Войти в почту

Ампир на перезагрузке: новая жизнь Северного речного вокзала

Строительные настилы, траншеи под коммуникации, тонны бетона, арматуры и гигантская звезда – пока здание и территория Северного речного вокзала Москвы выглядят не слишком притягательно. Но зато после реконструкции и благоустройства символ "порта пяти морей" станет новой точкой притяжения для москвичей и туристов. Корреспондент РИА Недвижимость отправился на место большой стройки и узнал дальнейшую судьбу речного вокзала и нюансы сохранения исторического облика. Северный речной вокзал Московского речного пароходства, расположившийся на берегу Химкинского водохранилища, является одним из ярчайших символов сталинского ампира и своеобразным символом Москвы как "порта пяти морей". Построен он одновременно с каналом имени Москвы в 1937 году и функционировал по прямому назначению вплоть до 1990-х годов. С начала 90-х годов речные перевозки стали стремительно сокращаться, что стало основной причиной упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок: сдавали в аренду торговым ларькам, а в помещениях, непригодных для торговли, размещали камеры хранения. В 2010 году здание вокзала, имеющее статус объекта культурного наследия, было закрыто из-за аварийного состояния. В конце 2018 года началась реставрация здания Северного речного вокзала, а в 2019-м – реконструкция окружающего его парка. Реставрационные работы и благоустройство территории должны завершиться в 2020 году. А во лбу звезда горит Огромная территория Северного речного вокзала перестраивается полностью, однако самая кропотливая и отчасти ювелирная работа происходит в самом здании вокзала. Так, до конца весны планируется вернуть на 27-метровый шпиль знаменитую звезду с серпом и молотом. Ее внешний вид практически не изменится. Изначально она была выполнена с гальваническим золочением, но сейчас это довольно дорого. В итоге рассматривалась методика сусального озолочения и электрохимического. Специалисты пришли к выводу, что второй вариант ближе к первоначальной методике, рассказал архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала Константин Беляев. "Мы выработали несколько методов, чтобы сохранить подлинный материал. Основные элементы звезды делаются накладками. Осталось доделать серп и молот, по нему будет применяться электрохимическое осеребрение. Был проведен дополнительный спектральный анализ, благодаря которому выявили все слои", – пояснил архитектор. Сами же работы в здании продлятся до конца года. И если снаружи все более-менее понятно, то внутри помещения у специалистов много забот. Также в интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой – более 500 осветительных приборов, находившихся в плачевном состоянии. В процессе реставрации люстры и бра очищают от грязи, исправляют деформированные металлические детали, устраняют трещины и укрепляют конструкции. Утраченные элементы воссоздаются, а разбитые плафоны заменяются новыми из стекла, которое было специально заказано на стекольном заводе в Пензе. В осветительных приборах устанавливаются новые электропроводка и патроны, что обеспечит их безопасную эксплуатацию и экономию электрической энергии. Наиболее сложные работы проведены на большой люстре вокзала весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один "луч" и вовсе сломан. Кстати, реставрации осветительных приборов помог счастливый случай. Специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические. Наследие Олимпиады Главная сложность реставрации здания в том, что предыдущие масштабные работы проводились наспех в преддверии Олпимпиады-80. Это повлияло не только на внешний облик – многие фрагменты внутреннего оформления были просто замазаны, но и затруднило работу современных специалистов. По словам Беляева, в конце 1970-х годов была очень скоростная двухлетняя реставрация. Перед Олимпиадой 1980 года все делали наспех: просто заделывали какие-то дырки, в том числе трещины. "Нам пришлось и эту "реставрацию" исправлять. По большому счету с того времени он до нас в таком виде и дошел. То есть 1980 год – наша точка отсчета", – отметил архитектор. Трудности реставрации Так как многое в предыдущую реставрацию делалось на скорую руку, то современным специалистам зачастую приходится многое убирать в здании: это касается и керамических панно на фасадах, и живописи, которая была сделана чуть ли не гуашью. "Чувствовалась спешка, которая повлияла на качество. Сейчас ведутся работы по внутренней отделке, это довольно большой объем. Что касается самой реставрации, то недавно приступили к оформлению в основных залах – это и роспись потолков, и картины, висевшие в центральных залах", – подчеркнул Беляев. Также, по его словам, ремонтируются деревянные панели, и продолжается установка оконных и дверных деревянных фрагментов. Архитектор, тем не менее, настроен оптимистично, указывая на то, что исправленные ошибки при ремонте позволят зданию перейти "по наследству" следующим поколениям в лучшем состоянии, нежели сейчас. "Много проблем при реконструкции от того, что здание сделано из бетона и возведено в 30-е годы прошлого века. К тому же по многим документам оно не нормативное, в том числе с точки зрения требований безопасности. Однако по качеству исполнения всех декоративных элементов, которые здесь применялись, оно все-таки заслуживает внимания", – подчеркнул Беляев. В здании также будут отреставрированы башенные часы XVIII-XIX вв. Поскольку их первоначальный механизм утрачен – будет установлен новый с применением современных средств автоматизации. Также отреставрируют панно с изображениями 9 шлюзов Канала имени Москвы, а также панно и витражи с государственными гербами советских республик. После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством с транспортной функцией. Здание будет круглый год доступно для посетителей. Там расположатся ресторан, кафе и магазины с сувенирами. Здание будет приспособлено для комфортного доступа маломобильных граждан. Также планируется выполнить архитектурно-художественную подсветку фасадов. Парковый хаб Что касается территории вокруг здания, а точнее самого парка, то и здесь сейчас тоже ведутся работы. Комплексное благоустройство территории, прилегающей к Северному речному вокзалу в Москве, завершится к 1 сентября, заявил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Все работы по инженерным сетям в рамках проекта планируется завершить к середине апреля, один из важных объектов – причал Северного речного вокзала – будет готов к началу навигации. Парк Северного речного вокзала является объектом культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936-1938 годы. Первоначально здесь были установлены 14 скульптурных групп и фонтанов. В настоящее время почти все они утрачены. Среди сохранившихся: памятник-бюст академика А.Н. Крылова, скульптура "Водный путь" и скульптура "Спорт". По словам исполняющего обязанности директора ГКУ "Управление капитального ремонта и строительства" департамента капитального ремонта Москвы Игоря Шарафетдинова, это историческое место с предметами культурного наследия и памятниками на просторных аллеях в 90-е годы прошлого века было запущено. "Но мы видим, что речной вокзал, как и его территория, востребованы москвичами. В прошлом году принято решение реконструировать этот парк комплексно, чтобы он превратился в своеобразных хаб, притягивающий людей, которые могли бы пользоваться не только речным транспортом, но и качественным местом отдыха со всеми современными видами инфраструктуры", – добавил эксперт. В 2017 году архитектурными бюро Kleinewelt Architekten и Citizenstudio/Горожане была подготовлена концепция благоустройства парка Северного речного вокзала. По замыслу авторов парку предполагается вернуть его историческую функцию – места круглогодичного отдыха для всех категорий горожан. В парке обустроят 10 детских и спортивных площадок, где можно будет поиграть в стритбол, настольные игры, пинг-понг, бадминтон и другие подвижные игры, популярные в 30-60-е годы прошлого века. Зимой можно будет покататься на коньках. В настоящее время ведутся работы по устройству необходимых инженерных систем и коммуникаций. После завершения этих работ будет начато непосредственно благоустройство и озеленение парковой территории: устройство прогулочной галереи, высадка новых деревьев и кустарников, устройство газонов, цветников и клумб. Также в ходе работ будут воссозданы 2 исторических и появится 1 новый фонтан. Кроме того, парке появятся торговые павильоны в стиле 1930-1950 годов, новые садовые диваны, фонари и урны. Чтобы не испортить сам парк, его историческую ценность, а также не утратить аллеи, коммуникации по нему прокладываются на очень большой глубине. Всего по парку будет проложено 7,7 километра сетей водоснабжения и канализации, 913,5 метра сетей теплоснабжения, 2,3 километра ливневных стоков, 10 километров электросетей с 5 подстанциями. По словам Шарафетдинова, парк визуально и структурно не сильно изменится и предстанет перед посетителями в том виде, каким он был в 1937 году. "Малые архитектурные формы и скульптуры отреставрируют и установят на прежние места, в первую очередь это касается отколотых и утраченных фрагментов скульптур и других объектов. Также на территории будут досажены деревья, около 7 тысяч. И, конечно же, отреставрируют элементы садово-паркового искусства и памятники. Но все они останутся на тех же местах", – добавил он. Набережные и причалы Комплексное благоустройство набережной, площади и причала Северного речного вокзала - один из самых масштабных городских проектов за последнее десятилетие. Работы ведутся на общей площади 49 гектаров. Основная тема благоустройства набережной и площади у здания Северного речного вокзала – река. В оформлении этих территорий используют натуральные материалы и цвета – белый, серый и бежевый. Также планируется установить тематические малые архитектурные формы: сиденья в виде гальки вдоль набережной и деревянные настилы в зоне отдыха с бассейнами. На набережной напротив здания Северного речного вокзала разместят уменьшенную копию Канала имени Москвы – ручей со шлюзами и подсветкой по всей длине. Дети и взрослые смогут запускать кораблики, открывать и закрывать шлюзы, изучать структуру канала. Вдоль набережной для отдыха во время прогулок установят скамейки. А в южной ее части обустроят зону отдыха с 3 бассейнами, кафе на 130 мест и зоной проката катеров. На набережной будут отремонтированы все 17 причалов, которые с 2018 года находятся в ведомстве ГБУ "Гормост", и проведено углубление дна до отметки 3,5 метра. Причалы строились этапами, начиная с 1937 года и заканчивая 1980-м. Сведения об их капремонте отсутствуют, и, судя по плачевному состоянию конструкций, его и не было. Поэтому перед "Гормостом" стоит непростая задача практически полностью перестроить причалы, их инженерию и павильоны досмотра. По словам Шарафетдинова, "перезагруженный" речной вокзал станет союзом исторического и современного места, а также точкой притяжения туристов, которые смогут отправиться в путешествие по реке.

Ампир на перезагрузке: новая жизнь Северного речного вокзала
© РИА Недвижимость