Войти в почту

История школьного учителя и выпускников, прошедших испытание войной

История школьного учителя и выпускников, прошедших испытание войной О чем мечтают молодые люди в 18 лет? Хочется встретить любовь всей жизни, получить достойное образование, открыть неизведанное и изменить мир к лучшему. Те, кому в 1941 году исполнилось 18 лет, наверное, тоже об этом мечтали до их выпускного, но потом все изменилось. О своих надеждах, планах на жизнь выпускники школы No10 станицы Красноармейской (Сейчас это станица Полтавская. — Прим. ред.) рассказывали в письмах учительнице Марии Алексеевне Антошкиной. К сожалению, многие из них с фронта не вернулись, но пожелтевшие от времени страницы писем хранят их мысли, переживания и ожидания. Мария Алексеевна работала в школе более полувека. В июне 1941 года она выпустила девятиклассников, после чего парней призвали в армию. Именно учительница была тем человеком, который оказал на вчерашних школьников наибольшее влияние: к ее словам прислушивались, спрашивали ее совета, следовали ее наставлениям. «Мария Алексеевна, Ваше письмо является и будет являться для меня в дальнейшем жизненной программой, я его берегу и не забуду никогда. Уже за эти два месяца оно для меня сыграло большую роль. Все Ваши указания я буду рьяно выполнять. У Вас правильное понимание жизни, и Вы прекрасный вос- питатель, только поэтому Вы своими советами так помогли мне». Эти слова принадлежат Сергею Зинакову, старшему лейтенанту и воспитаннику Марии Алексеевны. В июне 1941 года он ушел на фронт, через год его назначили начальником связи батальона. В марте 1943 года Сергей погиб в Орловской области. Мария Алексеевна, безусловно, могла гордиться своими выпускниками. За пару месяцев Сергей освоил военную специальность, на что в мирное время понадобилось бы больше года. О своих достижениях и успехах одноклассника юный красноармеец написал любимой учительнице. «На днях Николая утвердили на должность помощника командира взвода, а меня — командира отделения. Это неплохо. Это значит, что мы должны воспитывать людей, а для того, чтобы воспитывать, надо самому во всех отношениях быть передовым, дисциплинированным. Это воспитывает и в нас самих сознательную дисциплину». Еще один ученик, Павел Сивовол, окончил Грозненское военно-пехотное училище, погиб под Сталинградом в 1942 году. В октябре 1941 года дает своей учительнице твердое обещание — написать литературный рассказ из истории войны с фашистами. Волнуется, если вдруг в его письме учительница найдет грамматические ошибки. О его хорошем знании литературы говорит и тот факт, что юноша в своих письмах часто цитирует поэтические строки. «Я — родины славной защитник и воин, Я — сын трудового отца, Клянусь и ручаюсь, что буду достоин Высокого звания бойца!» Марии Алексеевне удалось привить своим детям ответственное отношение к учебе, понимание значимости образования и потребность узнавать новое. В частности, Павел пишет о своих успехах в училище. «Спасибо Вам за то, что приучали нас честно, настойчиво трудиться. Все это очень пригодилось здесь, в училище. Овладевая военной наукой, мы часто вспоминаем о Вас. Нам приходится нелегко, прикладываем много усилий и настойчивости в учебе. Сроки учебы малы — будем учиться шесть месяцев, после чего пойдем на фронт командирами… Впереди у нас большие трудности, фронт. Но советский народ настойчив и крепок, и любые трудности ему не страшны». В письмах к учительнице Павел сожалеет, что ему не придется побывать на выпускном вечере своего класса. Он часто передает сердечный курсантский привет девчонкам-одноклассницам, желает им успехов в сдаче экзаменов и просит писать ему о школьной жизни. Связующим звеном между теми, кто ушел на фронт и теми, кто остался в тылу, стала учительница. Поэтому в одном из писем Павел назвал ее своей третьей матерью, которая учила и любила учеников, как своих детей. «Первая мать — это мать-Родина, вторая мать — родная мама, а Вы — мать-воспитательница. Мы будем помнить Вас всегда — в бою и в мирном труде». Письма Николая Острикова, артиллериста, старшего сержанта, участника Сталинградского сражения, освободителя Кубани, Крыма и Украины, погибшего 5 апреля 1945 года в Чехословакии, наполнены светлыми воспоминаниями о школьных днях, неразрывно связанными с любимой учительницей. «Кровь точно взбушуется, забьется сердце. Подняться бы и улететь туда, где все это было — в школьное, счастливое и золотое, неповторимое время… Ну что ж, все в жизни меняется, течет — был когда-то маленьким, думал про коляску, без мамы и далеко от мамы не уходил. Потом подрос, стал ходить в школу, теперь совсем взрослым стал. И вот война… Приходится и воевать». О тяготах военного времени и своем положении Николай не рассказывает, чтобы не опечалить Марию Алексеевну. В апреле 1944 года, заканчивая свое письмо с фронта (Кубань была освобождена в феврале 1943 года. — Прим. ред.), он желает учительнице радости в жизни и успехов в воспитании детей. Петр Леонов, бывший воспитанник красноармейской школы, пишет Марии Алексеевне о том, что за храбрость и отвагу, проявленные в бою с немецкими оккупантами, представлен к правительственной награде — ордену. Его переполняет чувство любви к Родине, он намерен продолжить свою борьбу с фашистскими захватчиками. «Буду их бить за Родину, за братьев-сестер, временно еще находящихся под немецким игом, и буду бить лично за себя, за то, что чуть не убили меня». Василий Проскурин, окончив грозненское училище, в апреле 1942 года делится с учительницей перед отправкой на фронт своими чувствами. «Когда мы пойдем в Берлин, мы вспомним развалины Москвы и Ленинграда; когда придем в Мюнхен, мы вспомним стоны и слезы наших матерей, невест и детей в Киеве, Минске, мы вспомним вас и за вас отомстим. Дорогая воспитательница, мне дорога юная, расцветающая жизнь, но я буду беспощадно мстить за каждую загубленную жизнь, я буду мстить за погибшего двоюродного брата под Москвой, за погибших дорогих друзей, за Ваши страдания, слезы, за всех погибших в борьбе. Я не могу удержать слезы в такие минуты. Я только беспокоюсь за своих родителей, которые так много волнуются за меня, мне жаль их, но я не боюсь смерти, если бы мне сказали: «Умри, сын», — я бы бесстрашно умер». Вместе с тем, юноша отчаянно хочет жить, мечтает вернуться в родную станицу и хотя бы на час повидаться с дорогой его сердцу учительницей. «Я бы Вам все рассказал: и радость, и тяжесть разлучной военной жизни, я бы поделился с Вами и горем, и мечтами, но невольно встает вопрос: а сбудутся ли?» Последнее письмо Василия Проскурина Марии Алексеевне было написано 8 мая 1945 года. В нем изложены подлинные чувства солдата, прошедшего через всю страшную войну и узнавшего о капитуляции врага и окончательной победе над фашизмом. Его мечте вернуться в родную станицу и повидаться с учительницей суждено было сбыться. Мария Алексеевна прожила долгую, светлую жизнь и воспитала не одно поколение достойных людей. И после победного мая, перечитывая письма своих детей, учительница бережно хранила память о каждом из них. Позже она передала фронтовые письма в школьный музей, потому что верила, что они будут жить, пока мы о них помним. Редакция «Краснодарских известий» благодарит Татьяну Андреевну Василевскую, автора проекта «Письма с фронта», за помощь в подготовке материалов, основанных на фронтовых письмах советских солдат, защищавших Родину от фашистских захватчиков.

История школьного учителя и выпускников, прошедших испытание войной
© Краснодарские известия