изобразить серебристых рыбок – хариусов, которых можно встретить и на гербе Нерюнги. Козырьки здания спроектировали похожими по форме на эвенкийские лодочки каяки. А за счет того, что установили их на легкие опоры с шагом в 12 м по всему периметру было создано ощущение, что лодки плывут в воздухе. Экстерьером проектировщики не ограничились и подготовили решения по внутреннему интерьеру здания, где была раскрыта тема «Таежная жизнь эвенков зимой и летом». Так, на одной из стен в основном зале со стороны зоны длительного ожидания была устроена панорама по мотивам картины «Тысячи оленей» юкагирского художника Николая Курилова. Москва: конструктивизм и Маяковский Самым крупным из аэропортов, проекты модернизации которых рассмотрели эксперты Главгосэкспертизы, стал, конечно, Шереметьево, для которого строился новый международный Терминал С. Проектирование и строительство длилось 33 месяца - с апреля 2017 года по январь 2020 года. После ввода первой очереди объекта в эксплуатацию пропускная способность аэропорта выросла до 80 млн человек в год. Терминал, построенный в рамках Долгосрочной программы развития МАШ, входит в состав Северного терминального комплекса (терминалы B, C) аэропорта. И именно стыковка этих зданий «под одной крышей» стала одной из сложнейших задач строительства. Разработку архитектурно-функциональной концепции осуществляло сербское отделение международного архитектурного бюро RMJM. В ее основу были положены богатейшие традиции русского конструктивизма. Проектные решения строительства терминала В, как и их корректировки, также рассматривались в Главгосэкспертизе России. Архитектурно-планировочное решение и дизайн интерьеров здания разработаны на основе простых и четких геометрических форм, насыщенных яркими позитивными цветами. Акцентом в интерьерах стали «живые» digital панели – крупноформатные дисплеи, на которых транслируются главные образы России: балетные постановки, туристические достопримечательности, памятники русской культуры. Тобольск: прогулка в таежном лесу В Тобольске строят не просто новый терминал, а целый аэропорт – правда, для бизнес-перевозок. Весной 2020 года эксперты Главгосэкспертизы России выдали положительное заключение по итогам рассмотрения проекта строительства аэродрома и сопутствующей инфраструктуры возле экс-столицы Сибири. Компактные объемно-планировочные решения внутри «терминала» продиктованы требованиями энергетической эффективности. При этом идейный замысел интерьеров – создание ощущения пребывания в лесу, в котором сквозь крону деревьев пробиваются лучи света. Важным элементом оформления стали безрамные остекленные перегородки, на которые нанесены декоративные матированные рисунки, символизирующие таежный лес. Решетки подвесного потолка, окрашенные в ярко-зеленый цвет, - и есть та самая «крона» деревьев, стволы которых изображены на стекле. Красноярск: движение по галерее В одних городах строят новые терминалы, в других реконструируют и ремонтируют действующие. Так, в марте прошлого года эксперты Главгосэкспертизы рассмотрели проектную документацию и результаты инженерных изысканий на первый этап реконструкции терминала № 1 внутренних авиалиний аэропорта «Красноярск» (Емельяново) имени Д. А. Хворостовского. На первом этаже здания оборудовали операционный зал с зоной регистрации билетов и багажа пассажиров внутренних воздушных линий, зал прилета и выдачи багажа, зоны контроля пассажиров, зал повышенной комфортности, кафе, медпункт, помещения линейного отдела полиции и технические помещения. На втором этаже – кроме бытовых и технических помещений комнату матери и ребенка. Также в рамках проекта у терминала был построен навес для подъезда автотранспорта. На время реконструкции прием внутренних и международных рейсов проходил в расположенном рядом новом пассажирском терминале. Когда работы были завершены, терминалы решили соединить пешеходной галереей, которая позволит оптимизировать технологические связи в аэропорту и создать более удобные условия для пассажиров. Волгоград: аэропорт света К схожим решениям пришли при подготовке проекта реконструкции аэровокзального комплекса международных и внутренних воздушных линий аэропорта Гумрак. В ходе подготовки Волгограда к Чемпионату мира по футболу 2018 года были проведены комплексная реконструкция и модернизация аэропорта, но с завершением мундиаля развитие комплекса не остановилось. Так, с целью создания более комфортных условий для пассажиров, а также оптимизации технологических процессов было решено объединить построенные в 2016 и 2018 годах терминалы международных и внутренних авиалиний. Для этого между терминалами, а также на всю их длину со стороны перрона планируется пристроить новые дополнительные части здания. При этом со стороны аванперрона в пристраиваемой части оборудуют четыре телескопических трапа. Работы проводятся в три этапа, на втором из которых, кстати, будут установлены декоративные ламели и декоративная подсветка фасадов всего здания. Тура: в небо из Горного Эксперты Красноярского филиала Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта аэровокзала «Горный», расположенного вблизи поселка Тура - административного центра Эвенкийского района. Проектом предусмотрен капитальный ремонт первого этажа здания 1998 года постройки, в том числе демонтаж обшивки стен, напольного покрытия, отделку полов, потолков и стен материалами улучшенных свойств, установку новых дверей, окон и перегородок, замену инженерных сетей. Кроме того, конструктивными решениями запланировано устройство крылец и навесов, а также ограждений центрального и других входов. Но отдельно стоит отметить, что в ходе капремонта в здании аэровокзала решено установить тактильные и опорные средства адаптации для людей с ограниченными физическими возможностями.

Первым делом самолеты: топ-10 обновленных аэропортов, которые встретят нас после карантина
© Главгосэкспертиза России