Войти в почту

Танцы в визовом отделе: как художники переосмыслили модернистское здание бывшего посольства ГДР

27 февраля в Гёте-Институте открылась выставка «Ленинский 95а», посвящённая зданию института — бывшему посольству ГДР. Несколько художников и творческих коллективов исследовали его, показывая историю через звук, движения и даже продукты питания. Кроме того, недавно Гёте-Институт поддержал выставку «Город завтрашнего дня», посвящённую модернизму СССР. Почему институт заинтересован в исследовании этого стиля, зачем выбирает для этого арт-интервенции и как призраки прошлого можно использовать в настоящем — читайте в интервью с Астрид Веге, руководителем отдела культурных программ Гёте-Института в Москве. Двуличное здание на Ленинском Астрид Веге. Фото: DW / Ибрагимова Желание инициировать исследование у меня появилось, как только я в первый раз сюда вошла. Меня зацепило сочетание специфической атмосферы здания, построенного в 1980-е годы как посольство ГДР, и ярких, дружелюбных цветов Гёте-Института. Эти эстетики накладывались одна на другую, переплетались, иногда противоречили друг другу. Мы пригласили художников, чтобы проявить эти разные исторические уровни, показать, как они взаимодействуют. На выставке пять работ, каждая со своим подходом. Например, художники Андре Корпис и Маркус Леффлер создали видеопортрет здания и одновременно поработали с темой прошлого. Авторы предложили сотрудникам Гёте-Института выбрать цитаты из работ Фридриха Энгельса и Николая Бухарина и прочитать их на фоне здания или внутри него: в офисе, подвале, гараже, коридоре, бывшей сауне и в баре. Цитаты и сами сотрудники здесь играют роль теней, призраков прошлого. Художники направляют наше внимание на невидные с первого взгляда «слои», которые до сих пор тут присутствуют, в том числе на столкновение разных ценностных систем двух бывших Германий. Ведь посетители, которые идут по коридору, не всегда имеют возможность заметить детали, вглядеться, прочитать об истории этого заведения. Фото с открытия выставки Часть здания, которую занимает Гёте-Институт, более живая. А пространства, которые не используются, как будто застыли в прошлом или вообще заброшены. И у меня они иногда ассоциируются с соотношением историй двух Германий, ФРГ И ГДР. Прошлое, связанное с ГДР, — как в нашем здании, так и во всей истории — как будто не до конца отрефлексировано. Общение через картошку и подглядывание в окна панелек Художники более субъективны и находят порой очень неожиданные повороты в своих поисках. Например, художница Эльске Розенфельд много работала с архивами Института растениеводства в Гросс-Люзевитце. И проследила, что между ГДР и СССР было интенсивное взаимодействие, связанное с селекцией и распространением сорта картошки «адретта». Получилась метафора о том, что картошка была своеобразным «послом», а сотрудничество, как и коммуникация, проходили через посольство, то есть через наше здание. Художница использовала архивные фотографии и материалы для коллажей и инсталляций. Фрагмент работы Эльске Розенфельд. Фото: собственность художницы Московский коллектив FarForYo исследовал здание через танец и движение. Они работали с помещением, в котором раньше люди ожидали решения о выдаче визы — иногда решающего в их судьбе. Танцоры телесно выражали атмосферу этого места, делали её видимой. Танцевальный перформанс FarForYO на открытии выставки. Фото: Гёте-Институт Модернизм уже становится историей. Но это недавняя история, в которой мы до сих пор живём. И поэтому здесь актуальны такие приёмы. Московский вариант выставки «Город завтрашнего дня» (она путешествует по постсоветскому пространству и в каждом регионе меняется под локальный контекст) — хороший пример сочетания глубокого исследования и арт-интервенций. Основная экспозиция — результат большого исследования под руководством трёх кураторов: Рубена Аревшатяна, Анны Кац и Георга Шёльхаммера. Экспозиция выставки «Город завтрашнего дня». Фото: Гёте-Институт Они охватили период с 1920-х по 1980-е, работали с архивами, поднимали разнообразные темы и ракурсы. Например, выделяли отдельные категории зданий — НИИ, кинотеатры — или же анализировали принципы устройства города, придуманные в это время. Это классический подход к выставке. Художники опирались на эти материалы и дополняли их творческим подходом к этой архитектуре и к жизни в ней. Например, Ольга Чернышева в работе «Окна» предлагала заглянуть в окно квартиры в панельном доме и посмотреть со стороны на повседневную жизнь людей в этом пространстве. Символы новой реальности Одна из причин нашего участия в проекте «Город завтрашнего дня» — поиск ценности модернизма сегодня. У каждого региона — свои особенности стиля, но проблемы часто общие: здания разрушаются, вызывают пренебрежение у горожан и безразличие у администрации. Ответ на вопрос об их ценности лежит, конечно, не в эстетическом поле, это не «про красоту». Иногда это просто часть истории. Кроме того, город меняется, и мы не можем сохранять всё подряд. Могу привести в пример наше здание. Оно создавалось как репрезентация особого времени и политической системы, которой уже нет. Сейчас здание используется иначе, но мы не можем скрыть пласт прошлого, убрать неудобные сегодня лабиринты коридоров. Но можем добавить навигацию, дружелюбную среду, кафе. Дать людям возможность сидеть и общаться. Здание по адресу Ленинский 95а. Фото: Гёте-Институт Раньше здание Гёте-Института было доминантой всего района, с парадным въездом с Ленинского проспекта. Но время, среда и восприятие меняются. Прямо перед нами спустя время построили офисное здание, которое теперь перекрывает вид на бывшее посольство. Это уже символ другого соревнования, новой реальности.

Танцы в визовом отделе: как художники переосмыслили модернистское здание бывшего посольства ГДР
© Strelka Magazine