Войти в почту

Путь до станции «Победа». Рязанские железнодорожники отказались взрывать вокзалы и ставили рекорды

Заветные 22 минуты Первое собрание, на котором решали, как работать в войну, прошло в главном рязанском депо уже 22 июня 1941 года. Многие тут же захотели уйти на фронт, более трёхсот работников записались в народное ополчение. Ещё не было официальных распоряжений работать в выходные дни, но железнодорожники решили по собственному почину оставаться на местах неотлучно. Трудились под девизом «Работать за двоих». Эшелоны шли двумя потоками: одни везли эвакуированных в тыл, другие — бойцов на фронт. Вскоре начались авианалёты. Железные дороги, вокзалы, станции были важной целью для вражеских бомбардировщиков. Но и под звуки разрывающихся снарядов шла работа. На счету — каждая минута. Если раньше переформи­рование поезда на узловой станции в Рыбном занимало около 40-50 минут, то теперь они справлялись вдвое быстрее. За всю войну ни один состав не простоял в Рыбном дольше 22 минут. К ноябрю ударили морозы. Железнодорожники работали без перерыва, по ночам не имея даже возможности греться у костров — из-за светомаскировки. Всего за месяц Рыбное пропустило 60 тысяч вагонов с боеприпасами. При этом продолжались авианалёты. Только в один из дней на станцию сбросили более сорока бомб. Врагу путь закрыт К концу ноября 1941 года немецкие войска оккупировали семь районов Рязанской области. Из одиннадцати железных дорог, соединяющих Москву с тылом, работать продолжали четыре. Ещё две были под угрозой: враг, продолжая наступление по рязанской земле, мог взять их. Чтобы защитить ряжское направление, в Рязани начали строить бронепоезд на собранные работниками депо деньги. Люди оставались после смены; чтобы помочь, приходили в цеха пенсионеры. Рязанское депо получило секретное распоряжение: собираться в эвакуацию, приготовиться взорвать железнодорож­ные объекты и разобрать часть путей на московском направлении. Но Рязань попросила не торопиться. И уже на следующий день Госу­дарственный комитет обороны приказал обеспечить сверхсрочное продвижение крупных воинских соединений на за­щиту Москвы. Наши войска перешли в наступление. В Пензенской области сформировали 10-ю армию. В Рязанскую область силы оттуда перебрасывали по железной дороге. Для перевозки нужно было 152 эшелона. 10 декабря Рязанскую область освободили от врага. Дальше 10-я армия продолжила бои под Тулой. Женское дело Огромная часть работы в военные годы легла на плечи женщин. Трудились они и на железной дороге. Многим пришлось освоить специальность кочегара: чтобы поезд мог дойти из Рязани в столицу, вручную нужно было закинуть в топку паровоза 15-16 тонн угля. Женской стала профессия кондуктора. Тогда кондуктор всю поездку стоял на открытой площадке последнего вагона, подавая сигналы. При себе нужно было иметь четыре больших фонаря, тяжёлую сумку с принадлежностями к ним и металлический тормозной башмак. Порой путь занимал несколько суток. Газета «Сталинское знамя» в сентябре 1943 года писала об одной из работниц: «Комсомолка А.С. Лукашина имеет звание «Лучшего главного кондуктора Рязанской области», пришла работать на транспорт в 1941 году. Она быстро овладела профессией кондуктора. Обеспечивает быстрый приём поездов и хорошо организует вождение поездов экспрессами». Верные лунинцы Ставили рекорды машинисты. То же «Сталинское знамя»: «Машинист В.М. Никитин проводил поезда от Рязани до Шилова, не набирая воды, и таким образом сокращал оборот паровоза до восьми часов. Этот метод вождения поездов экс­прессами поддержали многие». При норме в 1 400 тонн Никитин смог провести поезд в 2 500 тонн на участке Рязань — Шилово. Ещё один рязанский железнодорожник стал основоположником целого движения. Николай Лунин предложил машинистам самостоятельно чинить свои паровозы. К декабрю 1941 года в стране было уже 47 тысяч «лунинцев», перенявших его опыт. Государственный комитет обороны обязал внедрить опыт рязанца по всему СССР. В 1942 году машинист-новатор стал лауреатом Госу­дарственной премии. На полученные деньги он позже купил эшелон угля — и повёл очередной состав в освобождённый Сталинград. Александра Можаева

Путь до станции «Победа». Рязанские железнодорожники отказались взрывать вокзалы и ставили рекорды
© 62info.ru