Борьба с разговорами по телефону за рулем: почему камеры фиксации не идеальное решение 

Борьба с разговорами по телефону за рулем: почему камеры фиксации не идеальное решение
Фото: ТАСС
Важная новость последних дней: планирует научить камеры фиксировать использование водителем телефона во время движения. Об этом поведал заместитель руководителя ГИБДД . «Наши коллеги из управления ГАИ  рассматривают возможность применения таких приборов в столице, но о массовом их внедрении речи пока не идет», — рассказал генерал.
Однако даже такого короткого сообщения оказалось достаточно, чтобы переполошить наше автомобильное сообщество. Ведь речь идет об одном из самых массовых нарушений — я не знаю практически никого, кто не пользовался бы мобильным телефоном, сидя за рулем. Причем некоторые скромно и очень коротко отвечают на звонок, иные же, особенно талантливые, на высокой скорости ухитряются печатать ответы на sms-сообщения и активно общаться в соцсетях.
Честно говоря, я давно уже не слышал от знакомых, чтобы кого-то наказали за это серьезное (и опасное!) нарушение; разве что в регионах время от времени проводят рейды по выявлению наиболее активных «болтунов». Для этого надо, чтобы инспектор собственными глазами узрел явление нарушителя и вручную потом заполнил бланк протокола. В прошлом году, по статистике ГИБДД, по всей стране было оформлено 84,8 тыс. штрафов по ст. 12.36.1 КоАП РФ «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства». Штраф немаленький — 1,5 тыс. руб.
Но, видимо, так редко его выписывают, что порой доходит до совершеннейшего абсурда. Некоторое время назад одна наша сотрудница жаловалась, что ее мужа лишили прав на три месяца — за то, что не пропустил машину скорой помощи. В качестве оправдания он заявил, что не слышал звук сирены, так как был очень занят: вел важный разговор по телефону… Честно говоря, этого человека нисколько не жалко, и поделом у него забрали права, но это многое говорит о наплевательском отношению к данному пункту ПДД.
И вот теперь, похоже, водительской вольнице в ближайшее время может прийти конец. Правда, тестовые испытания — это только начало пути. После испытаний производитель должен получить сертификат, который подтвердит, что камеры и программное обеспечение способны корректно такие случаи фиксировать (с высоким качеством!), а брак не превышает 1%. Некачественные и нечеткие фотографии будут отбракованы уже операторами системы. И только тогда, когда все документы будет оформлены, камеры начнут фиксировать нарушения.
А дальше обычная процедура: изображение сначала изучает оператор, а затем инспектор, который и ставит свою подпись под готовым протоколом об административном правонарушении. И полетело по адресу автовладельца «письмо счастья»… Если за рулем в момент нарушения находился не собственник, он сможет обжаловать постановление.
С чем мы боремся
Надо сказать, что использование гаджетов за рулем распространено не только в России, но и во всем мире. И во всех странах пытаются что-то сделать с «болтунами» — с разным успехом. Первые запреты на использование телефонов за рулем появились в европейских странах еще в 1999 году, когда они стали массовыми и появились первые данные об авариях из-за отвлекшихся на разговор водителях. Так, по данным американских исследований, использование телефона за рулем повышает риск аварии в четыре раза, отправка sms — в шесть раз. Некоторые страховые компании полагают, что телефоны являются причиной 15–20% аварий на дорогах.
Но, что интересно, еще ни в одной стране мира не нашли надежного рецепта по борьбе с этой проблемой. Во время одной из сессий Международной министерской конференции по вопросам безопасности дорожного движения, которая прошла в феврале в Стокгольме, как рассказывал мне руководитель ГИБДД МВД РФ , участники начали делиться опытом по этой теме. Говорили больше трех часов, но кроме того, что надо увеличивать штрафы для «болтунов» и сделать наказание неотвратимым, новых предложений почти не было.
В ФРГ, например, полицейские в гражданской одежде на мотоциклах ловят нарушителей; другие полицейские ездят на задней площадке автобусов и фотографируют водителей, которые держат руку с телефоном у уха. Это считается достаточным основанием для наказания, и бесполезно пытаться убедить полицейского или судью в том, что водитель просто чесал аппаратом ухо. И в Израиле водителя накажут только за факт того, что телефон оказался в руках водителя во время движения.
Исключений из общих правил не так много. Как вариант — использование системы «свободные руки», когда разговор можно вести с помощью специальной гарнитуры или громкой связи. (Но во Франции, например, запрещено пользоваться за рулем любыми наушниками).
Наказания за нарушение правил предусмотрены очень серьезные — от €26 в Болгарии и Венгрии до €200–250 в Дании, Великобритании, Испании. Плюс несколько штрафных баллов. Причем в большинстве стран запрещено держать сотовый телефон в руках при работающем двигателе; срочно надо поговорить — остановитесь на обочине (или в специальном месте) и обязательно выключите мотор! Исключение тут только одно — если срочно надо вызвать аварийные службы в случае чрезвычайной ситуации.
При этом во многих странах уже идут разработки специальных технических решений для фиксации такого нарушения, причем в первую очередь — с помощью камер. Довольно давно (говорят, очень успешно) в этом направлении работают в Китае. Пробовали внедрить такие системы и в наших регионах. Так, несколько лет назад ГАИ Воронежской, Тамбовской областей и Татарстана начали высылать штрафы за непристегнутый ремень, разговор по телефону и езду с выключенными фарами — на основании снимков с камер.
Но, если такое дело доходило до суда — оно попросту разваливалось. Ведь для выявления нарушения использовались несертифицированные устройства! И они не могли применяться для автоматической фиксации нарушений. Довольно быстро такая практика была запрещена ГИБДД России, так как приборы не были сертифицированы для выявления этих видов нарушений.
Но с тех пор прошло несколько лет, техника шагнула далеко вперед, появились технологии, когда фотографии обрабатывают нейросети с помощью Big Data и можно точно сказать, что именно водитель Иванов держит телефон возле уха. И при этом он еще и не пристегнут ремнем безопасности. Далее — только вопрос времени.
А судьи кто?
На сегодняшний день только в столице за соблюдением правил дорожного движения следят порядка 2,5 тыс. камер видеофиксации; всего же в России их около 18 тыс. Как правило, каждая камера по условиям, прописанным в заказе, регистрирует 10–15 видов нарушений. Так, достаточно хорошо известный комплекс «Стрелка Плюс» в базовой конфигурации «видит» 15 их видов: от превышения скорости и проезда по обочине до непропуска пешехода и превышения допустимого веса автомобиля. Если заказчик хочет, то число функций можно увеличить вдвое, и система будет проверять наличие полиса ОСАГО или привычку говорить по телефону за рулем.
По некоторым данным, разработки ведут в московской корпорации «Стройинвестпроект» (эта компания как раз выпускает комплексы «Стрелка»). Новые приборы испытывают в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы и столичном управлении ГИБДД. Понятное дело, штрафы пока не выносились, но качество фотографий признано очень высоким. В корпорации ситуацию не комментируют.
При этом известно, что в контракте между ЦОДД и «Стройинвестпроектом» (компания поставила городу 100 комплексов) оговаривается возможность фиксации нарушений по ст. 12.36.1 КоАП. Видимо, в рамках договора новая технология и тестируется. Но теперь, чтобы приборы заработали на законных основаниях, нужно их утвердить в качестве «средства измерения» в Росстандарте. Такую заявку сейчас как раз рассматривают во Всероссийском НИИ физико-технических и радиотехнических измерений. То есть все сходится.
Правда, на пути новых технологий есть и серьезные проблемы. «Ни одна камера не гарантирована от ошибок. Если в случае с нарушением правил с разметкой можно как-то попытаться опротестовать постановление, для этого есть специальные методики, то в случае с телефоном в руке такой возможности нет, — уверен эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман. — Существующие методы не позволяют выяснить, был ли это именно разговор по телефону или водитель просто поднес руку к голове. Тут вопрос отдается исключительно на откуп инспектору, какое решение он примет».
В нашем законодательстве же говорится именно об использовании телефона по прямому назначению. Поэтому, по мнению Шухмана, до тех пор пока у водителей не появятся право и возможность электронного обжалования штрафов, новые составы нарушений камерами выявляться не должны.
В то же время сомневаться не приходится: в ближайшем будущем камеры будут фиксировать все больше и больше составов правонарушений — технические возможности для этого есть. Свою дисциплинирующую роль они (камеры), безусловно, сыграли: дорожное движение в России становится все более цивилизованным. Количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших и пострадавших от года к году уменьшается.
Но, как мне кажется, чрезмерное увлечение установкой камер у каждого столба уже очень напрягает всех автомобилистов; по числу зафиксированных нарушений на один автомобиль мы впереди планеты всей (причем перегоняем всех в разы!). И камеры быстро перестают быть средством предупреждения ДТП, а становятся лишь безотказным механизмом для зарабатывания денег… Увы.
И при этом не прекращает бить фонтан законодательных инициатив наших чиновников и депутатов, которые пребывают в твердой уверенности, что повышение штрафов (или введение новых) — главный путь к безаварийной жизни. Вот первый зампред уверен, что в правила нужно вписать запрет на любые гаджеты в руках во время вождения. А штраф за нарушение ПДД надо поднять с нынешних 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей… Поможет? Не уверен.
Видео дня. Новогодняя сказка звезд шоу-бизнеса превратилась в кошмар
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео