Войти в почту

Как авторитарные режимы Центральной Азии использовали коронавирус в своих интересах

Авторитарное центрально-азиатское государство Таджикистан признало свои первые случаи заболевания COVID-19 в конце апреля. Это последовало за решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) направить группу для расследования предыдущих заявлений о том, что в стране не было коронавирусов. На западе ближайший сосед Таджикистана Туркменистан продолжает сообщать об отсутствии случаев заболевания COVID-19 и максимально избегает использования слова коронавирус для предотвращения распространения информации о пандемии. По сообщениям, туркменская полиция арестовала граждан, которые, как выяснилось, публично обсуждали коронавирус или носили защитные маски. СОДЕРЖАНИЕ: Цензура, репрессии и дезинформация Когда репрессий недостаточно Вопросы доверия Цензура, репрессии и дезинформация В Беларуси, получившей прозвище «последней диктатуры Европы», президент Александр Лукашенко выступил против водки, хоккея и народной медицины. А в апреле батька заверил белорусов, что «в нашей стране от коронавируса никто не умрет». Однако по состоянию на 21 мая в Беларуси уже зарегистрировано более 32 000 случаев заболевания коронавирусом и 179 случаев смерти. Между тем, цензура, репрессии и дезинформация вряд ли являются новыми стратегиями для постсоветских режимов. Как и многие из их коллег в других странах мира, авторитарные лидеры Центральной Азии вооружили эту пандемию, чтобы еще больше укрепить свою власть – тех, кто признал вирусную угрозу в первую очередь. Подобно тому, как COVID-19 предоставил возможности авторитарным – и потенциальным авторитарным – лидерам, так и он создает значительные проблемы. Авторитарное правление поддерживается целым рядом инструментов и механизмов, от принуждения до кооптации, но редко может пережить серьезный кризис, не предлагая чего-то большего. Авторитарные режимы часто определяют это «нечто большее» как силу и стабильность, и это также имело место во время COVID-19. Например, казахстанские государственные СМИ были переполнены ссылками на «дисциплину» в последние недели. В этом отношении глобальная пандемия может сыграть на руку авторитарным правителям, но она также может подвергнуть их опасности. Когда репрессий недостаточно В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане власти ввели меры по блокировке и карантину в типичном советском военном стиле. Солдаты, вооруженные оружием и бронетехникой, патрулируют общественные места и ограничивают передвижение граждан и движение между городами и внутри них. В Узбекистане Генеральная прокуратура рекомендовала гражданам вести личные дневники о том, с кем они встречаются, когда и где. Учитывая широкие полномочия Генеральной прокуратуры в этой стране, такая «рекомендация» должна восприниматься гражданами Узбекистана как обязательство. Казахстан активно использует технологии интеллектуального распознавания лиц и систему видеокамер под названием Sergek, что означает «острый глаз» на казахском языке, чтобы ловить и штрафовать граждан, нарушающих карантинные ограничения. Власти Казахстана планируют внедрить новое мобильное приложение, разработанное Министерством здравоохранения и местным правительством города Нур-Султан, под названием «Умная Астана», чтобы отслеживать физическое перемещение граждан, находящихся на карантине. В частности, в контексте этих режимов в Центральной Азии использование таких технологий сопряжено с высоким риском злоупотребления данными и манипулирования властями. Несмотря на риски, граждане стран Центральной Азии заполонили социальные сети фотографиями и видео, жалуясь на разрушительные условия в больницах и карантинных учреждениях в течение нескольких дней после вспышки. Около 170 человек, содержавшихся в карантине на бывшей военной базе США в Кыргызстане, жаловались на неприятные запахи, отсутствие отопления и «ужасно холодные и грязные» условия. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан незамедлительно применили законодательство о чрезвычайном положении, запрещающее фото- и видео-записи в медицинских и карантинных учреждениях. Они угрожали людям, которые ослушались, судебным преследованием за «распространение ложной информации». Некоторые гражданские активисты, блогеры и журналисты уже были заключены в тюрьму по тому же обвинению. Вопросы доверия В Таджикистане, Туркменистане и Беларуси правительства продолжали работать так, как если бы бизнес вел себя как обычно. Они отрицали пандемию и дали зеленый свет крупным празднованиям, таким как празднование Нового года («Новруз») в конце марта в Таджикистане, Всемирный день здоровья в апреле в Туркменистане и военный парад в Беларуси в мае. В отсутствие сильной государственной ответной реакции общественного здравоохранения многие туркмены и белорусы ограничивают свои контакты и добровольно избегают массовых собраний. В более широком смысле в последние годы наблюдается постепенная потеря общественного доверия к компетенции правительств стран Центральной Азии, что объясняется слабым потенциалом реализации политики, безудержной коррупцией и ограниченным участием граждан. В этом контексте авторитарные правительства в бывшем советском блоке отреагировали на эту пандемию, еще более усилив свою власть. Временные меры, введенные во время чрезвычайной ситуации, такие как жесткие законодательные меры и новые инструменты наблюдения, вероятно, останутся постоянным элементом нового нормального режима. Но в то же время из-за пандемии эти режимы подверглись опасному риску роста общественного недовольства, если они не примут меры для восстановления доверия своих граждан.

Как авторитарные режимы Центральной Азии использовали коронавирус в своих интересах
© express-novosti.ru