Войти в почту

На мели - Куда Николай Зеленкевич ведет ГУП «Крымские морские порты»

Тогда на заработную плату сотрудников Серей Аксенов пообещал в течение месяца выделить 240 млн рублей. Очередным гендиректором ГУП был назначен Сергей Квасов, деятельность которого в портах Краснодарского края сопровождали регулярные скандалы. Впрочем, через полгода тот же Аксёнов уволил Квасова как «неэффективного руководителя», в декабре 2019 года его сменил керчанин Николай Зеленкевич. ГУП «Крымские морские порты» (КМП), прописанное в Керчи, руководит деятельностью двух керченских портов, Феодосийского, Ялтинского, Евпаторийского. По данным статистики, в 2018 году (более свежие цифры еще не опубликованы) КМП имело отрицательный финансовый результат – 439 млн руб. «Как мы однажды сели на мели…» В марте этого года КМП объявило о проведении конкурса на выполнение работ по очередному освидетельствованию Керчь-Еникальского канала. Впрочем, конкурс как таковой не состоялся: была подана всего одна заявка, закупку признали несостоявшейся. Тем не менее стоит разобраться, о чем шла речь. Керчь-Еникальский канал – это судоходная, специально прорытая часть Керченского пролива. Канал создан в конце XIX века с целью развития коммерческого мореплавания, в 1970 году расширен до 120 м и углублён до 9-9,75 м. Он регулярно заиливается, мелеет и требует трудоемких дноуглубительных работ, которые много лет не проводились. Напомним, Минтранс Украины в последние годы своего кураторства Керчь-Еникальским каналом гарантировал мореходам 9,35 м глубины. Глубина моря во всех портах, возле всех причалов ежегодно измеряется и фиксируется специальным распоряжением капитана каждого порта «Об объявлении фактических глубин и предельно допустимых осадок судов у причалов». В 2015 году фактическая проходная осадка по Керчь-Еникальскому каналу была объявлена в 8 метров, такую же гарантирует сегодня капитан порта Керчь. С началом строительства Керченского моста в СМИ пошли разговоры об обмелении канала. Недостаточную глубину называли, например, причиной того, что в марте прошлого года на мель село судно «Maryland», следовавшее под флагом Либерии из Мариуполя. В документации к несостоявшемуся конкурсу (в техническом задании на выполнение работ) приводятся следующие параметры: длина канала – 35 км, ширина – 120 м, глубина – 9,35-9,75 м, год постройки – 1987, расчетный физический износ по результатам предыдущего освидетельствования – 10%. Возможно, эти данные уже устарели – поэтому и потребовалось новое освидетельствование. По мнению специалистов службы капитана морского порта Керчь, срочно нужны дноуглубительные работы. Здесь вспоминают: дноуглубительные работы регулярно проводились в украинские времена, сейчас у порта Крым нет на это ни денег, ни полномочий. За последние годы незначительное углубление дна было сделано только в порту «Крым», в дни начала активной работы паромной переправы. Между тем «пески гуляют» и угрожают безопасности судоходства (гражданского и военного) и в Керченском проливе. Однако, судя по протоколам несостоявшейся закупки, дноуглубительных работ в ближайшее время ждать не приходится ни в Керчь-Еникальском канале, ни у причалов крымских портов. Фактическая глубина Чтобы подойти к причалам Керчи, нужно преодолеть еще и Керченский подходной канал, который соединяет Керчь-Еникальский канал и Керченский торговый порт. Оттуда можно повернуть на Керченский Рыбный порт. Этот канал тоже фатально мелеет: с 8,3 м в 2004 году до 6,0 м в 2017, а после начала строительства моста - до 4,9 м в 2019. Рыбный порт, пять лет назад принимавший суда с осадкой 8 м, теперь гарантирует глубину 4,9 м, до такой же глубины обмелел Камыш-Бурунский канал (было 7 м). В конце 2019 года ГУП «Крымские морские порты» пыталось провести конкурс на разработку проектно-сметной документации на ремонтное дноуглубление Керченского подходного канала (стоимость проекта 10 млн 767 тыс руб), но и эта закупка была признана несостоявшейся из-за того, что до участия в нем тоже была допущена только одна заявка. Капитаны крымских портов предупреждают о рисках, возникших у других причалов. Например, глубина моря вдоль широкого мола (причал №1) феодосийского морского порта составляла от 8,8 до 12 м, в прошлом году туда могли причалить только суда с осадкой от 6 до 10 м, в этом году море обмелело еще на 0,1 м. Причал знаменитого Золотого пляжа в Феодосии мог принимать плавсредства, имеющие осадку до 3,1 м, теперь – 1,8 м, Коктебель обмелел с 3,7 м до 2,7 м. Что касается Евпатории, то несколько лет назад здесь принимали суда с осадкой до 6 метров на Черноморском участке, до 4 метров на Евпаторийском и Донузлавском. В 2019 году Черноморский участок стал мельче на полметра, Северная коса Донузлава – на метр. На белом катере Люди старшего поколения, несомненно, помнят прогулочные теплоходы, курсировавшие вдоль Южного берега Крыма, настойчивый голос на набережной Ялты, приглашающий на теплоход «Константин Паустовский», который через пять минут «отправится по маршруту Ласточкино гнездо – Мисхор - Алупка». Теперь капитан морского порта Ялта предупреждает: не пригодны к эксплуатации (техническое состояние аварийное) причалы Симеиз, Алупка, Мисхор, Золотой пляж, Никитский ботанический сад, Профессорский уголок, Алушта, Малореченское, Судак... К причалам Ласточкино гнездо, Ливадия, Гурзуф, Партенит судам разрешено швартоваться только при высоте волны не более 0,5 м и скорости ветра не более 10 м/сек. И о хорошем На днях по требованию Южной транспортной прокуратуры погашена задолженность по заработной плате. Она в ГУП «КМП» – перед 1832 работниками – составляла 44,6 млн рублей. С целью восстановления нарушенных прав граждан прокуратура вынесла нынешнему генеральному директору предприятия Николаю Зеленкевичу представление.

На мели - Куда Николай Зеленкевич ведет ГУП «Крымские морские порты»
© Версия