Войти в почту

Максимизируем популизм - Пока жирные регионы могут позволить себе беречь население, худым приходится спасать остатки градообразующих предприятий

У развития эпидемии есть определённая логика. Сначала число заражённых растёт в геометрической прогрессии, затем скорость распространения вируса замедляется и эпидемия достигает пика. К этому моменту у многих переболевших уже появляется иммунитет. Вирусу всё реже встречаются «свеженькие» жертвы, и эпидемия идёт на спад. Такая волна образуется независимо от того, есть ли карантин – он только растягивает её во времени. Исходя из понимания этого процесса правительства разных стран выбирают тактику. Мировой опыт В регионах с высокой плотностью населения вроде городских агломераций Китая или США, как правило, вводят тотальные карантины. Экономики сверхдержав достаточно мощны, чтобы выдержать такое испытание. Но, например, в Швеции государство не стало давить на бизнес: закрыты только вузы и запрещены массовые мероприятия вроде концертов. Потому что на биологическом уровне действуют свои законы: не меньшую роль, чем полицейские кордоны, играют правильное питание, здоровый сон и свежий воздух. В свою очередь, власти крупных государств Южной Америки, похоже, пустили ситуацию с распространением вируса на самотёк. У них сейчас как раз начинается осень, и потому логично дать людям переболеть до наступления зимы. Мы в России прекрасно знаем, что такое эпидемия ОРВИ зимой – она неизбежна даже при наличии вакцин. А если вакцины нет, то рассчитывать приходится только на естественный иммунитет, приобретаемый во время болезни. Китай и Италия, вероятно, сейчас преодолевают пик первой волны эпидемии, который достигался где-то 2–3 месяца. Кого спасать? В укрупнённом масштабе мировой опыт даёт нам две основные стратегии. Нужно спасать либо жизни, либо экономику. В условиях слабой медицины это выбор между ужасным и отвратительным. Можно дать людям свободу ради того, чтобы экономика совсем не затухла, наплевав на смертность в определённом объёме. Либо же оставить всех под домашним арестом ради гуманизма, но погубить экономику, прежде всего в малых городах. Но если рассматривать ситуацию более детально, то хорошо просчитанные управленческие решения, возможно, позволят пройти между Сциллой и Харибдой. И передачу полномочий по разруливанию кризиса из Москвы на места можно было бы рассматривать в русле такой мудрой, взвешенной политики. Но только в том случае, если бы мы не знали в лицо наших губернаторов и не имели возможность за долгие годы оценить качество их работы. Ведь чего греха таить – главными добродетелями любого губернатора последнее время являлись способность вписаться в вертикаль, осмотрительность и исполнительность. А вовсе не способность брать на себя ответственность в нестандартной ситуации. Поэтому в действиях власти в регионах пока трудно разглядеть стратегию. Это скорее беспомощные метания. То закрыть все предприятия и отправить людей по домам, то открыть предприятия, но не все. То запретить продажу алкоголя совсем (с чего бы это?), то разрешить, но не совсем. Никто не берёт на себя смелость математически максимизировать выгоду для экономики или минимизировать смертность. Зато получается максимизировать популизм! Политики кричат обо всём сразу и нажимают на все кнопки одновременно. Твердят о безопасности, но сами же продолжают разыгрывать тендеры и вести стройки. Боятся взять ответственность за убытки (и потому шаг за шагом разрешают большему количеству людей выходить на улицы), но одновременно продлевают режим самоизоляции. В Свердловской области на нерабочей неделе позакрывали все предприятия. Но число заразившихся продолжило расти. После выступления президента 8 апреля начали готовить списки организаций на возобновление работы, власти обещают в целом ослабить карантин. Где логика? Чем обусловлены те или иные решения? Ещё на нерабочей неделе Минпромторг призвал регионы не закрывать рынки и ярмарки. По мнению чиновников, на рынках граждане ходят не так скученно, как в торговых залах магазинов, на них просторнее и воздуха больше. Как будто бы последние несколько лет ради выполнения санитарных нормативов рынки не загоняли в тесные крытые помещения, превращая их в лабиринты из маленьких магазинчиков. С одной стороны, региональным властям сказали: делайте как знаете. С другой – заставляют метаться из стороны в сторону окриками из Москвы. Так стоило ли вообще вводить в игру губернаторов? Таймер включен Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к графикам распространения эпидемии. Если перенести опыт переболевших стран на Россию, то число заболевших будет изо дня в день прогрессировать до мая. Более оптимистичный прогноз сделала глава медико-биологического агентства Вероника Скворцова. По её словам, ежедневное количество заболевших должно стабилизироваться в последней декаде апреля. И вот здесь встаёт главный политический вопрос: кто в течение этого месяца будет отвечать за рост числа заболевших? С точки зрения федеральной власти, нет ничего более разумного и закономерного, чем переложить этот груз на губернаторов. Опыт показывает, что те выкрутятся. Будут давать пресс-конференции и выступать с популистскими лозунгами. Или просто выдавать в эфир бессмысленные фразы. Принимать бесконечное число противоречивых указов. Но время протянут. Если цифры заражений и смертей будут особенно ужасными, то пожалуйте в отставку. И наглядный пример уже есть: Сергей Гапликов из Коми покинул свой пост после массового заражения коронавирусом персонала и пациентов в одной из республиканских больниц. Так что губернаторы сегодня используются как лошадки, которые тянут телегу на горку. И за это им многое прощается. Впрочем, до поры до времени. Динамика распространения COVID-19 в некоторых странах Павел Чиков, юрист: – Много вопросов звучит в последнюю неделю: почему власти не объявляют ни карантин, ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение? Ответ простой. Нежелание возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу и есть главная причина всех этих попыток пройти между струйками дождя, называя происходящее в стране режимом выходных дней или режимом повышенной готовности. Статья 9 закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения гласит: индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их имуществу при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Статья 29 закона о чрезвычайном положении гарантирует, что лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, возмещается причинённый материальный ущерб.

Максимизируем популизм - Пока жирные регионы могут позволить себе беречь население, худым приходится спасать остатки градообразующих предприятий
© Версия