Войти в почту

Русский танк «Вездеход» мог опередить английский Mark I

Пороховщиков – фамилия знаменитая, русская. Много было среди них увлеченных, ярких людей. Автор этого текста имел честь знать одного из них – народного артиста России Александра Шалвовича Пороховщикова. Таланта он был огромного - брызжущего, взрывного, согласно своей фамилии. Поражал и статью, и голосом, и сыгранными ролями в театре и кино. С великой гордостью рассказывал лицедей о своих предках: «Они гордились тем, что живут не где-нибудь в Америке, а в России. Они любили свою страну, свой народ. Когда поднимался Андреевский флаг и звучал государственный гимн России, они не могли сдержать слез…». Прадед артиста – столбовой дворянин, меценат Александр Александрович Пороховщиков, оставивший Москве Теплые торговые ряды, ресторан «Славянский базар» с невиданным тогда стеклянным куполом. Он пожертвовал немалые средства на возведение Храма Христа Спасителя, построил первый в России цементный завод. Молодому Репину, который в то время очень нуждался, Пороховщиков заказал картину «Славянские композиторы»… Часто вспоминал артист и другого Александра Александровича – своего деда-конструктора, создававшего летательные аппараты. В 1909 году гимназист Пороховщиков презентовал на Воздухоплавательной секции съезда Российского Союза естествоиспытателей модель своего моноплана «Пороховщиков-1». Его высоко оценил профессор Николай Жуковский. Спустя год в «Петербургской газете» была напечатана небольшая информация: «Юный изобретатель аэроплана Ал. Пороховщиков приступил к постройке своего аэроплана. Постройка, как мы сообщали, задерживалась из-за недостатка необходимых средств. В настоящее время постройку принял на себя на известных условиях один из столичных автомобильных фабрикантов. Постройка, которая будет вестись под личным наблюдением изобретателя, займет около месяца, после чего будет преступлено к пробным полетам…» В то время конструктору было всего восемнадцать лет… После демонстрации аэроплана, Пороховщиков совершил полет на другой машине собственной конструкции. Затем он показал «двухвостку» «Би-кок», предназначенную для разведывательных полетов. Началась Первая мировая война, и эта модель пришлась кстати. И военное министерство предложило конструктору начать выпуск подобных машин. Пороховщиков хотел строить аппараты самостоятельно и «в количестве не менее, как на целый авиационный отряд». Однако его намерениям не суждено было сбыться… На Аптекарском острове в Санкт-Петербурге Пороховщиков создал собственную мастерскую. Он стал одним из первых производителей самолетов в России и выпускал машины, сходные с моделями Кодрон Фререс во Франции. Это были бипланы с крыльями разного размаха, неубирающимся шасси с тормозным башмаком, центральной гондолой для установки двигателя и размещения экипажа и хвостовым оперением, располагавшимся на четырех расчаленных балках, выступавших из конструкции крыльев. Но Пороховщиков не только забирался в заоблачную высь, но и создавал модели для движения по земле. Однажды им овладела идея создания боевой машины. Как водится, случайно: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука - бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами...». Первая танковая атака произошла в ходе Первой мировой войны. На рассвете 15 сентября 1916 года невиданные доселе английские бронированные машины «Mark I», вооруженные двумя пушками и парой пулеметов, атаковали немецкие позиции в районе Альбер-Перрон на реке Сомме. Танки были созданы Уильямом Триттоном и Уолтером Гордоном Вилсоном. Непосредственное участие в разработках принимал и Эрнест Суинтон. Однако 17 из 49 машин остановились перед вражескими окопами из-за различных неполадок. Тем не менее, англичанам удалось изрядно напугать германцев. Те ничего не могли поделать с бронированными монстрами - пули немцев лишь щелкали по броне «сороконожек», не причиняя им вреда. Танки беспрепятственно двигались вперед, не замечая преград... История не терпит сослагательного наклонения. Однако первые в мире танки впервые могли появиться не в Англии, а в России. 9 января 1915 года конструктор Александр Пороховщиков представил начальнику снабжений Северо-Западного фронта генералу Николаю Данилову чертежи и смету постройки боевой гусеничной машины «Вездеход». В ее конструкции были заложены все основные элементы современных боевых машин - броневой корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания. Проект был одобрен, и военное ведомство ассигновало на создание машины 9 тысяч 660 рублей 72 копейки. Наблюдение за реализацией проекта поручили начальнику Рижского отдела по квартирному довольствию войск инженер-полковнику Владиславу Поклевскому-Козелло. Конструктор, в то время мастер Русско-Балтийского завода в Риге, и его помощники действовали оперативно. В феврале двадцать пять солдат-мастеровых и столько же рабочих предприятия приступили к сборке танка. 18 мая 1915 года - 105 лет назад - детище 23-летнего Пороховщикова под названием «Вездеход» покинуло стены мастерских. Прохожие с удивлением смотрели на странную машину, двигавшуюся с черепашьей скоростью - 25 верст в час. Впрочем, упомянутые английские танки «Mark I» были еще медленнее «Вездехода»… 14 июня 1915 года опытный образец Пороховщикова появился на рижском полигоне. Испытатели подвергли танк импровизированной атаке - по машине палили с пятидесяти метров из немецкой и австрийской винтовок, револьвера «наган» и пистолета «браунинг». Затем члены комиссии во главе с Поклевским-Козелло приступили к осмотру танка. Они отметили, что на броне не осталось серьезных повреждений. Однако до испытания артиллерийскими снарядами дело не дошло. Критику специалистов вызвали ходовые качества машины. Было отмечено, что «при движении по обычной дороге «Вездеход» перед обычным автомобилем не имеет никаких преимуществ, а, наоборот, имеет только недостатки, как то: отсутствие дифференциала, наличие одной ленты вместо двух и прочее, а при движении по рыхлой почве автомобиль вовсе не пойдет, ввиду наличия массы различных препятствий, вытекающих из несовершенства конструкции…». Конструктор стал развивать идею – через некоторое время его танк уже мог двигаться по дорогам на колесах, а по местности - на гусеницах. Он укрепил броню, сделал корпус машины водонепроницаемым, чтобы машина преодолевала водные преграды. Существенно увеличилась и скорость – до 40 верст в час. Однако и новый проект был отвергнут. В рапорте Поклевского-Козелло начальнику инженерных снабжений армий фронта от 8 января 1916 года говорилось: «Построенный экземпляр «вездехода» не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута, а испытания хода по воде сделано не было…». Конструктор был готов продолжить работу по устранению недоработок. Однако финансирование проекта было прекращено. Тем не менее, Пороховщиков продолжал свою деятельность. Когда Александра Александровича спрашивали о делах, он туманно намекал, что ему помогает некая частная фирма. Вскоре пришло сообщение с Западного фронта о применении англичанами новых боевых машин. В российской прессе их подробно описали и назвали «таньками». Эксперты не без оснований полагали, что их появление на театре военных действий изменит соотношение сил в пользу Антанты. При этом сожалели, что «таньки» были сконструированы не в России, а в Англии. На это уязвленный Пороховщиков ответил статьей в газете «Новое время», опубликованной в сентябре 1916 года. Он сразу же, прямо в заголовке утверждал: «Сухопутный флот - русское изобретение». Конструктор пытался удержать в руках пальму первенства в изобретении танка и сетовал, что довести работу до конца ему помешали непрофессиональные действия экспертов главного военно-технического управления. В статье Пороховщиков напоминал о других своих изобретениях: «В 1909 г., - писал он, - я построил автоматически устойчивый самолет..., в 1912 г. ...первый самолет «двухвостку» ..., в 1912 г. я предлагал удушливый газ» При этом он сожалел о горькой судьбе изобретателя в России. Мол, в родном отечестве издавна не ценили таланты… Впрочем, Александр Александрович, проглотив обиду, продолжал трудиться. 19 января 1917 года он представил в Главное военно-техническое управление проект «Вездехода №2» с экипажем, состоящим из четырех человек и «броневой рубкой». Последняя состояла из трех независимо вращающихся поясов с пулеметом «максим» в каждом. Четвертый крепился в лобовом листе корпуса. Однако и этот проект не получил права на жизнь. От дальнейших работ по созданию «Вездехода» решили окончательно отказаться. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну 18 тысяч 90 рублей, истраченных на постройку машины… Советский период жизни Пороховщикова не отмечен его крупными изобретениями. Конечно, Пороховщиков не сидел, сложа руки. Во время НЭПа он создал частное конструкторское бюро. Александр Александрович не раз предлагал Главному управлению авиационной промышленности и Научно-техническому комитету военно-воздушных сил проекты различных летательных аппаратов. Однако, его проекты отвергались. Потом… его сослали на Соловки. Но даже в неволе Пороховщиков не оставил работу – он занимался проектированием гидросооружений для Беломорско-Балтийского канала. За что его сослали? Скорее всего, просто так – ведь он был дворянин, представитель старинного российского рода. Это было достаточным основанием для репрессий. Через некоторое время – в 1941 году - криминальное государство Сталина убило талантливого изобретателя. Как загоняло в могилу многих из тех, кого называли цветом нации. В 1940 году конструктора арестовали по стандартному обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. Вскоре после начала войны - как же мог пригодиться его талант во время Великой Отечественной! – 49-летний Александр Пороховщиков был осужден и расстрелян на печально-известном полигоне «Коммунарка» …О нем мельком вспомнили вскоре после его смерти. Автор брошюры «Сухопутные крейсера» Олег Дрожжин упомянул об «изобретателе», который «уже в середине августа 1914 г. разработал проект гусеничного вездехода». Вероятно, фамилию Пороховщикова не разрешалось упоминать, поскольку он считался «врагом» народа». После войны ситуация изменилась. В энциклопедии «Танк», увидевшей свет в 1946 году, не только говорится о «проекте боевой гусеничной машины», но и называется имя конструктора. Автор статьи «Россия, а не Англия - родина танка» П. Корнюшин, опубликованной в пятом номере журнале «Танкист» за 1949 год, утверждал: «…Опытный образец боевой машины, построенный Пороховщиковым, был первым в мире работающим танком». И, наконец, историк В. Мостовенко в вышедшей в 1956 году книге «Танки», поддержал приоритет русского конструктора. С конца прошлого столетия фамилия Пороховщикова довольно часто встречалась в различных публикациях. Однако до сих пор никто не создал подробную биографию замечательного русского конструктора и изобретателя. Его внук, актер Александр Пороховщиков мечтал снять фильм о своих славных предках: «Я бы очень хотел в нем сыграть! И не только потому, что это выглядело бы красиво: Пороховщикова сыграл бы Пороховщиков. Так можно было почтить память людей, которые принесли России немалую пользу». Увы, замыслу народного артиста России не суждено было сбыться…

Русский танк «Вездеход» мог опередить английский Mark I
© Русская Планета