Войти в почту

Захар Прилепин: Информация атакует и берёт в плен

Так вышло: я ни одну рекламу не помню, и даже не догадываюсь, что нынче рекламируют. 90% информации, которую я получаю – из книг, телевидение я совсем не смотрю, за его отсутствием, на ю-тубе провожу минимальное количество времени, ролики смотрю минуты по две-три, просто чтоб уловить интонацию – быть может, я упускаю что-то новое, хотя вряд ли, - но на первой же рекламе я всё равно отключаюсь. У меня дома лежит тысяча-другая непрочитанных книг, мне с ними интересней. Однако влияние на людей информационных волн лично для меня проявилось особенно остро в тот момент, когда знакомые прислали мне видеоролик, где возмущённые жители какого-то украинского населённого пункта атаковали автобус с такими же, как они, украинцами, прилетевшими из Китая. Понятно, что коронавирус – проблема, но никто толком не знает, до какой степени эта проблема медицинская, а не социальная, или политическая – в любом случае, на Украине, слава Богу, нет эпидемии. Однако бешеное возмущение людей, накаченных СМИ – вот оно, его уже можно увидеть. Оно поразительно. Оно разом переворачивает привычные представления о морали, о человечестве вообще. И эти люди пять лет кричали про россиян, обманутых телевидением? О, да. Именно эти люди. Они кричали. Глядя на происходящее в очередной раз понимаешь: с человечеством можно проворачивать и не такие фокусы. Можно в одном месте у государства вырезать печёнку, селезёнку и мочевой пузырь, и продавать желающим, но внимание перенаправить на вообще отсутствующую проблему – и некое существо, у которого в окровавленное ведро сваливают его органы, - будет послушно смотреть в другую сторону, и бесноваться, или волноваться о чём-то совсем ином, иллюзорном, не касающегося собственного живота. И упаси вас Господи подумать, что речь здесь идёт об украинцах. О ком угодно идёт речь. Имел недавно разговор с молодыми людьми, почти юными. Молодые, почти юные люди сначала обсуждали со мной проблему Крыма и Донбасса. Они сорок раз спросили у меня: а зачем нам это, зачем? Я говорю: но там такие же люди, как вы, эти люди имеют право на выбор, и любая общемировая комиссия подтвердит, что не все, но подавляющее большинство из них желают того, чего желают: учить своих детей в русских школах, иметь российские паспорта, быть гражданами Российской Федерации. Унижать, а тем более убивать их за это нельзя. Подростки мне в ответ: а вот геи – мы читали про геев, которым не дают возможность навещать друг друга, - если они пара, - в реанимации, или в тюрьме, и так далее – так как они не родственники, а брак эти люди не могут заключить. Я говорю: ну, давайте продумаем законодательно, как всё поправить, - женить и венчать в России их всё равно не станут, это, знаете, тоже предмет общенационального консенсуса, и с мнением большинства надо считаться, - тем не менее, выход наверняка есть, и умные юристы его отыщут. Я даже готов вам помочь в этом, сказал я. Они говорят: а как вы поможете? Я говорю: вот так могу помочь, и ещё вот так могу, есть, говорю, возможности. А вы мне помогите с Крымом и с Донбассом. Они: в смысле? Я: ну, поддержите мою точку зрения. Они: а зачем они нам, эти люди в Крыму и тем более на Донбассе? …к чему вся эта история. Она к тому же. Определённые СМИ, или какой-то набор топовых блогеров, сформировал у этих конкретных подростков, и ещё у миллиона, или десяти миллионов других подростков определённый стереотип мышления. Когда к одной, и не очень, прямо говоря, большой группе людей – которых, между прочим, никто не убивает, - они испытывают мучительные приступы эмпатии. Им жалко этих людей и они хотят им помочь. Это понятно. Но одновременно с этим, они не испытывают ни сострадания, ни интереса к нескольким миллионам людей, которые подвергаются – в конкретной Луганской и конкретной Донецкой области, - не только информационным нападениям, - они атакуемы в прямом смысле: по ним стреляют. Или, как минимум, они слышат – практически в ежедневном, а верней уже в ежегодном режиме – звуки перестрелок. И в этих перестрелках опять же ежедневно гибнут молодые люди – так называемые ополченцы: их соседи, одноклассники, земляки, а порой и родственники. И мне не понять, как это можно уложить в голове: когда гея жалко, а этих вот не жалко совсем, категорически, непробиваемо. Я привёл только два примера, хотя этих примеров десятки, сотни, тысячи. Мы сотканы из этих примеров, мы завязли в них, как в паутине. Надо скорее осознавать кое-что, какие-то вещи. Например, вот такие. То, что ты видишь зависит от того, что ты смотришь. Что тебе рекламируют. Чем тебя пугают. Чем тебя покупают. Мне хочется верить в человека. Более того: я думаю, что человек справится. Вопрос только в том, сколько человечности он потеряет на этом пути.

Захар Прилепин: Информация атакует и берёт в плен
© Свободная пресса