Войти в почту

Вопрос крылом. Проект лоукостера для Дальнего Востока застыл в зоне ожидания

С президентом не поспоришь Вообще, идее о создании отдельного авиаперевозчика на Дальнем Востоке уже не один год. Логистика во многих регионах очень непростая, а транспортная доступность оставляет желать лучшего. Например, в Якутии или на Сахалине до некоторых поселков можно добраться на небольших самолетиках. Однако количество рейсов ограничено, зачастую вместо 30 минут в воздухе людям приходится несколько часов трястись по бездорожью. Отсутствие нормального транспортного сообщения, к слову говоря, одна из причин непрерывного оттока людей из сельских районов ДФО. Желание увеличить число рейсов и самолетов в этой ситуации выглядит вполне логичным решением. Между тем в последний раз вопрос о едином дальневосточном авиаперевозчике поднимал премьер-министр Дмитрий Медведев еще в 2017 году. Он даже поручил кабмину заняться проработкой этого вопроса. Однако в итоге идея заглохла, не найдя поддержки, в том числе со стороны Министерства финансов. Тогда многие эксперты крайне скептически отнеслись к инициативе Медведева. Причина была очевидной: крайняя неразвитость инфраструктуры в ДФО. В регионе катастрофически не хватало аэропортов и взлетно-посадочных полос. Появление новой авиакомпании вряд ли бы исправило ситуацию: проще было увеличить число рейсов «Аэрофлота». Однако спустя два года идею о единой дальневосточной авиакомпании высказал уже не премьер-министр, а президент. Министерство транспорта, Минпромторг и другие федеральные ведомства сразу же одобрили эту инициативу. В феврале 2020 года глава Минвостокразвития Александр Козлов заявил: его подчиненные уже начали работать над вопросом создания дальневосточного лоукостера. Такая резкая перемена мнения выглядит несколько странной. С одной стороны, за последние несколько лет транспортная доступность ДФО действительно заметно улучшилась. В регионах появились новые аэропорты, ряд инфраструктурных объектов успели реконструировать. С другой стороны, какого-то заметного качественного скачка все-таки не произошло – ситуация не сильно отличается от 2017-го. Думается, дело в том, кто выдвинул эту инициативу: все-таки с президентом спорить сложнее, чем с непопулярным премьером. Впрочем, многие эксперты давно говорят о необходимости подобных мер. Экономист Максим Кривелевич считает, что развитием авиасообщения в ДФО следовало заняться уже давно. «Это давно назревшая, даже больная тема. Плотность авиасообщения в ДФО и на той же Аляске, которая находится буквально через пролив, сильно отличается. С этим надо что-то делать, а то у нас здесь просто пустыня. Вообще, идею можно только одобрить – она действительно стоящая», – добавил он. Битва за деньги и престиж Одними из самых ярых сторонников идеи о создании дальневосточной авиакомпании стали местные губернаторы. Главы многих регионов сразу же заявили о готовности поддержать проект. Так, глава Камчатского края Владимир Илюхин сообщил, что Камчатка обязательно примет участие в создании дальневосточного лоукостера. По его словам, это поможет защитить интересы региона. Сахалинский губернатор Валерий Лимаренко предложил сделать основой нового перевозчика авиакомпанию «Аврора» (эта «дочка» «Аэрофлота» базируется в Южно-Сахалинске). Тем более что столицу области планируют превратить в крупный авиационный хаб – а значит, город может стать важным перевалочным пунктом. Валерия Лимаренко поддержал полпред президента Юрий Трутнев. Он заявил: именно «Аврора» подходит на роль единого дальневосточного перевозчика. Такого же мнения, к слову говоря, придерживается и «Аэрофлот». Не осталась в стороне и Якутия. Председатель правительства республики Владимир Солодов предложил правительству сделать базой дальневосточного перевозчика авиакомпанию «Якутия». «Власти республики уже направили федеральному правительству такое предложение. Уверен, что это не только не повредит, но и даст дополнительный стимул для повышения доступности стоимости билетов и набора рейсов для наших граждан», – заявил он. Такое рвение вполне объяснимо. Как рассказал «ФедералПресс» Максим Кривелевич, вместе с новой авиакомпанией придут большие деньги. Шутка ли: на создание единого лоукостера нужно потратить от 10 до 30 миллиардов рублей. Министерство транспорта настаивает на том, чтобы это были внебюджетные средства. Свои деньги уже предварительно согласились вложить «Росавиация», «Ростех», Сбербанк и ВТБ. Столь жирный кусок хотели бы заполучить многие регионы. «Это битва за престиж, за деньги, которые пойдут на развитие авиасообщения, на производство самолетов. Вполне ожидаемо, что сейчас каждый будет тянуть одеяло на себя. Тут нельзя упрекать губернаторов в местечковом патриотизме», – пояснил Максим Кривелевич. Одним из очевидных выгодоприобретателей от проекта станет Хабаровский край. Глава Минпромторга Денис Мантуров недавно заявил, что новая авиакомпания получит 20 «Суперджетов SSJ 100». Их производят в Комсомольске-на-Амуре, и новые заказы помогут экономике всего региона. «Покупка новых российских самолетов поможет стимулировать производство на авиационном заводе в Комсомольске. Предприятие сможет выпускать и старые, и новые модели. Например, самолет SSJ для меньшего количества пассажиров. В итоге в Хабаровском крае может появиться мощный авиационный кластер – с программами подготовки пилотов, проектирования и создания самолетов. Для Хабаровского края открываются хорошие перспективы», – считает политолог Илдус Ярулин. Кроме того, создание дальневосточного авиаперевозчика подстегнет реконструкцию аэропортов и взлеток во всем ДФО. В ближайшие годы в регионе уже запланирован масштабный ремонт шести аэропортов. Дополнительные денежные вливания могут значительно увеличить масштаб работ. «Суперджет» как фактор риска Вместе с тем создание нового перевозчика несет в себе и серьезные риски. Как отметил Максим Кривелевич, использование исключительно «Суперджетов» для этой компании – идея довольно рискованная. «На Дальнем Востоке очень сложный климат. Поэтому требования к самолетам здесь очень высокие. Воздушные суда должны быть устойчивы к погоде и легко ремонтироваться. Это нужно не только ради безопасности пассажиров. От этого зависит будущее проекта. Если купить любую другую технику, кроме самой надежной, проект заглохнет. Это очевидно: люди просто не будут пользоваться услугами этого лоукостера», – заявил эксперт. Со специалистом соглашаются и чиновники. Как рассказал «ФедералПресс» источник в правительстве Сахалина, использование «Суперджетов» считают одним из самых сомнительных пунктов инициативы. Еще один сложный момент – субсидирование авиаперевозок. Как рассказал исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, после создания новой авиакомпании с льготными билетами могут возникнуть проблемы. «Сейчас государство частично компенсирует траты на перевозки людей на Дальнем Востоке. Однако субсидии выдают лишь на год, что не дает авиакомпаниям шансов планировать на несколько лет вперед. Соответственно бизнесу сложнее брать кредиты и обновлять парк самолетов. С появлением авиакомпании «Дальний Восток» правила придется поменять. Как это будет выглядеть, сейчас не знает никто», – отметил он. Риски действительно высоки: ошибки в реализации проекта нанесут серьезный ущерб авиации всего ДФО. Это объясняет, почему авиакомпания «Дальний Восток» пока остается лишь идеей, витающей в воздухе. Дальше разговоров дело пока не сдвинулось. Как рассказали «ФедералПресс» в правительстве Сахалина, проект находится в стадии обсуждения. Детальное обсуждение инициативы должны начать в апреле – в Кремле запланировано совещание по данной теме. В нем примут участие представители всех регионов ДФО. Впрочем, пока это лишь наметки. Глава Минтранса Евгений Дитрих обещал ранее, что такое совещание пройдет в середине февраля. Этого, однако, так и не произошло. Тем более что сейчас вся страна занята другими вещами – например, обсуждением конституционной реформы. Однако шансы на то, что проект нового лоукостера не отложат в дальний ящик, все-таки весьма высоки. В конце концов, в нем заинтересованы и Кремль, и регионы.

Вопрос крылом. Проект лоукостера для Дальнего Востока застыл в зоне ожидания
© РИА "ФедералПресс"