Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации. Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров. Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»). Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества. Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части. Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования. В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п. В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной. Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.). Павел САЛИН Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Повестка первых двух месяцев наступившего года, в которую были вовлечены главы региональных столиц и крупнейших городов регионов, не отличалась от прошлогодней. В ней просматривались три основные линии. Во-первых, это парирование градоначальниками и их командами вызовов, связанных с коммунальными, экологическими и инфраструктурными проблемами. Там, где это не удавалось сделать, инциденты попадали в федеральную повестку. В частности, в контексте проблем с ЖКХ прозвучали в СМИ Сыктывкар и Тольятти, причём в последнем ещё и имело место обострение экологической ситуации. Проблемы окружающей среды в Абакане также попали в федеральную повестку. Отдельной серьёзной проблемой, которую условно также можно назвать экологической, является приближение мусорного коллапса в некоторых регионах. Правда, во многом это завязано не столько на управленческую некомпетентность муниципальных чиновников, сколько на жёсткий клинч между различными группами интересов, которые не желают отдавать контроль над «мусорными» финансовыми потоками. Начало года, когда в некоторых регионах и городах сменились мусорные операторы, лишь обострило ситуацию. В частности, на грани «мусорного» социального взрыва оказалась Тыва, серьёзно осложнилась ситуация в Архангельске, где и так мусорная проблематика со времен протеста в Шиесе вызывает повышенный резонанс. Вторая линия касалась давно известного противостояния по линии «глава региона – мэр региональной столицы» и имела несколько модификаций. Где-то, как в Екатеринбурге, эта конфликтная линия продолжалась в чистом виде с переменным успехом. Однако в большинстве случаев в регионах, где наблюдалась эскалация напряженности именно по этой линии, верх одерживали их главы. Как правило, они относятся к «варягам» и успешно продвигали на посты глав региональных столиц таких же «варягов». В частности, в Калмыкии главе региона Бату Хасикову удалось пролоббировать избрание сити-менеджером Дмитрия Трапезникова, что поначалу вызвало массовые акции протеста. Свою линию продолжает гнуть и глава Астраханской области Андрей Бабушкин, который с высокой степенью вероятности уже в ближайшие месяцы получит нового, лояльного ему мэра. Глава Липецкой области Игорь Артамонов сумел развить успех, вынудив уйти в отставку главу горсовета, который являлся последней «точкой сборки» областных элит и составлял конкуренцию протеже губернатора, мэру Евгении Уваркиной. Новые главы в начале года также появились у Барнаула, Кирова и Оренбурга. Третья линия касалась подготовки к плебисциту по Конституции и оказалась «заморожена в зародыше» после решения перенести голосование на неопределенный срок. Однако в марте, особенно во второй половине месяца, вслед за федеральным уровнем в региональной и местной повестке стала доминировать эпидемиологическая тема, помноженная на экономические проблемы вследствие падения курса рубля. Причем, судя по «ползучему» введению режима ЧС в столичных регионах, это вскоре ожидает и другие субъекты Федерации. В первую очередь речь идет о наиболее урбанизированных территориях – областных столицах. В этом случае от мэров, как и в других связанных с массовыми настроениями случаях, ожидается умение «держать население», разъясняя ему безальтернативность предпринимаемых мер. Это требует постоянного присутствия в медиа-поле, причём желательно не только и не столько в официальных СМИ, к которым у населения доверия всё меньше, а в соцсетях. Если мэр «выпадает» из коммуникации, то возникает опасный вакуум, который может попытаться заполнить губернатор. Похожая ситуация произошла на Ставрополье, где мэр краевой столицы Андрей Джатдоев в середине марта на неделю исчез из своего инстаграма, чем породил слухи об инфицировании коронавирусом. Между тем ситуация в регионе вообще и в областном центре в частности достаточно нервозная, закрытие курортов и сопутствующей инфраструктуры серьёзно бьёт по местной экономике, порождая «эффект домино», и на информационной передовой в условиях образовавшегося вакуума оказался губернатор Владимир Владимиров, через соцсети попытавшийся оперативно снять возрастающую напряжённость. Такая ситуация в условиях ожидающегося апрельского пика коронавируса может стать модельной для крупных городов вообще и областных столиц в частности, но не везде губернатор сможет вовремя заменить «выпавшего» из информповестки мэра. Таким образом, ключевой критерий эффективности, по которому будут оценивать деятельность мэров в ближайшие 2-3 месяца, – способность держать вверенную территорию под контролем в условиях эпидемиологических ограничений и ухудшающейся экономической ситуации. Михаил БОЧАРОВ Социолог, заместитель генерального директора Института региональных проблем На текущий рейтинг мэров городов РФ накладывает свой отпечаток распространение в России коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Наиболее системные меры первым начал применять мэр Москвы Сергей Собянин. Первым среди градоначальников он подписал указ о введении режима повышенной готовности из-за угрозы распространения в столице новой коронавирусной инфекции. В документе говорится, что граждане, прибывшие из КНР, Республики Корея, Италии, Ирана, Франции, ФРГ и Испании, а также других государств с неблагополучной ситуацией с распространением коронавирусной инфекции, обязаны обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в РФ. Другие его указы запретили проводить в столице спортивные, зрелищные, публичные и другие массовые мероприятия в случае, если число их участников превышало 5 тыс. человек, а потом – 50 человек; последовательно отменяли крупные юбилеи, праздники, ограничивали деятельность кинотеатров, закрывали театры, музеи, зрелищные заведения; предложили 65-летним гражданам не выходить из квартир. На сайте мэра Москвы уточняется, что власти столицы за основу для запрета взяли опыт Франции, где изначально отменили мероприятия в закрытых помещениях, а потом распространили эти меры на открытые площадки. Ещё в тот период более 1500 СМС-сообщений о необходимости самоизоляции было отправлено пассажирам рейсов, которыми летели больные коронавирусом – об этом сообщила журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. Около 2 тысяч человек, контактировавших с заболевшими коронавирусом, находятся под медицинским наблюдением в Москве. Это не только ближний круг – друзья и родственники, но также пассажиры рейсов, водители такси, курьеры. После подтверждения диагноза заболевшего пассажирам рейса, на котором прибыл пациент, оперативно осуществляется адресная СМС-рассылка. Адресатов просят перейти в режим самоизоляции и немедленно вызвать скорую помощь. Быстро устанавливать личности всех прибывших удаётся благодаря анкетированию пассажиров на борту самолета. Эти меры позволяют успешно дистанцировать людей от посещения работы или учёбы и сдерживать распространение инфекции. Мероприятия по профилактике коронавируса вовремя запустили и активно проводят городские администрации Санкт-Петербурга, Тюмени, Благовещенска, Салехарда, Владивостока, Грозного, Рязани. Вместе с тем, на фоне этих драматических событий наблюдались настоящие казусы. Мэр города Томска Иван Кляйн на закрытом совещании наградил жену Галину званием «Меценат года». Решение об отказе от торжественного мероприятия по случаю награждения Галины Кляйн было принято в связи с ростом заболеваемости ОРВИ и гриппом. Награду она получила за многолетний вклад бизнеса в развитие Томска. Галина Кляйн стала генеральным директором местного пивоваренного завода в 2013-м. В том же году Иван Кляйн занял пост мэра Томска. Контрольный пакет акций компании Галине Кляйн предложил муж. Ранее сообщалось, что учащийся в седьмом классе сын главы Серовского городского округа Свердловской области Василия Сизикова в прошлом году заработал более 400 тысяч рублей, получая алименты. В документе также сказано, что школьник пользуется жилым домом площадью 552,8 квадратного метра и 212-метровой квартирой, а его отец — двумя домами площадью 121,3 и 296 квадратных метров. В собственности у мэра и его сына нет ни недвижимости, ни транспортных средств, значится в декларации. Подобного рода компромат, опубликованный в СМИ, приходится ко времени, когда в этом году в целом по России выборы пройдут в 20 российских городах. По оценкам специалистов по качеству городского управления, его уровень снизился в Архангельске, Владивостоке, Ярославле, Биробиджане, Барнауле, Астрахани, Нижнем Новгороде, Ижевске, Тамбове и Волгограде. Архангельск занял последнее место в очередном рейтинге эффективности управления городов, подготовленном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) под руководством политологов Дмитрия Орлова и Ростислава Туровского. Столица Архангельской области по сравнению с прошлым годом опустилась на десять пунктов. Второй снизу — Владивосток (он остался по сравнению с прошлым годом на прежнем месте), третий — Ярославль (съехал на 19 пунктов). Причиной низкой эффективности городской власти может быть отсутствие связки главы муниципалитета с губернатором региона. Возможна и ситуация, при которой связка главы города с губернатором есть, но и губернатор, и глава города не демонстрируют успехов. Лучший пример подобной ситуации — Архангельск. Глава области Игорь Орлов должен в ближайшее время покинуть свой пост, а градоначальник Игорь Годзиш не пользуется высоким авторитетом и не демонстрирует необходимой публичности. Другая причина низкой эффективности муниципальных властей — чехарда со сменой градоначальников. Вопиющий пример тут – это Владивосток, где с 2016 года сменились пять глав. В Ярославле главы тоже менялись очень часто. Негативно может сказаться и назначение градоначальников-варягов, как в том же Ярославле. Хотя там активный, энергичный мэр Владимир Волков, занявший эту позицию в 2018 году, пока не попадал в заметные скандалы, связанные с управленческими решениями, и достоин находиться в группе середняков. В тех городах, где сложилась эффективная система муниципального управления, даже в случае смены главы администрации резких изменений не происходит, бюрократическая машина продолжает работать. В качестве примера можно привести Тюмень, чей бывший глава Александр Моор в 2018 году стал губернатором Тюменской области, и Салехард, где новый градоначальник появился осенью 2019 года. Еще один фактор, который позволяет эффективно руководить городом, — наличие больших финансовых ресурсов. Это актуально для Салехарда и Тюмени, которые являются столицами нефтегазовых регионов, и для исторически богатой Казани. В то же время власти этих городов должны уметь распоряжаться этими ресурсами, так что дело не только в их количестве. Эффективность управления городом зависит и от налаженных связей в работе градоначальников с губернаторами. В случае с Салехардом тоже очевидна командная работа муниципальных и региональных властей; в случае Казани — группы элит разные, но они находятся в устойчивом и давно сложившемся альянсе. В целом за квартал эффективность управления в городских округах снизилась. Это объясняется многочисленными заменами муниципальных глав и коррупционными скандалами в городских властях. Кадровые ротации в российских городах нужны, но явно требуется время, чтобы новые муниципальные руководители смогли изменить ситуацию к лучшему. Не удивительно в этих условиях и развёртывание дискуссии о целесообразности возвращения к модели прямых выборов главы города. Замены глав городов и уголовные разбирательства в отношении муниципальных властей — это следствие не только снижения уровня управления, но и интенсивной ротации губернаторов в последние 2-3 года. Новый губернатор-технократ, ещё будучи в статусе врио, начинает активно менять глав или сити-менеджеров областных центров, чтобы к выборам удовлетворить запрос избирателей на широкое обновление власти. Кроме того, в преддверии отставки губернатора в отношении бывших мэров и вице-мэров, как правило, чаще возбуждаются уголовные дела, которые и обосновывают необходимость губернаторских замен. Сергей МАРКОВ Политолог, генеральный директор Института политических исследований В сложившихся непростых условиях эпидемии мэры многое могут сделать. Первое и самое главное – они должны отменять все массовые мероприятия. Во многих местах градоначальниками были предприняты оперативные меры в отношении большого скопления людей, но отменены были не все мероприятия и не везде, или сделано это было несвоевременно. Мэры должны говорить – общаться, разъяснять, выходить на бизнес и чётко распределять усилия по борьбе с распространением коронавируса через свои департаменты. Например, даже в Москве вовремя не были взяты под контроль фитнесс-центры, владельцам которых не разъясняли важность принятия мер по обеззараживанию помещений и ограничению численности посетителей, не говоря уже о том, чтобы закрыть на какой-то период. Спортивным чиновникам в Москве следовало бы заняться этим ещё несколько недель назад. Тренажёрные залы посещают миллионы людей, самая активная часть населения! И сделать их жизнь безопасной – прямая обязанность мэра и органов власти, которые ему подчинены. Определенной сдерживающей тактики надо придерживаться в отношении общественного транспорта: перевести его на круглосуточный режим, «размазав» тем самым пассажиропотоки, и обязать брать в салоны людей не больше определенного количества. В разных странах места –провокаторы эпидемии различаются. В Испании и Италии – это преимущественно кафе, в Южной Корее – церкви, в Китае – рынки и супермаркеты. В России одно из таких мест – метро, активность пользования которым в Москве уже снижена. Но закрывать подземку полностью нельзя, иначе люди массово пересядут на наземный транспорт. Нужна массированная кампания по переводу людей всевозможных профессий на дистанционные рабочие места – журналисты, бухгалтеры, менеджеры продаж могут работать вне офиса. В Москве и Питере – самые лучшие возможности для перевода людей на «удалёнку», это во многом останется и после эпидемии – снизится нагрузка на общественные транспорт, будут укрепляться семьи тех же бухгалтеров (это, в основном, женщины), произойдёт удешевление себестоимости труда. Перевод на «дистанционку» – важная и полезная сама по себе мера, которая постепенно станет самой обычной формой трудовой деятельности. В руках городских властей и работа с многоквартирными домами. Надо проводить информационный ликбез: предписать жильцам ездить в лифте по одному или семьями, все ручки в подъездах должны протираться дезинфицирующим раствором или просто водкой. Массовой работы в этом направлении я не заметил. В руках градоначальников и развитие онлайн-сервисов. Уже сняты ограничения на доставку товаров. Но не все вопросы решены. Надо элементарно связываться с бизнесом и брать на карандаш возникающие проблемы. Нужен прямой диалог, участие в нескольких сотнях конкретных случаев, в частности, просто помогать. Учитывая экономические проблемы, спровоцированные эпидемиологическим кризисом, лучшее, что могут сделать мэры на местах – быть на связи с руководством предприятий, бизнесом – всеми теми субъектами экономических отношений, от которых зависит благополучие людей на конкретной территории. И оперативно проблемы разрешать: подвижки в мелких нюансах в том или ином узком сегменте могут существенно повлиять на развитие ситуации к лучшему. Также необходимо обеспечить доступность развлекательных онлайн-ресурсов – тех же кинотеатров. Использовать время эпидемии для рывка цифровых услуг. Поддержать переход школ и университетов на дистанционный формат обучения. Москва и Питер – это 90 % потенциальных больных коронавирусом. Поэтому спрос, в первую очередь, с мэров этих городов, они сейчас задают тон и предстают образцами новых управленческих алгоритмов и решений, связанных с возникшей эпидемиологической ситуацией. Но ещё неделю назад надо было ограничить авиасообщение со столицами. В этом направлении действия всех наших властей, скорее, надо расценивать как безалаберные. Хотя понятно, что здесь явно прослеживалось давление авиакомпаний. Ведь очевидно: если в столицах удастся сдержать разгул вируса, то до маленьких городов он может не дойти. Поэтому, учитывая медленную раскачку мэров (на ограничение тех же собраний – не более 50 человек, когда вокруг в мире уже бушевала эпидемия), считаю, что принимавшиеся градоначальниками меры в обсуждаемый период в целом были недостаточны. Роман СМИРНОВ Политолог, электоральный юрист. Президент Ассоциации политических юристов, учредитель Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), член Комитета по политическим технологиям РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью) Сегодня мы наблюдаем ряд фундаментальных изменений, происходящих в стране. В первую очередь, это изменения правового поля и политической системы в целом. Это фиксация в Конституции уже фактически складывающегося уклада, оговаривающая общность всей власти в стране, где подчеркивается, что власть в России – единая. В системе властной вертикали планируются радикальные перемены в структуре муниципального управления. По сути дела должно произойти упорядочивание уже сложившейся системы взаимоотношений органов местного самоуправления, включая исполнительную и представительную власть, с региональной и федеральной властью. Самые главные изменения, которые должны укрепить и повысить статус муниципальной власти, – увеличение объёмов полномочий в плане возможностей по составлению бюджета, пополнению доходной части бюджета органами местного самоуправления. Эти изменения, с точки зрения большей финансовой свободы, де-юре фактически меняют систему публичной власти, закрепляют за муниципалитетами реальный статус нижних этажей власти. При этом муниципальному этажу важно помнить о необходимости говорить с людьми. Также важно создавать условия для политического диалога – муниципальная ступень уже доказала, что может быть хорошей школой для выращивания кадров более высокого уровня. Уже достаточно примеров, когда мэры доказали свою состоятельность, адекватность и вышли на новые уровни с багажом управления пусть и небольшими, но территориями, с умением договариваться с элитами, развиваясь с низового уровня. Сейчас таких возможностей станет больше. Надо активизировать работу Ассоциаций муниципальных образований, чья деятельность сегодня сильно бы пригодилась в свете прогнозируемых негативных для экономики последствий эпидемии коронавируса, которая ударит по принятым решениям. Таких площадок для диалога и реализации идей почти не осталось, а есть чисто формальные собрания с декларативным итогом. Между тем, обсуждение поправок в Конституцию, с точки зрения организации местного самоуправления, очень важно. С точки зрения участия мэров: важна максимальная вовлечённость в дискуссию в качестве коммуникаторов – информирование граждан, разъяснение им сути принимаемых поправок и дискуссия в более широком формате – как с людьми, так и с верхними этажами власти. Николай СОРОКИН Директор Института национальных кризисов При выборе кандидатуры на должность мэра обязательно нужно опираться на серьёзные личности, известные и крупные. Мэр должен быть не ставленником каких бы то ни было группировок, а совершенно независимым чиновником общефедерального значения. Однако, выдвигая такие требования, надо понимать, что города в России часто имеют возможности полярные. Совсем грубо я разделил бы их на две группы. Это крупные города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и большие областные столицы-миллионники (Новосибирск, Челябинск, Омск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Сочи и др.) – где должность мэров ко многому обязывает, там действительно многое ставится федеральным руководством на градоначальников, и проводятся определенные программы. Зачастую эти города сегодня контрастируют с самими собой лет 5-10-20 назад. А есть города крупные, но совершенно иной категории – которые не нашли пока признания у федерации, по крайней мере, в части коммуникации с мэрами. Собственных доходов, которые есть у таких городов, ни на что не хватает. Это большинство региональных столиц РФ, некоторые города на слуху у всех, но сделать там ничего невозможно. Есть, конечно, шанс на программы нескольких нацпроектов, запущенных благодаря экономисту Андрею Белоусову – нынешнему первому заместителю председателя правительства РФ, а ранее – помощнику президента РФ. Есть надежда, что эти программы коснутся вот этой категории «обделённых» и помогут навести определенный порядок в не самых крупных городах, но столицах наших территорий, где нет нефтяных или иных бизнес-баз. Конечно, называть Сергея Собянина, а он глава крупнейшей агломерации, не совсем корректно, как и ранжировать его рейтинг в линейке с мэром почти любого регионального города. В Москве гораздо легче привлечь финансы. Возьмем, например, Хабаровск – крупный город- полумиллионник, жители которого не имеют хороших бонусов в виде плодородных земель (как на юге или в Поволжье) или больших возможностей для заработка (как в федеральных центрах), нефти, как в той же Казани, и где судьба жителей напрямую зависит от мэра и умения правильно привлекать ресурсы, и не какие-нибудь мифические, а федеральные. Мэр должен быть на своём месте, должен обращаться к федеральным властям с прямыми запросами. Здесь же вспоминается Волгоград (Сталинград), где расположен большой и святой для всех нас памятный монумент, к которому, к сожалению, ведут разбитые вдрызг дороги. Там построили большой стадион, а на асфальт денег не хватает. Думаю, в ближайшие полгода мы увидим кардинально изменившуюся картину, когда мэры смогут изменить ситуацию в ту или иную сторону. Последние события на федеральном уровне – инициирование поправок в Конституцию, смена бесполезного Медведева на модератора процессов Мишустина – всё это призвано служить одной цели: максимальному укреплению вертикали. И мэры городов будут настолько успешны в ней, насколько они сумеют до этой вертикали достучаться и сотрудничать с ней, включаться в истории создания федеральных программ. Одним из условий успешного мэрства всегда была близость к федералам. Сейчас эта закономерность стала ещё явственнее. Дмитрий ГУСЕВ Политтехнолог, председатель Наблюдательного совета консалтингового агентства «Bakster Group» Ситуация с эпидемией в стране — это испытание для всей власти, независимо от её уровня, она коснётся даже мэра самого маленького посёлка, не говоря уже о градоначальниках областных столиц или городов федерального значения. Любое ухудшение политической, биологической ситуации в стране осложняет работу власти. Мэров в ближайшее время ждёт больше работы, будет больше и спрос, и ответственность. Больше сил уже уходит, чтобы сохранить спокойствие – такова данность весны 2020 года. Естественно, в этой непростой ситуации мэры будут полезны и смогут проявить себя. Опыт показывает: если власть сумеет сохранить спокойствие людей, то всё будет хорошо. Хороший пример подаёт мэр Москвы, который сразу занял открытую позицию и своевременно информирует людей о каждом своём шаге, о каждом событии, связанном с эпидемией. Такая политика открытости играет на общее благо, эта политика правильная. Когда власть сообщает обо всех своих действиях, обо всём, что происходит, информирует людей – это не даёт возможности проникнуть в медиаповестку слухам и фейкам, не дает возможности зародиться панике. Первая группа рейтинга В рассматриваемый период Максим Ряшин (Ханты-Мансийск) сохранил прежнее высокое положение в «Национальном рейтинге». Позитивный резонанс получило сообщение мэра о том, что, по данным института географии РАН, окружной центр вошёл в пятёрку самых быстро растущих городов России. Эксперты отмечали, что в городской экономике ситуация также благоприятна (во всяком случае, была таковой до последнего «пандемического» времени). Ханты-Мансийск – в тройке самых инвестиционно-привлекательных территорий автономного округа. В городе за счёт инвесторов возводится 16 объектов (кроме жилья) на сумму около 5 млрд рублей. В прошлом году зафиксирован рекорд: самый низкий за последнюю пятилетку уровень безработицы (0,29%). Увеличилась, в отличие от большинства других территорий РФ, численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса. В плюс руководителю муниципалитета наблюдатели ставят активное развитие инициативного бюджетирования – первые проекты реализованы в сфере благоустройства. Большая работа проводится по ремонту муниципальных дорог, переселению жителей из аварийных деревянных домов. Параллельно разрабатывается новая программа капремонта «деревяшек». Динамично развиваются новые территории города (жилые микрорайоны «Иртыш», «Западный», «Учхоз», «Восточный»). При этом некоторые эксперты указывают на то, что Ханты-Мансийск не свободен от коррупции. Её признаки, в частности, обнаружились при определении подрядчика для очистки от снега внутриквартальных проездов. ООО «Экосервис», которое мэрия выбрала для исполнения контракта почти на 40 млн руб., оказалось не в состоянии выполнить свои обязательства. Компания, которая даже не имеет техники для соответствующих работ, по утверждению ряда наблюдателей, связана с другом мэра города. Этим якобы объясняется и получение контракта, и отсутствие претензий к компании со стороны муниципалитета. В марте стало известно, что глава города Ханты-Мансийска Максим Ряшин вошёл в обновленный состав Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (в неё входят 143 человека – члены Совета Федерации, федерального кабмина, губернаторы, представители ведомств и муниципалитетов). Это событие поддержало имидж мэра, но его позиция в «Национальном рейтинге» осталась прежней. Александр Беглов (город федерального значения Санкт-Петербург) за три месяца 2020-го прибавил 1 пункт в «Национальном рейтинге». В начале марта прошло кадровое укрепление городской администрации: в качестве кандидатуры на должность вице-губернатора по социальной политике Александр Беглов выдвинул профессора-медика Олега Эргашева – главного хирурга Комитета по здравоохранению Ленинградской области. В свою очередь Анна Митянина, занимавшая упомянутый пост, стала детским омбудсменом, одержав победу с перевесом всего в один голос над кандидатурой, которую, как считается, опекал председатель Заксобрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров. В этой связи наблюдатели опять вспомнили о противостоянии губернатора и спикера. Александр Беглов и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко недавно вновь высказались за интеграцию регионов, и в этом свете назначение Олега Эргашева выглядит логичным и подтверждает тенденцию активизации обмена кадрами между Санкт-Петербургом и областью. Предложенную Александром Бегловым кандидатуру Олега Эргашева Заксобрание утвердило. Эксперты говорят, что его медицинские познания необходимо начать применять на практике буквально с колёс, учитывая опасность коронавируса. К слову, Александр Беглов призвал жителей других регионов России воздержаться от поездок в северную столицу из-за распространения инфекции (что ударит по авиакомпаниям и сфере услуг города), а петербуржцам запретил собираться в количестве более 50 человек. Отменён Петербургский экономический форум (в прошлом году на нём подписали 745 контрактов и соглашений на общую сумму 3,3 трлн рублей, а местный бюджет получал от ПМЭФ порядка 2,5 млрд рублей в виде налогов и других платежей). Хотя ситуация по коронавирусу в городе на Неве не такая острая, как в Москве, Александр Беглов призвал поддержать малый и средний бизнес, что вызвало одобрение в среде предпринимателей. Он также обвинил спекулянтов в создании ажиотажа в магазинах. Как полагают наблюдатели, Александр Беглов теряет очки из-за очередной ситуации, когда вновь построенный жилой массив не имеет развитой социальной инфраструктуры – такой подход давно ставится жителями Санкт-Петербурга в упрёк муниципальной власти, хотя Александр Беглов ранее уже требовал от чиновников не допускать дисбаланса между социальной инфраструктурой и жилой застройкой. В данном случае скандал вышел на федеральный уровень после письма жителей нового микрорайона Владимиру Путину с просьбой построить школу. Тем не менее, указывают эксперты, Александр Беглов считает, что в Петербурге уровень социальной защищенности — один из самых высоких в России. Эксперты согласны с этим: пенсионеры и горожане-льготники имеют право на бесплатный проезд в электричках, мамы с детьми получают дополнительные выплаты, создана служба социальных участковых, организована услуга социальной няни. В рамках программы «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге» в 110 поликлиниках внедрены бережливые технологии, 102 тысячи петербуржцев получили высокотехнологичную медицинскую помощь, были открыты 8 центров амбулаторной онкологической помощи, а в 2020 году их планируют открыть ещё 5. Александр Беглов отметил, что все эти меры потребовали немалых затрат, однако в прошлом году город заработал около 630 миллиардов рублей. Собственные доходы бюджета увеличились на 55 миллиардов. Поэтому определенные резервы город накопил. После того, как Ибрагим Закриев возглавил Администрацию Главы и Правительства Чеченской республики, мэром Грозного стал Иса Хаджимурадов. В отличие от достаточно распространенной в других российских городах практики затягивать конкурс, в Грозном его провели оперативно. Конкуренцию нынешнему мэру составлял местный предприниматель, за которым в подобных процедурах твердо закрепилась репутация «технического кандидата», поэтому сомнений в итоговой победе Исы Хаджимурадова у экспертов не было. Кроме того, среди информации из Грозного эксперты выделили два сюжета. Первый из них связан с беспрецедентно жесткими действиями властей, направленными против распространения коронавируса. Исключительно сильный резонанс получило намерение городской администрации (санкционированное, разумеется, Рамзаном Кадыровым) изымать заброшенные и запущенные участки и сооружения, в том числе у частных граждан, если они не приведут своё имущество в надлежащий вид. Иса Хаджимурадов до последнего назначения недолгое время занимал должность первого вице-мэра Грозного, до этого являясь руководителем департамента внешних сношений правительства Чечни. Его опыт работы с муниципальным хозяйством вызывает сомнения у многих экспертов «Национального рейтинга». При этом очередная ротация в чеченском руководстве подтвердила исключительный кадровый потенциал, который связан с постом мэра Грозного. В конце декабря мэр города Калуги Дмитрий Разумовский сложил полномочия. Врио главы города назначен Дмитрий Денисов, работавший 1-ым заместителем губернатора, а ещё раньше, до 2017 года, являвшийся заместителем главы города Калуги по вопросам архитектуры, градостроительства и имущественных отношений. Дмитрию Разумовскому Анатолий Артамонов (тогда ещё губернатор) предложил должность своего заместителя, курирующего цифровое развитие. Наблюдатели сочли рокировку градоначальников закономерной: технократ Дмитрий Разумовский, по мнению многих, не совсем подходил для деятельности, где ежедневно в оперативном порядке нужно было принимать множество решений по широкому кругу хозяйственных проблем. Принявший у него бразды городского управления Дмитрий Денисов, считают эксперты, больше подходит для такой работы. По мнению других наблюдателей, замена главы города связана с предстоящими в 2020 году выборами депутатов городской думы Калуги. Предполагается, что мэр должен идти первым номером в списке от «Единой России», и недостаточно популярный в городе Дмитрий Разумовский в роли «паровоза» и лица партии власти был бы недостаточно убедителен. Тем более, что он принимал на работу чиновников, попавших затем под следствие, таких, как, например, начальник управления ЖКХ и замначальника МУП «Калугаблагоустройство». Впрочем, не всё безупречно в плане взаимоотношений с законом и у вновь назначенного врио главы: во время предыдущего периода работы в городской администрации – начальником управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений и заместителем городского головы – Дмитрий Денисов попадал в поле зрения правоохранительных органов из-за истории с местным госуниверситетом, здание которого возводили как административное, а продали министерству образования РФ под видом общежития. Возбудили уголовное дело, и Дмитрий Денисов был вынужден уволиться т.к. именно он подписал документы о приёмке. Часть экспертов утверждает, что городское хозяйство находится в запущенном состоянии. В январе власти Калуги предложили жителям скинуться на реставрацию памятника в честь 600-летия города. Это предложение исходило от врио главы города Дмитрия Денисова, уверявшего, что речь идёт не о недостатке у города финансов, а о необходимости вовлечённости каждого калужанина в заботу о «народном памятнике». К слову, должность заместителя начальника Управления экономики и имущественных отношений занял бизнесмен из Москвы Владимир Васин. Он уже успел провести с калужскими предпринимателями совещание, воспринятое некоторыми из присутствующих как попытка давления власти на бизнес. Городского экономиста ждёт немалый фронт работ, в частности, требует решения проблема управляющих компаний – однодневок, собирающих с жителей платежи и затем банкротящихся. Задолженность шести УК Калуги перед поставщиками ресурсов сегодня – свыше 310 млн рублей. В феврале на встрече с представителями СМИ Дмитрий Денисов предложил отрубать руки чиновникам-коррупционерам, а недобросовестных застройщиков – расстреливать. «Это такой сарказм», – пояснил после закономерного резонанса калужский глава. Наблюдатели отмечают, что скандалы противопоказаны Калуге ещё и в связи с тем, что город назван Новогодней столицей России – 2020 . В поддержку этого проекта в этом году будет введена в эксплуатацию вторая очередь государственного музея космонавтики. 18 марта на заседании думы городская власть отчиталась о работе за год, и были озвучены планы на год текущий. Приоритетными задачами станет капитальный ремонт жилого фонда, расселение аварийных домов, ремонт дорог, строительство объектов социально-культурной сферы, в том числе в рамках реализации национальных проектов. Дмитрий Денисов – это уже шестой мэр Калуги за последние девять лет. Сам врио городского головы полон оптимизма, в числе прочего уповая на поддержку региональных властей. Комментируя назначение врио губернатора Владислава Шапши, врио главы Калуги Дмитрий Денисов заверил: «Мы сработаемся, мы – единая команда». После избрания на должность Алексей Титовский (Салехард) среди приоритетов в своей работе называл повышение качества оказания услуг в сфере ЖКХ, развитие улично-дорожной инфраструктуры и благоустройства, улучшение условий жизни жителей в отдаленных районах. Внимание привлёк проект обновления набережной в Салехарде, где планируется построить кафе, площадь для народных гуляний и причал для маломерных судов, а при необходимости можно будет устанавливать передвижную сцену для уличных концертов, ледовый городок и проводить спортивные мероприятия. В окружной столице состоялись публичные слушания, посвященные генеральному плану города (предыдущий был принят в 2007 году). Новые проект подразумевает увеличение населения города до 57 тысяч человек к 2040 году (сейчас – порядка 50 тысяч). По сообщениям наблюдателей, мэр старается больше бывать в публичном поле. Так, он удивил жителей Салехарда поездкой на общественном транспорте – в соцсети было выложено фото Алексея Титовского, едущего в рейсовом автобусе, которое вызвало небольшой ажиотаж. Прошедшая зима обнажила старые проблемы муниципалитета и обозначила новые. К работе коммунальщиков у населения накопилось много претензий. Должностные лица МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» и АО «Салехарддорстрой» были привлечены к дисциплинарной ответственности по результатам двух представлений прокурора города. Глава Салехарда традиционно обвинил в коммунальных трудностях управляющие компании, которые не справляются с поставленными задачами. Так, Алексей Титовский высказался с критикой в адрес УК из-за неудовлетворительной уборки снега с крыш многоквартирных домов. При этом часть экспертов придерживается мнения, что, например, уборка снега в городе минувшей зимой, была вполне хорошей. Серьезные имиджевые потери понёс мэр, допустив выход в информационное поле конфликтной ситуации в администрации города между ним и сотрудниками. До избрания на пост градоначальника Алексей Титовский возглавлял департамент по науке и инновациям ЯНАО, а затем несколько месяцев проработал в Минприроды РФ. Заняв пост руководителя городской администрации, он оставил на ключевых постах мэрии практически в полном составе команду бывшего главы Ивана Кононенко. Алексей Титовский не стал менять заместителей мэра и руководителей управлений, дав чиновникам «испытательный срок». Через несколько месяцев в Сети появился текст обращения сотрудников администрации Салехарда, которые обвиняют мэра Алексея Титовского в злоупотреблении положением: снятии премий с чиновников, но при этом сохранении солидных премиальных выплат себе и заместителям. Сама суть конфликта получила различную трактовку со стороны разных экспертов, однако в целом в рассматриваемый период Алексей Титовский ухудшил положение в «Национальном рейтинге». Наблюдатели связывают благоприятные для Алексея Силанова (Калининград) тенденции с завершением отстранения почти всей команды экс-мэра Александра Ярошука от рычагов управления городским хозяйством. По словам градоначальника, сегодня из всех проблем, которые озвучивают граждане, транспортная стоит на первом месте. Работа перевозчиков вызывает массу нареканий. В плюсовую копилку мэра эксперты относят тот факт, что, откликаясь на пожелания горожан, Алексей Силанов анонсировал развитие трамвайной сети в Калининграде – закупку подвижного состава и организацию новых маршрутов. В обновление трамвайной сети потребуется вложить 9 млрд рублей. В то же время мэрия Калининграда, в отличие от столицы, пока не планирует закупать электробусы. Алексей Силанов заявил, что приобретать их надо тогда, когда они станут соответствовать всем требованиям по качеству, безопасности и надёжности эксплуатации. На ремонт дорог в Калининграде в 2020 году планируется направить один миллиард рублей. В Калининграде намечено расширять парковки рядом с жилыми домами. Если эти меры будут реализованы, калининградцы ощутят улучшение транспортной ситуации, и это будет ассоциироваться с деятельностью команды Алексея Силанова. Бюджет Калининграда на 2020 год увеличен за счёт помощи из областного бюджета, что является свидетельством налаженных конструктивных отношений между муниципалитетом и областью, мэром и губернатором. Так, почти 1,5 млрд рублей регион выделяет в качестве субсидий «Водоканалу». Сервис Tripadvisor назвал Калининград самым быстрорастущим туристическим направлением мира в 2020 году, однако коррективы вносит опасность коронавирусной инфекции. Это особенно актуально для Калининграда в силу его географического положения – инфекция, образно выражаясь, стоит у ворот анклава. В городе усилены меры санитарного характера. Команды дезинфекторов заходят в автобусы, троллейбусы и трамваи после окончания каждой смены для обработки. С целью минимизации опасности заражения людей в Центральной городской клинической больнице Калининграда разделили потоки пациентов. Команде главы города в целом удаётся, избегая явных провалов и адекватно отвечая на вызовы, добиваться устойчивого функционирования муниципального хозяйства. Вернее, той его части, которая осталась под контролем городских чиновников. Для Сергея Ерёмина (Красноярск) текущий год начался с увольнения двух заместителей. В отставку по собственному желанию ушли главы департамента экономической политики и инвестиционного развития Вячеслав Полищук и департамента социальной политики Наталья Боброва. В январе Сергей Ерёмин устроил традиционную встречу с красноярцами и рассказал о приоритетах в развитии города на этот год: это строительство школ и детских садов — «золотой приоритет», уход от моноцентра к созданию центров притяжения в районах, обновление общественных пространств и др. Многие красноярцы возмущены планами строительства «Красноярск-Сити» на Стрелке – в историческом центре города, где якобы задумано возведение 5-звездочной гостиницы и двух бизнес-центров. Некоторые источники сообщили, что глава Красноярска Сергей Ерёмин свое согласие на проект уже дал. В то же время заместитель главы города Олег Животов заявил, что на этой территории не предполагается какого-либо глобального строительства, но в любом случае, если таковое состоится, оно должно будет пройти «широчайшее публичное обсуждение». Минувшей зимой зафиксированы многочисленные случаи нападения бродячих собак на красноярцев. В основном эксперты расценивают реакцию главы города на проблему, вошедшую в федеральную повестку, как адекватную. Красноярский градоначальник сообщил о готовящихся предложениях по изменению соответствующего законодательства. В марте администрация Центрального района Красноярска начала проводить рейды в гаражных кооперативах и организациях, на территории которых проживают бездомные собаки. Кроме того, администрация Красноярска запланировала строительство приюта для бездомных животных. В Красноярске стартовала масштабная программа по ремонту междворовых проездов – работы, которые затронут каждый район города, обойдутся городскому бюджету в 50 млн рублей. Одобрение вызвало также начало в марте самых масштабных за 20 лет работ по ремонту и замене ветхих тепловых сетей. Однако мэрия подвергается критике за то, что в Красноярске немало жилых комплексов, где новые дома строятся, а объекты социальной инфраструктуры отсутствуют. Эксперты указывают на экологическую проблему как наиболее острую в настоящее время и потенциально опасную для градоначальника. Регулярное задымление с объявлением режима «чёрного неба» в Красноярске вызывает регулярные массовые протесты. Эксперты «Национального рейтинга» считают, что тут без кардинальных мер в промышленности, а значит, вложения астрономических сумм, не обойтись, что зависит не столько от муниципалитета, сколько от региона и федерального центра. Назначенный на 29 марта митинг «За чистое небо» в Красноярске перенесен на неопределенный срок из-за коронавирусной инфекции. Отменен и Красноярский экономический форум. Открытие аивахаба в Красноярске отодвинуто на июнь 2020 года. В самой мэрии ограничен приём граждан и представителей организаций должностными лицами. А глава Красноярска из соображений безопасности пообщался с горожанами в новом формате – по телефону. В нынешний год Абакан вступил с новым мэром – Алексеем Лёминым, долгое время проработавшим под началом Николая Булакина и позиционировавшего себя, в качестве члена его команды. Это обстоятельство и поддержка городских элит обеспечили уверенную победу Алексея Викторовича на прямых выборах: за него отдали голоса 87% избирателей (у занявшего 2-е место лидера республиканского отделения ЛДПР Михаила Молчанова – 5%). Благостную картину электорального триумфа изрядно подпортили скандалы. Так, не все наблюдатели согласились с решением городского суда, не допустившего к выборам главу бюджетного комитета Верховного Совета Хакасии Олега Иванова. Однако большинство всё же назвало успех Алексея Лёмина, вполне закономерным. Его характеризуют как человека, знающего городское хозяйство (он свыше 20 лет занимался вопросами градостроительства, архитектуры, землепользования, пройдя путь от рядового чиновника до начальника департамента). При этом абсолютно непубличного. Как полагают эксперты, первые шаги градоначальника Абакана демонстрируют его намерение оперативно включиться в работу по решению всего спектра муниципальных проблем. Так, Алексей Лёмин провёл круглый стол в администрации города по проблеме развития сетей теплоснабжения. Непростая ситуация возникла в связи с особенностями тарифного регулирования, серьёзно влияющего на социально-экономическое развитие Абакана. Обратил внимание глава города и на то, что вокруг Абакана фактически нет «зеленого пояса», который защитил бы город от вредного воздействия промышленности и транспорта. Алексей Лёмин инициировал проработку вопроса о создании вокруг города лесопарковой зоны. В целом экологическая обстановка в республике и её столице вызывает беспокойство у федерального центра. Так, в марте в Абакан прибыл статс-секретарь экологической палаты России Вадим Петров, чтобы разобраться с задымлением населенных пунктов. Алексей Лёмин не может не реагировать на удручающую ситуацию с состоянием окружающей среды. Он обратился в Главное следственное управление РФ по Красноярскому краю и Хакасии с просьбой провести проверку на новых точках перегрузки, разгрузки, сортировки и хранения угля на территории города. Градоначальник убеждён, что владельцы открытых угольных складов нарушают не только природоохранное и земельное, но и санитарно-эпидемиологическое законодательство. В их деятельности мэр усматривает признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. В 2019 году муниципалитет уже инициировал проверки хозяйствующих субъектов, которые перегружают и сортируют уголь на земле города, было выявлено 14 угольных терминалов, незаконно действовавших на территории Абакана в непосредственной близости от жилья. Среди положительной информации – улучшение спортивной инфраструктуры Абакана. В марте в столице Хакасии открылся физкультурно-оздоровительный комплекс «Тепсей», вскоре горожан примут также футбольное поле и теннисный центр в городском парке культуры и отдыха, универсальный спортивный зал в микрорайоне Красный Абакан. В следующем году в столице республики начнут строить ледовую арену вместимостью в 1,5 тысячи человек. Разногласий между Алексеем Лёминым и республиканской властью пока не зафиксировано, хотя большинство экспертов не считают их дружественными. В Абакане с 18 марта введен режим чрезвычайной ситуации после появления первого случая заражения коронавирусом – столица Хакасии стала первым городом страны, где принято такое решение. Организация противоэпидемических мер станет вызовом для городской власти. Впрочем, это относится не к одному только Абакану. Эксперты «Национального рейтинга» считают, что Алексей Лёмин на старте своей управленческой деятельности не совершил заметных ошибок и в результате поднимается в рейтинге. Вячеслав ДАНИЛОВ Политолог, философ. Исполнительный директор Центра политического анализа. Старший преподаватель философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Редактор сайта Liberty.ru Если оценивать деятельность мэра российской столицы Сергея Собянина по десятибалльной шкале, то, на мой взгляд, это полноценная «9». В принципе, Собянин не был особенно заметен на фоне кампании по изменению Конституции. Но явление коронавируса изменило ситуацию. Как начальник штаба по борьбе с вирусом, Собянин является главным спикером по этой теме в стране. Его опыт эффективного риск-менеджера будет очевидно использован. Собянин находится в сложной ситуации. До определенного момента она была шизофренической. Часть элит и населения требовала жестких карантинных мер, часть находилась в состоянии полного отрицания – мол, коронавирус – это какая-то ерунда. В ситуации такого «двойного приказа» Собянин предпринимал достаточно компромиссные шаги – например, зачем-то разрешая собрания до 5 тысяч человек (почему не 10 000? Или не 20 000?). Долго не запрещал концерты и прочие массовые мероприятия. Однако теперь ситуация изменилась, сторонники жёсткого карантина победили. В целом меры мэра Собянина на сегодня выглядят разумными и опережающими события. Строятся мощности по приему заражённых. Введён условный карантин, то есть пока речь идёт о подготовке к встрече волны заразы. Были некоторые просчёты, связанные с рвением некоторых руководителей на местах. В частности, история с отловом «лиц китайской национальности». Однако пока в городе нет паники, несмотря на атаки людей на супермаркеты, товар не кончается. В общем и целом в ситуации половинчатого ЧС Собянин пока справляется. Ольга ВОРОНИНА Журналист, предприниматель, генеральный директор сайта «ПАРК72» (г. Тюмень) Руслан Кухарук очень большое внимание уделяет благоустройству города: обсуждает все идеи с горожанами. Многим кажется, что сквер на улице Ленина, запланированный вместо снесенного дома, – это очередной конфликт с жителями. Но именно при демократичном главе города все концепции обсуждаются публично, а архитекторам просто нужно научиться слышать людей, живущих в Тюмени, и принимать решения с учётом критики. Другой проект, который двигает Кухарук, – благоустройство улицы Дзержинского. В нём также присутствуют максимальная прозрачность и публичность. И проходит ряд встреч с проектировщиками. Публичная площадка, городской сайт «Тюмень – наш дом» максимально задействован, через него глава обсуждает все темы, которые волнуют горожан. Люди пишут свои идеи, как сделать интересную зону отдыха вблизи микрорайонов Ямальский-2, Преображенский, Гармония, Легенда-парк, Клевер-парк, Комарово. Также мэр Тюмени тесно взаимодействует с квартальными, которые каждый день обходят территории, собирают сообщения жителей, учат владельцев территорий приводить в порядок участки (Правила благоустройства). Институт квартальных существует у нас уже 13 лет, и многие города взяли на вооружение имен объезде всех округов Тюмени Кухарук получает максимально объективную картину ситуаций и проблем, которые волнуют горожан. Стоит отметить и кропотливую работу Кухарука по ремонту дворов и парков. Сюда входит и обязательный объезд территорий, и работа с сетевыми организациями, чтобы они, что называется, не завалили планы капитальных ремонтов. Огромную часть времени, во всяком случае, до накрывшей Россию пандемии коронавируса, глава города посвящал подготовке к празднованию 9 Мая. И, конечно же, самим ветеранам Великой Отечественной войны. Эта тема для мэра святая: он наносит личные визиты ветеранам, общается с ними, вручает медали и подарки. Лично рассматривает жалобы, если таковые поступают от ветеранов. Кстати, подарки он покупает на свои собственные средства и при этом даже не пытается пиариться в СМИ. Анатолий КОРНЕЕВ Политолог, председатель Краеведческого совета Ханты-Мансийска, член Союза журналистов Вполне допускаю, что кому-то покажется странным, когда на фоне возрастающего уровня недоверия к органам власти самого разного уровня есть в России муниципальные образования, в которых живут нормальные и здравомыслящие люди, где местная власть действительно работает в интересах жителей. Таким городом и является «стотысячник» Ханты-Мансийск – столица Югры, отметивший в конце января 70-летие присвоения статуса города. Глава города Максим Ряшин сумел за несколько лет смоделировать и реализовать многие идеи, направленные на включение населения в принятие важнейших решений по развитию города, по оценке работы структур, отвечающих за обеспечение жизнедеятельности и безопасности. В феврале на 18 площадках и в соцсетях прошло самое масштабное обсуждение отчета главы города за 2019 год. Жители активно оценивали работу всей администрации и муниципальных предприятий, вносили предложения в планы благоустройства, сноса аварийного и ветхого жилья, развития экономики. Депутаты единогласно приняли отчет главы города и признали работу администрации Ханты-Мансийска положительной. Все муниципальные предприятия пережили зиму без аварий. Дорожники в этом году особо тщательно следили за состоянием дорог и улиц, не допустив сбоев даже в самые обильные снегопады. Стоит отметить, в Ханты-Мансийске зафиксирован самый низкий уровень безработицы за последние несколько лет – 0,29%. Для сравнения общеокружной показатель – 0,4%, а среднероссийский – 0,8%. На мой взгляд, довольно успешно внедрена в практику во всех сферах жизни города идея общественных приёмок. С участием общественности проводится приёмка не только дорог и объектов городской инфраструктуры, но и многоквартирных жилых домов и контейнерных площадок. Достигнуто соглашение с госкомпаниями «Росатом. Инфраструктурные решения» и «ВЭБ.РФ» по развитию инфраструктуры города и реализации стратегического проекта «Умный город». По инициативе Максима Ряшина началась разработка правового механизма по поддерживающему ремонту многоквартирных домов, исключенных из региональной программы капитального ремонта МКД с участием бюджета. Несмотря на зимний период, приступили к реконструкции памятников, входных групп парков и монументов, чтобы успеть к празднованию 75-летия Победы. Замечу, что День Победы в Ханты-Мансийске, действительно, праздник всех горожан, и к нему всегда готовятся с особым вниманием. Максим Ряшин, на мой взгляд, уже «перерос» свою должность, и ему, в принципе, пора уже продвигаться вверх по служебной лестнице. Глава Ханты-Мансийска принимает активное участие в заседании Совета по развитию местного самоуправления при Президенте России. Как известно, в январе Владимир Путин обновил состав резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента Российской Федерации. В его состав повторно вошёл глава города Ханты-Мансийска Максим Ряшин. Думаю, это говорит о серьёзном потенциале управленца современного типа, который, на мой взгляд, пока используется не в полном объеме. Ярослав ИГНАТОВСКИЙ Генеральный директор аналитического центра «ПолитГен» (г. Санкт-Петербург) Ситуация этой весной в целом по России складывается форс-мажорная. Санкт-Петербург – не исключение, это большой мегаполис, и надо применять жёсткие меры, чтобы достойно и без потерь пережить угрозу эпидемии. На мой взгляд, Александр Беглов оперативно реагирует на то, что происходит. Ведётся мониторинг ситуации, оперативно выявляют и отправляют людей на карантин. Вовремя были декларированы ограничительные меры (о собраниях), но без перегиба палки. Сейчас важно сохранять спокойствие, и городские власти с этим справляются. Ситуация с коронавирусом может стать, конечно, препятствием к общению губернатора с населением, а он каждую субботу традиционно проводил эти встречи. Но, судя по всему, эпидемия затмила политическую повестку и вытесняет все остальные события с информационной площадки Санкт-Петербурга. Даже довыборы от 28 округа Санкт-Петербурга Сергея Шнурова не вызывают ажиотажа. Повестку, по которой живет страна, диктует сегодня коронавирус, и даже такое важное событие, как голосование по поправкам в Конституцию, откладывается, а что уж говорить о каких-то внутриэлитных противостояниях в рамках города – это людей на данный момент перестало интересовать. Другое дело, надо обратить внимание на то, как в этих условиях будет вести себя «Единая Россия», которая собирается создать десятки тысяч чатов-мессенджеров для информирования населения о коронавирусе. Но это не то, чего ждут люди от партии власти. Нужен диалог, публичные заявления о том, что происходит в экономике, будут ли сокращения, как будут защищены люди, оставшиеся без работы, что ждать малому бизнесу – это должны взять на себя и городские власти, и «ЕР», но пока ни у них, ни и у других партий нет публично сформулированного решения, они думают только о себе. Всё маркируется с точки зрения «не надо раскачивать лодку». Не надо раскачивать – но надо успокоить людей, объяснить им, что их ждёт дальше, если вы это знаете. Если не знаете – честно об этом скажите. Когда доллар растёт, и цена на нефть падает – недалеко до паники, тем более, что население ещё прекрасно помнит 90-е. Что касается Беглова, то он делает то, что делал бы любой профессиональный чиновник в соответствии со своими полномочиями – всю необходимую работу Беглов ведёт. Но хорошим дополнением к действиям властей были бы правильные инициативы от гражданского общества и политических сил, которые почему-то отмалчиваются. Дмитрий МИХАЙЛИЧЕНКО Политолог, руководитель Института региональной экспертизы Тональность для оценки своей работы в исследуемый период мэр Уфы У. Мустафин задал лично своим годовым отчётом перед депутатами уфимского Горсовета. Отчёт был построен на подчеркивании своих достижений и принижении заслуг предыдущего руководства. Были использованы такие обороты, как «на момент моего прихода накопилось много проблем», «городу не хватало социальных объектов», «пришлось заново выстраивать работу по многим направлениям». В ходе выступления создавалось такое ощущение, что сити-менеджер Уфы смог решить все эти проблемы (на деле же ситуация вряд ли улучшилась). Вообще стремление создать информационный фон по принципу «прошлое руководство городом и республики было плохое, а мы делаем всё правильно» свойственно не только У. Мустафину, но и всей команде главы Башкирии Р. Хабирова. В самой республики это воспринимается как фигура речи, смысловое значение которой нивелировано. Полагаю, реальные достижения новой муниципальной власти Уфы невелики. В том же отчёте Мустафина называются объекты, начало строительства которых осуществлялось ещё при предыдущем руководстве. Мустафин говорит о транспортной реформе в Уфе, которая фактически неудачна и далека от завершения. Неудивительно, что даже главе Башкирии Р. Хабирову, присутствовавшему на отчетном мероприятии, пришлось поправлять и сглаживать резкие и фактологически плохо подкреплённые высказывания У. Мустафина. Несмотря на не слишком снежную зиму, в Уфе были очевидные проблемы с банальной уборкой территорий. Многочисленные жалобы уфимцев в соцсетях свидетельствуют о том, что по сути У. Мустафину не удалось наладить эффективную работу различных служб по уборке территорий. И это, повторюсь, несмотря на невысокие показатели осадков минувшей зимой, а также закупку новой техники. Если для предыдущего градоначальника И. Ялалова, как патриота Уфы и опытного управленца, вопрос уборки снега был вопросом чести, то У. Мустафин чувствует к себе лояльное отношение главы республики, что, на мой взгляд, негативно сказывается на качестве его работы. Недавняя пиар-инициатива У. Мустафина, когда глава администрации города-миллионника вышел самолично на уборку снега с лопатой, лишь повторяет петербургский кейс «лопата Беглова» со всем ироничным отношением жителей. Нужно ли объяснять, что руководитель такого уровня должен беспокоится не о пиар-картинке, а о реальных управленческих процессах и организации нормальной жизнедеятельности мегаполиса. Наиболее уязвимые, на мой взгляд, места Мустафина как градоначальника очевидны: он не урбанист, он не может предложить и задать векторы стратегического развития города. Предыдущий сити-менеджер обсуждал стратегические планы развития Уфы, сформировал концепцию полицентричного развития города (южной и северной частей), а также прекрасно знал городское хозяйство на всех уровнях. На его фоне У. Мустафин воспринимается как временная фигура, руководящая городским хозяйством Уфы недостаточно эффективно. Андрей ИСТОМИН Политолог (г. Москва) Оценивая деятельность нового мэра Салехарда Алексея Титовского, необходимо отметить большое количество форматов, связанных с открытостью, которые появились во взаимоотношениях с населением с приходом нового градоначальника. Объезды проблемных адресов, по которым он проводит ревизию, решение проблемы ветхого жилья, постоянный приём граждан – привычными становятся такие форматы контактов с жителями города, которых при предыдущем главе города было заметно меньше. Также мэр завел личную страницу в соцсетях, где приоткрывает горожанам свою личную жизнь – размещает семейные фотоснимки и другой позитивный контент. Очень хорошо была организована уборка снега в этом году. Типичная северная проблема, но минувшей зимой глава договорился с губернатором, и для города была закуплена новая уборочная техника. Зимний период – это постоянная история, которая обычно вызывает нарекания граждан. В этом году их практически не было. Формирование команды мэра ещё не завершено. Из последних вновь пришедших можно отметить Ангелину Туманову (она ранее работала в департаменте по науке и инновациям вместе с Титовским). Один из серьёзных вызовов, с которым Титовскому предстоит сразиться, – решение проблемы ветхого жилья. Но прежде, видимо, придётся закончить историю с ограничением распространения коронавируса. Здесь достаточно оперативно были приняты меры, ещё на прошлой неделе начали проводить дезинфекцию автобусов, торговых точек, подъездов: то есть можно говорить, что спохватились вовремя. Массовые мероприятия ограничены, выезды детских групп ограничены до 30 апреля. Беременных женщин перевели на удалённую работу. Это всё –с самых первых дней режима. Меры достаточно широко приняты, и в связке с окружной властью глава Салехарда справляется с этой историей. Конечно, в этом вопросе первую скрипку играет губернатор, он выступает инициатором заградительных и здоровьесберегающих в данной ситуации мер, а подчинённые и мэр окружной столицы оперативно и качественно выполняют необходимые предписания. Иван КАПИТОНОВ Историк. Председатель Общественной палаты Республики Мордовия. Директор Саранского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Работу главы ГО Саранск П. Н. Тултаева за январь – март т. г. можно оценить положительно. Приведу несколько аргументов в пользу этого утверждения. Никаких коммунальных аварий или кризисных ситуаций в зимний отопительный период не было зафиксировано. Все вопросы жизнедеятельности города решились в спокойном, рабочем режиме без какого-либо снижения душевного комфорта горожан. Несмотря на непростую финансовую ситуацию как в республике, так и в городе, все текущие платежи и обязательства исполняются без ущерба жизнедеятельности городской агломерации. Город готов на очень серьёзном уровне реагировать на угрозу заболеваемости известным теперь всему миру коронавирусом. Вспыхнувший было потребительский ажиотаж был очень оперативно и умело погашен, ситуация в городе со всех точек зрения спокойная. В этом – несомненная заслуга и администрации города, и его руководителя. Максим ВАСИЛЬЕВ Заместитель директора Института социальных и экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Липецк – город с очень серьёзным потенциалом, с учётом расположенного там металлургического завода и в целом сильной промышленности региона. Порядка 10 лет назад Липецк начал мощно развиваться и смотрелся намного красивее и опрятнее, чем города такого же размера и с такой же стартовой позицией. Но потом, на мой взгляд, из-за не совсем верного управления, развитие Липецка стагнировало, он стал уступать другим – тому же Белгороду (именно с ним, ярким и успешным, сейчас постоянно сравнивают другие города регионов Черноземья). Но у Липецка были все шансы: новый мэр Евгения Уваркина вышла из бизнеса, из достаточно сложного направления – сельского хозяйства, в котором она показала серьёзные результаты, и сегодня, судя по преображению Липецка, она мыслит и выстраивает действия верно. Это – трудоголик, работа которого даёт довольно быстрые и качественные плоды. В течение года все запланированные ранее объекты городской среды были не просто сделаны, а сделаны на очень высоком уровне. Ей удалось убедить собственников Липецкого металлургического завода вложить очень серьёзные средства в городскую инфраструктуру. В частности, в огромный парк на острове, который долгие годы был заброшен, где с советских времён мечтали сделать большую зону отдыха для горожан, но так и не занимались этим вопросом. Сегодня практически без участия бюджетных денег там строится очень перспективный проект – это будет и парк, и место для проведения различных фестивалей, соревнований – и по водным видам спорта, и автокроссов, и openair-мероприятий. Город решает вопрос по привлечению сюда молодых архитекторов федерального уровня для развития уже существующей городской застройки и новых кварталов. В целом липчанам мэр нравится, они связывают с Евгенией Уваркиной большие надежды. А у мэра Липецка есть определенные планы: привлечь инновационными локациями до миллиона туристов в год – то есть развить внутренний туризм центрального Черноземья, что, несомненно, скажется на развитии и благосостоянии Липецка в лучшую сторону. Конечно, не утихает политическая жизнь. Недавно было принято решение о переходе всех округов на одномандатные выборы (депутаты будут избираться по мажоритарной системе), что вызвало бурю негодования со стороны коммунистов. Они даже провели какую-то акцию – «похоронили день голосования», потому что при новой системе преимущество будет только у сильнейших кандидатов, а большинство таких кандидатов – в правящей партии. И, с одной стороны, мы наблюдаем недовольство оппозиции, а с другой – эта ситуация даёт надежду на то, что тот вектор развития, который сегодня в Липецке выбран (а всё реализовать за короткий срок невозможно), будет продолжен. И инвесторы, которых удалось привлечь Уваркиной помимо ЛМК, будут уверены, что не зря вкладываются в развитие региона и его столицы. Антон ХОЛОДОВ Политтехнолог, депутат Законодательного Собрания Вологодской области Позиции мэра Вологды Сергея Воропанова достаточно устойчивы, в первую очередь, потому, что его назначение на пост состоялось в ноябре прошлого года, и на данный момент он не находится в состоянии неопределённости. Ему выдан вотум доверия, который позволяет ему работать решительно, без оглядки на политические риски. Прошедший первый квартал был для Сергея Воропанова, скорее, спокойным. Старые угрозы в виде общественного недовольства новой набережной сошли на «нет», бесснежная зима не вызвала острого шквала критики уборки городских улиц, и люди больше были заняты общемировой и региональной повестками (коронавирус, поправки в Конституцию, биржевые курсы), чем локальными проблемами. На первый квартал также пришёлся публичный отчёт мэра по итогам работы в 2019 году, где были заново собраны и озвучены основные реализованные инициативы и результаты работы. И деятельность мэра Вологды на его посту была оценена и экспертами, и населением достаточно позитивно. Мэр Вологды – согласованная элитами области кандидатура, и в первом квартале он продолжил пользоваться несомненной поддержкой главы региона Олега Кувшинникова. Отчасти в минус мэру работает некоторое политическое затишье, которое наблюдается сейчас в Вологде, а также отсутствие громких событий – начала строительства детских садов, социальных проектов или ярких городских праздников, а также реализации крупных для города инвестиций. Громких событий и тем для обсуждения в Вологде сейчас нет ни в позитивном, ни в негативном ключе. В нынешнюю экономическую и политическую эпоху это, скорее, хорошо. Антон ЧАБЛИН Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты» Алексей Логвиненко, относительно молодой человек и начинающий мэр, был назначен градоначальником только в октябре 2019 года. На мой взгляд, сейчас его решения определяет электоральный фактор, потому что в думе Ростова-на-Дону в сентябре должны пройти выборы. Естественно, там ожидается борьба, город непростой, где, ко всему прочему, сильные стартовые позиции есть у коммунистов и справедливороссов. Поэтому, по моим наблюдениям, все нынешние действия Логвиненко уже сейчас направлены на повышение имиджа власти: недавно он вошёл в руководящие органы «Единой России», возглавил координационный совет местных отделений «ЕР». То есть полностью заассоциировал себя с правящей партией. Изучив и приняв дела весной-летом, сейчас мэр вступил в активную фазу своей деятельности – она выражается в раздаче многочисленных обещаний. Обещает навести порядок с парковками в центре города, благоустроить набережную, принять новый план развития центральной части города, привлечь федеральные деньги на реконструкцию памятников и т. д. В начале февраля мэр отчитался перед депутатами за прошлый год, и, несмотря на некоторые шероховатости (что и понятно – ведь мэром он стал только в конце апреля), из его речи чётко следует заявка на имидж хозяйственника: устроил разносы по поводу санитарного состояния города, взял на контроль тему озеленения. Незадолго до отчёта депутатам он сменил заместителя, отвечающего за ЖКХ. Мэр реформирует свою команду. Со скандалом лишилась своего поста (и, я думаю, это очень показательный кейс) начальник управления по связям с общественностью в администрации г-жа Давыдова, которой приписывают крупный финансовый сговор с пиар-агентствами в пользу администрации. Всё это было до Логвиненко, но он вынужден реабилитировать городскую власть и в этой ситуации. Думаю, в ближайшее время Логвиненко полностью зачистит старую команду Кушнарева, при этом продолжая щедро раздавать обещания гражданам. А как они станут реализовываться, будет зависеть уже от того, как сформируется новая гордума, а также от развития эпидемиологической ситуации. Сергей КОМАРИЦЫН Историк, директор Центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» (г. Красноярск) Красноярск – один из крупнейших городов России. На рубеже ХХ-ХХI веков политический ресурс всенародно избранного главы города был вполне сопоставим с ресурсом губернатора края. Городская власть была самостоятельным субъектом политической жизни и важным центром принятия решений. На своей последней, предсмертной пресс-конференции генерал Лебедь с печалью говорил: «Город-герой Красноярск так и не сдался…». Красноярск не смогли взять под контроль и последующие губернаторы (и стоявшие за ними олигархи), несмотря на отчаянные попытки. С уходом в конце 2011 года Петра Пимашкова эта эпоха закончилась. При Эдхаме Акбулатове самостоятельность города была потеряна, а с отменой прямых выборов главы никому и в голову не приходит рассматривать городскую власть как какую-то автономную политическую и даже управленческую единицу. Даже маргинальная оппозиция, экологические и прочие активисты, собирая в последние месяцы свои митинги, по большому счёту ничего нынешнему мэру Сергею Ерёмину не предъявляют. С их точки зрения за всё отвечает губернатор Александр Усс – за «чёрное небо», хотя режим неблагоприятных метеоусловий вводился именно в Красноярске, а не в крае в целом, за отсутствие объектов социальной инфраструктуры в некоторых микрорайонах города и т. д. Да и в СМИ и в соцсетях примерно такая же позиция. В определённом смысле здесь есть логика – Сергей Ерёмин справедливо считается ставленником губернатора; но в то же время как самостоятельную фигуру его никто не рассматривает. Собственно, он себя так и ведёт. Городская администрация работает исключительно в режиме функционирования. Ерёмин занимается в основном и только городским хозяйством. Хотя, казалось бы – принимаются какие-то документы долгосрочного планирования на 30 лет вперед, но стратегического подхода у городской власти нет. Это, в частности, проявилось в подготовке предложений в правительство РФ после подписания В. В. Путиным указа о праздновании 400-летия Красноярска. Мэрия предлагала что-то построить, что-то подремонтировать, что-то обновить, залатать какие-то дыры за счет федерального бюджета – то есть то, чем она должна заниматься в текущем режиме вне зависимости от юбилея. За это мэрия была подвергнута негласной критике со стороны губернатора. Вообще губернатор замкнул на себя многие чисто городские вопросы – по архитектурным планам, сохранению историко-культурного наследия и т. д. Но Ерёмин чувствует себя в этой ситуации комфортно. По предшествующей биографии он – хозяйственник-исполнитель. На днях он отчитывался в городском Совете за предыдущий год. Несколько часов после доклада депутаты (и не только городские – фракцию ЛДПР пришли поддержать старшие товарищи из Заксобрания края) задавали ему вопросы. Но, по сути, всё обсуждение свелось к четырём проблемам: эффективности использования «бионорда» (многие критикуют мэрию, считают, что этот противогололёдный реагент вреден, разъедает обувь, разрушает автомобили, асфальт и даже уничтожает флору и фауну); о рекультивации мусорного полигона, о транспортной развязке в одном из микрорайонов, где сейчас запрещён левый поворот, и это создаёт большие неудобства; а также о бродячих собаках, которые загрызли несколько человек до смерти. В текущем плане это действительно важные и обсуждаемые проблемы, но, конечно, у города есть куда более серьёзные, стратегические вопросы. В целом у населения, да и у вышестоящих инстанций больших претензий к Сергею Ерёмину нет. С хозяйственными задачами он справляется более-менее удовлетворительно. Но впереди его ждут большие испытания. По прогнозам самой власти, ближайшие три-четыре недели должны стать решающими в ситуации с коронавирусом. Уже сейчас были, например, предложения закрыть торговые центры и т. п. Однако в сфере этих услуг (фитнес-центры, торговля непродовольственными товарами и пр.) занято больше 100 тысяч человек, многие из них устроены на работу не совсем законным образом, и живут эти люди от зарплаты до зарплаты. Если ситуация станет радикально критической, то мэрии придётся решать многие вопросы, которые пока ещё берет на себя краевая власть. И как с этим будет справляться городская администрация – пока неизвестно… Наталья БАЛЫНСКАЯ Политолог, профессор, завкафедрой государственного и муниципального управления и управления персоналом МГТУ им. Г.И. Носова (г. Магнитогорск) На фоне новых социальных и политических вызовов текущую деятельность Сергея Бердникова можно оценить положительно. Как раз на конец зимы – начало весны пришлись достаточно непростые погодные условия, но быстрое и качественное реагирование – очистка снега, уборка территорий – не позволило городу впасть в коллапс. Конечно, уборка внутридворовых проездов велась далеко не в первую очередь, что вызывало массу недовольства, но в целом город справился с ситуацией. Думаю, это во многом повлияло на позитивную оценку действий градоначальника магнитогорцами. Относительно перспектив для главы Магнитогорска в свете последних политических решений и событий на федеральном уровне, предполагаю, что особенных изменений не последует. В 2020 году проходят выборы депутатов Магнитогорского Городского Собрания депутатов, выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области. Еще до того, как началось обсуждение поправок в Конституцию, работа с населением уже началась. Поэтому особенного ажиотажа не наблюдается: работа, скорее, напоминает нормально организованный процесс в текущем режиме. Есть оппозиционеры, устраивающие митинги и рассылающие ролики в социальных сетях, есть сторонники действующей власти, ведущие встречи с населением, – особенных отличий от обычной предвыборной ситуации здесь увидеть сложно. После выборов главы области политическое значение фигура Сергея Бердникова не потеряла: он по-прежнему позиционирует себя как единомышленник губернатора, проводник единой политики. В связи с этим и население города воспринимает его в целом положительно, потому что ощутимо общее стремление к стабильности. Влад НЕЧКИН Предприниматель, общественный деятель (г. Абакан) Январь-март 2020 года – первые месяцы управления А. В Лёмина городом Абаканом. Он пришёл на смену погибшему мэру Н. Г. Булакину, который правил городом почти 25 лет. Выбор преемника был не случаен: А. В. Лёмин продолжительное время работал в команде предшественника. В работу вошёл ровно и спокойно — без каких-либо нововведений и обычных последствий прихода «новой метлы». Отопительный сезон, уборка городских территорий от снега, ввод в эксплуатацию строящихся объектов прошли без срывов. Считаю, что в первое время сохранить те процессы и тот темп работы, который оставил предыдущий мэр, было правильным решением нового градоначальника. Горожане голосовали за булакинскую стабильность в лице Лёмина. Отношения с республиканской властью у нового мэра, на мой взгляд, более чем нейтральные. Нет активной поддержки, и нет явных противоречий. Учитывая политическую обстановку в управлении регионом, это и неудивительно. В период пандемии коронавируса действия городских властей не слишком активные и ориентированы больше на федеральную повестку. Делают только то, что приходит сверху. Личной инициативы, такой, как обращение к предпринимательскому сообществу, например, я не заметил. Хотя именно в сообществе малого бизнеса сейчас самые неспокойные времена, и предприниматели ищут ответы на многие вопросы, связанные с нерабочей неделей или возможностью/невозможностью продолжать работать. В целом поддерживаю Лёмина в отсутствие резкого изменения курса управления городом, но хотелось бы видеть большего личного интерактива с жителями, а не только сухого монолога через лиц, ответственных за соцсети и пресс-релизы. Продолжение во второй части статьи ...