Войти в почту

Дом с историей: «Итальянка», с которой начинались Ессентуки

Приезжая в Ессентуки, туристы первым делом идут в курортную зону, Лечебный парк и Грязелечебницу. Посещая храмы здоровья, мало кто догадывается, что на удалении от курортной жизни сохранился другой храм, положивший начало городу задолго до того, как сюда потянулись отдыхающие. «В одной руке сабля, в другой — плуг» Для самих ессентучан церковь святого Николая Чудотворца место особое, намоленное. Она была построена в начале XIX века и до сих сохранилась почти в неизменном виде. Это первая православная церковь в Ессентуках, которая быстро стала центром общественной жизни в тогда еще строящейся казачьей станице. Указ об основании станицы Ессентукской был издан генералом Алексеем Ермоловым в 1825 году. Тогда же берег реки Подкумок приехали изучать разведчики из станицы Александровской — выбирали место. А уже год спустя началось переселение казачества. — В 1826 году сюда прибыло 235 казачьих семей, — рассказывает ессентукский краевед Ольга Чихун. — Это были потомки Волжского войска, которое ликвидировали из-за восстаний Степана Разина. Ермолов верил, что волжские казаки смогут решить сразу две государственные задачи. Во-первых, защитить курортную зону от горцев. А во-вторых, засеивать поля и кормить пятигорских курортников, потому что жителей местных аулов для этих целей не хватало. Про казаков говорили: в одной руке сабля, в другой — плуг. Поначалу в станице было две церкви. Одна старообрядческая Свято-Покровская церковь, ведь большинство волжских казаков были старообрядцами. В первоначальном виде эта церковь до наших дней не сохранилась. На месте же нынешней церкви Николая Чудотворца был так называемый складень, то есть небольшая разборная церквушка, которую казаки привезли с собой по бревнышку. — Позже на месте складня они начали строить основательную церковь. Сколько именно времени заняло строительство — неизвестно, — говорит Чихун. — Но уже в 1832 году упоминания о церкви есть. Строили ее по инициативе епархии. Слишком много было в Ессентуках старообрядцев, а чтобы уравнять их численность с православными, требовался и православный храм. Настоящая «итальянка» В народе церковь до сих частенько называют «итальянской» или просто «итальянкой». Считается, что к ее строительству приложили руку знаменитые на Кавминводах итальянские архитекторы — братья Бернардацци. По их проектам построено множество курортных зданий. Впрочем, входит ли церковь в их число — до сих пор точно неизвестно. — К тому времени как появилась церковь, оба брата уже умерли, — говорит эксперт. — Они не принимали участия в ее строительстве. Но в архивах братьев Бернардацци есть упоминания, что они разработали проект Никольской церкви в станице Ессентукской. В пользу ее заморского происхождения говорит и то, что в те времена церкви у нас строили деревянные. А такие каменные фундаменты умели делать только итальянские мастера, которых сюда часто приглашали. Церковь возвели на правом берегу реки Бугунты. — Место для строительства изначально было не совсем удачным, — считает краевед Эльвира Жатькова, автор книги «Архитектура старых Ессентуков», — берег реки часто топило паводковыми водами. Поэтому вместо обычного фундамента в землю вбили каменные столбы, приподняв «тело» храма на 1 метр над землей. Прежде, чем строить церковь, заготовили в конце лета лес. Стволы сосен, дубов и грабов очистили от веток и в таком виде оставили до весны. Древесина высохла и стала очень прочной. По весне началось интенсивное строительство. Церковь была вполне типичной для своего времени — это была традиционная крестово-купольная постройка. Рядом с главным западным входом — колокольня с пятью колоколами, шатром и куполом с крестом. Самый большой из колоколов весил 4 тонны. Все их сняли в 1932 году. — Первоначально здание было покрыто тесовой крышей, — говорит Жатькова. — Множество больших и маленьких окон создают хорошее естественное освещение в течение всего дня. Поскольку православная станичная община в середине XIX века была не столь многочисленна, то и внутреннее убранство тогда было скромным. Постепенно росла община, храму дарились богатые подарки, он становился все краше. В начале второй половины XIX века вокруг храма соорудили стену с маленькими бойницами, чтобы обороняться от набегов неспокойных горцев. Едва услышав звон колоколов, жители станицы спешили укрыться за церковными стенами. Часть этой стены сохранилась до наших дней. Хранилище боевой славы Вскоре церковь стала настоящим центром общественной и культурной жизни станицы. — Место, где она стояла, называли майданом, — рассказывает Ольга Чихун. — Здесь проходили венчания, смотрины, отпевания, собрания, военные тренировки, праздники — в общем, вся светская и церковная жизнь кипела здесь. Центр города переместился на курорт только в начале XX века. В середине 1850 годов у этой же церкви встречали наследника престола Александра II. Тогда будущий император совершал большую ознакомительную поездку по России. На ессентукском майдане в его честь устраивали пир, казаки демонстрировали мастерство джигитовки. — Кстати, если вы помните, Александр II погиб в 1981 году в результате теракта: под его карету бросили бомбу, — продолжает Чихун. — Так вот в этом теракте вместе с императором погибли также ессентукские казаки, входившие в конвой Императорского Величества. Тогда в станицу из Петербурга послали красивую благодарственную депешу, а детям этих казаков назначили пенсию. Экскурсоводы частенько называют церковь «хранилищем казачьей боевой славы». А все из-за старых, времен XIX века, мемориальных досок, расположенных в правом пределе церкви — на задней стене. На каждой доске — фамилии казаков, награжденных за участие в военных кампаниях: подавлении польского восстания в 1830 году, Крымской, Кавказской и Русско-Турецкой (1877−1878) войнах. Есть там и новая мемориальная доска с именами казаков, погибших во время чеченской кампании. — Раньше этих досок было еще больше, — продолжает Чихун. — Многое было утеряно после революции, во время так называемого расказачивания. Из станицы в курорт На рубеже XIX и XX столетий станица Ессентукская переживает второе рождение — на этот раз превращаясь в современный курорт и становясь в один ряд с уже известными к тому времени Пятигорском и Кисловодском. — Это время было отмечено экономическим подъемом Российской Империи, — объясняет Чихун. — У дворянства появились деньги, и оно повезло их на заграничные курорты. Тогда-то государство и решило развернуть финансовые потоки с запада на Кавказ. Началось обустройство инфраструктуры: железной дороги, грязелечебниц, верхнего и нижнего парков, питьевых бюветов, дач. Всего за 15 лет коечный фонд увеличился в 6 раз. Мы перед Первой мировой принимали 40 тысяч человек — больше, чем все местное население, в три раза. Это был золотой век Ессентуков. Тогда же в Ессентуках появился храм святого Пантелеймона. Построили его специально для курортной публики, которой было неудобно карабкаться к «итальянке» по пыльным улицам. Впрочем, коренное казачье население к развитию курорта отнеслось, мягко говоря, с прохладой. — Казачье сословие очень консервативное, они ненавидели курорт лютой ненавистью, потому что считали, что весь блуд, разврат и грязь — все шло оттуда. Так что они продолжали ходить в свою церковь, а от курорта старались держаться подальше. Красная линия проходила примерно по улице Интернациональной. Но продлилось это противостояние не так долго: тут уже Первая мировая, а там и революция. «Итальянка» была одной из немногих церквей на Кавминводах, которая никак не пострадала в советское время. Несмотря на атеистическую политику, церковь никогда не закрывалась. — Сталин прекрасно понимал, что старушкам надо ходить куда-то молиться, — считает краевед Ольга Чихун. — Закрывали только парадные церкви — в центре города и большие. Например, Никольский собор в Кисловодске или Спасский в Пятигорске. И у нас взорвали два собора в центре города. А эта была старенькая, на отшибе, да еще и в плохом состоянии. До наших дней сохранилось рядом с «итальянкой» церковное кладбище, на котором хоронили священнослужителей и самых известных граждан станицы. — По христианской традиции у церкви хоронили священников и людей, которые что-то сделали для этой церкви, например пожертвование, — объясняет краевед Ольга Чихун. — Там есть могилы священников Карагачевых — изумительная была династия священников. Там же похоронен доктор Лебедев, во многом давший начало курорту Ессентуки. Известные своими военными подвигами генералы Феодул Федюшкин и Евпл Семенкин. «Меня так все время и тянет туда» За время своего существования церковь реставрировали несколько раз: сначала в 30-е годы прошлого века — к ее столетию. Потом в 70-е обновляли фасад. А в 2002 году пришлось провести капитальную реконструкцию. Паводок в том году был настолько сильным, что размыл даже вековой итальянский фундамент. — Вода стояла везде: половину церковного кладбища снесло, — вспоминает Ольга Чихун. Ремонт провели основательный: укрепили фундамент, сменили полусгнившие бревна, колокольню практически перебрали заново. Снаружи и внутри храм обшили вагонкой из лиственницы. Всего на реконструкцию ушло около двух лет. Тогда же церковь покрасили в яркий голубой цвет, который сделал ее одной из визитных карточек города. Многие из старых церковных построек до наших дней не сохранились: когда-то здесь находился архив, церковно-приходская школа, библиотека Вместо них были отстроены новая воскресная школа и часовня — все в едином стиле. По праздникам здесь и сейчас собирается особенно много народа. В числе прихожан — казаки, возродившие в конце 90-х Ессентукский отдел Терского казачьего общества. Теперь, как и прежде, каждое мало-мальски значимое казачье мероприятие начинается с молебна в этой церкви. Здесь же молодые казаки принимают присягу. Среди тех, кто возрождал культуру предков в Ессентуках, — потомственный казак, полковник в отставке Александр Яковлевич Месечко. — С храмом у нас связано много обычаев и традиций. Например, по дороге в храм надо повторять определенную молитву, — рассказывает Месечко. — В храме по обычаю казаки должны стоять в правой стороне, а казачки — в левой. Казачкам следует быть с покрытой головой и с ненакрашенными губами. В храм казаки приходили и приходят в парадной форме, фуражка снята и находится в левой руке кокардой вперед. Самого Александра Яковлевича крестили в этой же церкви, причем в советское время. Его родители тогда жили в Кисловодске, мать ходила в красной косынке, была передовиком труда. Но ессентукская бабушка тайком отвела внука в церковь. И потом не раз водила на причастие и исповедь, хотя эти похождения и приходилось скрывать. — Меня так все время и тянет туда, — признается Месечко. — Хотя хожу уже плохо, но ноги сами ведут на звон колоколов. Придешь, а там такая благодать, легко дышится — как-то по-домашнему, по-родному. Церковь намоленная.

Дом с историей: «Итальянка»,  с которой начинались Ессентуки
© «Это Кавказ»