Войти в почту

Факты о Гражданской войне в Царицанском уезде назвали волгоградцам

«Волгоградская правда.ру» продолжает знакомить читателей с историческими событиями более чем столетней давности. Историки констатируют, что белые смогли взять город лишь с четвертой попытки. Значение города было стратегическим, поскольку отсюда не только отправляли продовольствие, но и переправляли кавказскую нефть. Историк Борис Смирнов рассказывает, что в обороне Царицына традиционно выделяют три этапа. Первый из них пришелся на июль-сентябрь 1918 года, второй – на октябрь. Во время второй попытки белогвардейцы почти захватили город, но прибывшая самовольно дивизия Дмитрия Жлобы спасла город. Третья попытка состоялась зимой 1919 года, однако общее истощение и холода не дали шанса завоевать Царицын, пишет "Вечерний Волгоград.ру". Только летом город пал. Когда Краснов зимой сложил с себя полномочия, часть казаков вернулась по домам, остальные примкнули к Добровольческой армии Антона Деникина, который незадолго до событий объявил о создании Вооруженных сил Юга России. ВСЮР был поделен на три армии. Входящая в состав Кавказская армия Врангеля отправилась брать Царицын. 30 июня после 35‑часового боя армия барона Врангеля сокрушила оборону. Кавказской армии удавалось удерживать Царицын в течение полугода. В это время город возрождался, заработали разные учреждения, трамвай, железнодорожное сообщение с Сарептой и даже кондитерские. Однако уже следующей зимой Царицын вновь захватили красные, а линия фронта стала стабильно отодвигаться на юг и юго-запад. Историки отмечают, что сражения при Царицыне оказались одними из самых кровавых в истории Гражданской войны. Так, при первых штурмах красные потеряли почти 50 тысяч солдат. Совокупные потери составили свыше 200 тысяч человек. Тогда Царицын и получил прозвище красного Вердена, где шли самые ожесточенные бои между французской и немецкой армиями в ходе Первой мировой войны. Еще один факт, о котором упоминают специалисты, заключается в участии бронепоездов в боях при Царицыне. Этот вид вооружения активно использовали еще в Америке в годы Гражданской войны. Однако в России бронепоезда появились только во время Первой мировой. К 1917-му году осталось только 13 бронепоездов на ходу. В Гражданскую войну обзавестись таким видом вооружения стремились и красные, и белые. И строили их подчас из подручных материалов. Производство было налажено и на орудийном заводе в Царицыне. Колонна броневиков составляла в городе от 10 до 15 единиц, и это больше половины всех бронепоездов, состоявших на вооружении Красной Армии. Тактика боя основывалась на маневренности бронепоездов. Их часто применяли для налетов на соединения противника и железнодорожные станции. - Железные дороги как пути снабжения и обеспечения были очень важны и для красных, и для белых. За контроль над ними как раз и сражались бронепоезда, резюмирует Борис Смирнов.

Факты о Гражданской войне в Царицанском уезде назвали волгоградцам
© Волгоградская правда