Войти в почту

Как массовый переход на онлайн-работу повлиял на российский бизнес

Почти два месяца в режиме самоизоляции поставили на грань исчезновения целые отрасли российской экономики. Многочисленные прогнозы предвещают ей последствия похуже кризиса 2008 года и даже хаоса 1990-х. Но сегодняшний день отличается от тех времен принципиальным новшеством: наличием IT-инструментов, служащих базой для цифровой экономики. По сути, нынешняя пандемия отняла у нас прежде всего свободу передвижения. Но если раньше это неминуемо обернулось бы крахом экономических связей, то сейчас, как показывает практика, физическое присутствие в заданной точке уже не является их обязательным условием. По мере ужесточения ограничительных мер многие российские компании начали планомерный исход в онлайн. Удаленная работа сотрудников, продажи на e-commerce платформах, подключение ресторанов к агрегаторам доставки, миграция традиционных развлечений в формат сетевых трансляций… Опросив представителей разных отраслей экономики, «Профиль» убедился, что далеко не для всех бегство в виртуальный мир проходит легко и безболезненно, а компании, изначально делавшие ставку на «цифру», чувствуют себя куда увереннее, чем их более консервативные конкуренты. Таким образом, если раньше цифровизация бизнеса, несмотря на все громкие заявления, была скорее данью моде, то сегодня она становится вопросом выживания. И начинающийся кризис в соответствии с этимологией этого слова (от древнегреческого κρίσις – «поворотный пункт») может стать развилкой: для одних – финалом, для других – проводником в новую экономическую жизнь. В любом случае, как признают собеседники «Профиля», к прежней жизни возврата нет. Черный год календаря Около 3 млн российских предпринимателей могут стать банкротами, подсчитали эксперты Торгово-промышленной палаты РФ. И это еще не самая пессимистичная оценка. «Не выживет около 25% малого и среднего бизнеса, – заявил «Профилю» глава юридической компании «ЛигалФронт» Владислав Линецкий. – Уже сейчас, несмотря на объявленные правительством шестимесячные кредитные каникулы, компании, которые не могут сократить расходную часть и вынуждены ежемесячно нести значительные убытки, объявляют себя банкротами. Это относится и к крупным фирмам». Как организовать удаленную работу на карантине через онлайн-сервисы В особенно тяжелом положении оказалась сфера услуг. Но и здесь есть свой «чемпион»: туристическая отрасль. Сервис «СберДанные» сообщает, что к середине апреля россияне сократили расходы на путешествия на 98,7% по сравнению с прошлым годом. Уже есть первый коллапс: банкротство туроператора «Индиго-Тур». В Ассоциации туроператоров России прогнозируют, что его судьба ожидает примерно 30% отрасли. Драматичные события разворачиваются на рынке общепита. Еще в марте россияне стали тратить на кафе и рестораны в четыре раза меньше: средний доход по отрасли составил всего 25% от того же показателя в 2019 году. Под ударом не только небольшие кафе, но и крупные сети. По прогнозу «Деловой России», после пандемии закроется около 30% предприятий общественного питания. В Ассоциации операторов фитнес-индустрии тоже настроены мрачно. Всего в отрасли занято 768 тысяч человек, из них до 600 тысяч попадают под угрозу сокращения. Банкротства, по оценке ассоциации, ждут до 70% компаний. Аналогичную судьбу представители профильных организаций предрекают индустрии массовых мероприятий, гостиничному бизнесу и другим игрокам рынка услуг. Причем настоящие трудности, по словам многих экспертов, начнутся только летом. В совокупности это вызовет скачок безработицы до уровня 8–10%, гласит прогноз Высшей школы экономики (ВШЭ). Восстановление экономики начнется только в 2022 году, а вернуться к докризисным показателям Россия сможет не раньше 2024-го, полагает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Трудности удаленки Формально режим самоизоляции не означает немедленного краха для бизнеса: работу можно продолжать в дистанционном режиме. Но на практике, если компания не отработала такой формат раньше, внедрить его за считанные дни оказывается трудновыполнимой задачей. Наглядный пример – заведения общепита, которым разрешено работать при условии доставки блюд на дом. ©Aflo Co. Ltd. / Vostock Photo «Сейчас у нас официанты сами как курьеры развозят заказы, – рассказывает сооснователь ресторанов «MeatCoin» и «Мяsoet» Нодар Узарашвили. – Заказов мало – в среднем по 10 в день. Не считаю доставку перспективным направлением, она не сможет заменить выручку ресторана. Решили попробовать этот формат ради сохранения рабочих мест». В апреле похожими проблемами поделились представители сети ресторанов «Теремок»: из 310 ее офлайн-точек около сотни работают на доставку, обеспечивая лишь 8% докризисного оборота. Такие доходы не способны обеспечить даже минимальную рентабельность, и в условиях нарастающего кассового разрыва руководство сети подумывает о банкротстве. Все минусы удаленки ощутили на себе представители event-индустрии. Для многих это стало принципиально новым опытом. Продюсер конкурсов красоты Леонид Хромов рассказал о провалившейся попытке перенести мероприятие в онлайн: «Финал нашего конкурса красоты «Улыбка Вселенная 2020» должен был состояться в одном из заведений Москвы в апреле. Когда почти все было готово, вышел указ о самоизоляции. Пришлось спешно адаптировать мероприятие под онлайн-формат, получилось неудачно, участницы и партнеры были недовольны, и в итоге мы лишились спонсоров». Впрочем, Хромов старается не унывать, рассчитывая вместо конкурсов красоты заняться онлайн-кинофестивалями. Как показывают другие примеры, подобный творческий поиск становится действенной альтернативой консервации компании на неопределенный срок. Так, организатор квестов Станислав Рублев радуется, что за месяц запустил шоу «Форт Боярд Онлайн». «Это не просто видеоконференция, а платформа, которая включает в себя потоковое видео и звук, элементы квестов и онлайн-игр», – говорит бизнесмен. Благодаря этому удалось спасти event-компанию Rublev Family, ограничившись отправкой в неоплачиваемый отпуск 20% персонала. Производитель косметики Lush также решил прибегнуть к популярному ныне формату видеосвязи. Компания внедрила видеоконсультации, с помощью которых клиенты, соскучившиеся по шопингу, могут «перенестись» в торговый зал. «Достаточно оставить заявку, и наши сотрудники свяжутся с клиентом, чтобы ответить на все вопросы и устроить виртуальный тур по магазину», – рассказывает глава Lush Дмитрий Азаров. Похожую услугу разработало бутик-ателье Mastersuit: виртуальный гардероб. Помимо онлайн-консультаций стилиста сервис включает возможность выбрать детали для пошива. В планах у основательницы Mastersuit Алены Лейнер выпуск мобильного приложения, в котором можно будет записаться на примерку, забронировать выезд мастера на дом и примерить костюм заранее с помощью дополненной реальности. А фитнес-клубы спасаются от закрытия онлайн-тренировками. Это неожиданно сделало востребованным онлайн-сервис FITMOST, который раньше специализировался на продаже абонементов в фитнес-центры, а теперь превратился в агрегатор видеотрансляций. «Мы помогаем тренерам заработать в это непростое время, подключая всё больше фитнес-клубов к нашей платформе, чтобы они могли разместить свои live-тренировки», – поясняет глава FITMOST Александра Герасимова. ©Shutterstock / Fotodom Онлайн – это надолго Как уверяют собеседники, к подобным экспериментам следует относиться не как к попыткам «пересидеть» считанные недели, пока формально действует режим самоизоляции. Миграция в сторону онлайн-сервисов – это игра «вдолгую», коренной сдвиг, который только начинается. Уже есть примеры, как снятие ограничительных мер не повлекло за собой массового возвращения компаний в обычный режим работы. Например, в апреле в некоторых регионах было объявлено, что салоны связи могут открыться при условии соблюдения мер безопасности. «Встал выбор: открываться с нулевым трафиком, когда все люди сидят по домам, или дальше стоять закрытыми. Мы для себя выбрали второй вариант», – делится основатель сети магазинов электроники X|Store Александр Коновалов. Скачал – отжался: как держать форму на домашнем карантине Как скоро россияне достаточно «осмелеют», чтобы ходить, как раньше, по торговым центрам, ресторанам? И вернутся ли вообще прежние потребительские привычки в полном объеме? Уже сейчас некоторые прогнозы предрекают «смерть» торговых центров в пользу онлайн-коммерции. А формат дистанционного образования, на который ученикам и их преподавателям пришлось пойти вынужденно, преодолевая технические и психологические трудности, постепенно войдет в привычку и частично заменит очное обучение. Неудивительно, что для некоторых частных образовательных учреждений пандемия стала сигналом к разработке цифровых платформ. К примеру, сеть детских садов Preschool Discovery от уроков в видеосервисе Zoom перешла к IT-продукту собственной разработки, говорит ее соосновательница Татьяна Амарян: «Первоначальная задача, которую мы ставили перед собой, – удержать текущих клиентов, перевести их в онлайн-формат, чтобы продолжать работу и покрыть хотя бы часть издержек. Со временем доработали техническую часть: добавили личный кабинет, интерактивные пособия, видеозаписи уроков. Теперь это полноценная цифровая среда для изучения английского языка». Еще выгоднее ситуация обернулась для образовательных стартапов, изначально запускавшихся в качестве онлайн-сервисов. В обычном режиме им пришлось бы потратить немало средств на раскрутку, а сейчас клиенты сами идут в руки – только поспевай за спросом. Так, по данным платформы GetCourse, во второй половине марта продажи курсов выросли на 20%. Онлайн-университет «Нетология» в первые недели карантина зафиксировал рост количества участников в четыре раза, причем особенно выросла доля аудитории в возрасте 45–54 лет (на 104%) и 35–44 лет (на 80%). А в лидеры нового рынка выбилась платформа «Учи.ру». «С середины марта трафик рос ежедневно и к середине апреля достиг колоссального для нас значения. Единовременно на сайте могли находиться 240 000 учеников, что в восемь раз превысило пиковое значение осени текущего учебного года», – рассказывает директор по продукту «Учи.ру» Иван Себедаш. Похожие истории «Профилю» поведали владельцы IT-стартапов, специализирующихся на других видах деятельности. К примеру, сервис экспресс-доставки товаров из магазинов SaveTime оказался расторопнее традиционных систем доставки с их громоздкой логистикой. «На рынке оказалось не так много игроков, способных доставить клиенту продукты на дом в сжатые сроки: не за неделю, а за день-два. Выручка нашей компании выросла и продолжает расти», – отмечает исполнительный директор SaveTime Дмитрий Дорошенко. К тому же отлаженная IT-инфраструктура позволяет быстро перенаправить компанию на другие рынки – для интернет-проектов это давно стало нормой. В апреле по такому пути пошел сервис бронирования туров Travelata.ru: вместо того чтобы отправить сотрудников в отпуск и ждать, когда россияне вновь захотят путешествовать, колл-центр компании занялся проектами в области доставки, аптечного бизнеса, e-commerce и рекрутинга. «Имея готовую платформу, площадку с обученными людьми, мы можем быстро переориентировать персонал с работы в области туризма на любую другую индустрию», – поясняет гендиректор Travelata.ru Алексей Зарецкий. Надежда на роботов Представители IT-индустрии, в свою очередь, оценивают нынешнюю ускоренную цифровизацию двояко. С одной стороны, они приветствуют присоединение к тренду компаний, которые раньше осознавали неизбежность перемен, но не решались на них. А с другой – предостерегают от возможных накладок. Ведь поспешное внедрение IT-систем грозит потерей данных, ошибками в работе ПО, да и просто нерациональным выбором, не соответствующим потребностям бизнеса. «В долгосрочной перспективе появляется еще одна зона риска – отсутствие документации, на подготовку которой в таких экстренных ситуациях не хватает времени. В результате компания получит работающую систему, но при дальнейшем развитии IT-ландшафта неизбежно столкнется с проблемами, так как многие особенности внедрения к тому моменту будут забыты», – отмечает директор практики бизнес-консалтинга AT Consulting Всеволод Красин. Так или иначе, в посткоронавирусном мире отношение к цифровому оснащению бизнеса изменится, убежден директор Центра инноваций «Инфосистемы Джет» Алексей Сечкин. «За время удаленки компании в полной мере осознали, насколько важное место в их бизнесе занимает IT, ведь все недоработки в инфраструктуре сейчас больно бьют по их эффективности», – уверяет он. Какой она будет, жизнь после пандемии? Как предполагают опрошенные IT-эксперты, изменится соотношение между виртуальным и физическим в привычной нам картине мира: если раньше «цифра» была строго ограниченной областью, то теперь ею будет пронизано большинство экономических и социальных взаимодействий. К примеру, стоит ожидать активного развития технологий дополненной и виртуальной реальности. Пандемия продемонстрировала, что сегодня развитие этих инструментов оставляет желать лучшего, при этом реальная потребность в них имеется. Возможно, на рынке появятся полноценные VR-туры как замена реальным путешествиям по городам и странам. «В этом новом мире информационные технологии будут играть еще более важную роль в обществе и мировой экономике. Компаниями будет востребована гибридная облачная модель, когда в дополнение к собственным IT-ресурсам арендуются ресурсы внешних облачных провайдеров, чтобы дать устойчивость на время форс-мажорных всплесков. Пандемический кризис как раз является таким всплеском», – считает глава VMware в России и СНГ Александр Василенко. Перестраховаться, защититься от человеческого фактора, такого ненадежного в условиях мировых катаклизмов, – эта идея еще сильнее овладеет умами бизнес-сообщества. Недавно компания Ernst&Young провела опрос среди трех тысяч директоров крупных компаний в 45 странах мира. 41% опрошенных после пандемии планирует инвестировать в автоматизацию производств. Иными словами, процесс роботизации ощутимо ускорится. И если эти тренды не спасут часть компаний, стоящих сегодня на грани банкротства, то для многих других станут началом новой эры

Как массовый переход на онлайн-работу повлиял на российский бизнес
© Профиль