Войти в почту

«Трудности нас не останавливают». Судостроение Крыма возрождается вопреки санкциям и бюрократии

Дефицит кадров и проблемы с модернизацией Крупнейшими судостроительными предприятиями Крыма являются Севастопольский морской завод (СМЗ), «Залив» в Керчи и «Море» в Феодосии. У каждого из них своя спецификация. Так, феодосийский завод строит в основном военные и скоростные суда и суда с динамическими принципами поддержания, «Залив» изначально строился для производства крупнотоннажных судов, танкеров, ледоколов и авианосцев. К моменту вхождения Крыма в состав России все эти заводы находились в критическом состоянии, работали на устаревшем оборудовании и не были загружены заказами даже наполовину. Последние шесть лет предприятия пытаются вернуться в строй, но даже поддержки заказами Министерства обороны и финансовыми вливаниями не хватает для того, чтобы советские гиганты заработали на полную мощь. Пока что крымские заводы уступают по качеству оборудования материковым предприятиям. «С модернизацией проблемы, новое оборудование очень дорогое, а банковские ставки у нас более высокие, чем на материке. Фонда поддержки развития промышленности в Крыму на серьезном уровне так и не создали в связи с тем, что нет средств в бюджете. Пока руководство старается сделать так, чтобы федеральные фонды, прежде всего Минпромторга России, стали доступны для нас. Судостроение ждет драйвер для развития. Но трудности нас не останавливают, мы настроены оптимистично», – говорит председатель Крымского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель правления ПАО «Завод «Фиолент» Александр Баталин. Переживает судостроение и дефицит кадров. Кроме Севастопольского госуниверситета, специалистов, нужных для отрасли, никто не готовит в регионе, а ездить с материка на полуостров профессионалы не хотят – слишком низкие зарплаты по сравнению с аналогичными предприятиями в других регионах. Как говорят эксперты, разрыв может доходить до 2–2,5 раза. Еще одна проблема, с которой сталкивается отрасль судостроения в Крыму, – это санкции Европейского союза: гражданские корабли сегодня практически не строят на полуострове из-за того, что они не смогут выходить в акваторию Мирового океана. Возникают сложности и с поставками оборудования, комплектующих и материалов, которые ранее завозились из Швеции и других европейских стран. Сотрудничать напрямую с Китаем также проблематично. «Как только мы выходим на поставщиков и говорим, что мы из Крыма, компании сразу от прямой продажи уходят. Надо искать каких-то посредников. Из-за тех же санкций сложно и с банковскими структурами. Крупные банки сюда не пришли, приходится работать с краснодарскими. Мы в невыгодных условиях находимся по сравнению с материковыми предприятиями», – считает Александр Баталин. Заводы постепенно проводят диверсификацию производства, количество кораблей военного назначения сокращается, а гражданских заказов практически нет. В связи с этим промышленники Крыма выступили с предложением разработать программу поддержки гражданского судостроения в регионе. Она могла бы позволить строить прогулочные, рыболовецкие суда и танкеры местного значения. Но пока, по словам Баталина, «большая бюрократическая машина» предложение не воспринимает. И каждое предприятие выживает как может. Севастопольский морской завод: второе рождение гиганта Севастопольский морской завод, основанный в 1783 году, приватизировали еще в 1990-х. Почти два десятилетия он переходил из рук в руки и в итоге оказался в собственности Петра Порошенко. К началу «Русской весны» судостроительное предприятие находилось в стадии стагнации – из некогда 16-тысячного коллектива остались около двух сотен человек, а сам завод простаивал без заказов. Износ доков, причалов и кранового оборудования составлял около 90 %. По мнению экономистов, владельцы банкротили предприятие, чтобы затем продать дорогую землю под застройку многоэтажек и элитных апартаментов. В 2015 году, после перехода полуострова под юрисдикцию России, Севморзавод национализировали в пользу города, присоединив к нему ГУП ЦКБ «Черноморец» и передав производственные мощности в аренду центру судостроения «Звездочка» сроком на 49 лет. В 2019 году ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» стало федеральной собственностью. Сегодня предприятие, где когда-то был спущен на воду легендарный броненосец «Потемкин», переживает второе рождение. Модернизацию мощностей с достройкой двух новых цехов планируют начать уже в 2021 году – после того, как завершится процесс акционирования. Именно из-за того, что у завода де-факто два владельца – «Звездочка», которая строит и ремонтирует корабли, и новообразованное ФГУП, владеющее де-юре имуществом предприятия, – пока невозможно начать реконструкцию. В течение года акционирование закончат, а Севморзавод войдет напрямую в структуру Объединенной судостроительной корпорации. Как ранее заявляли в департаменте экономического развития Севастополя, в планах корпорации – создание в городе единого производственного блока судостроения, плавкраностроения и судоремонта с конструкторским сопровождением. Включить в этот кластер в дальнейшем планируется мощности 13-го судоремонтного и 771-го заводов. Вложить в модернизацию намерены около 5,5 млрд рублей. Сегодня уже идет техническое перевооружение стоимостью 2,2 млрд рублей: закуплено новое и отремонтировано старое оборудование, восстанавливаются доки, причальные стенки, крановое хозяйство. Территориально завод располагается на двух площадках общей площадью 53 гектара. Мощности завода позволяют выполнять ремонт, докование, переоборудование и модернизацию кораблей и судов различного класса и назначения. В течение последних лет здесь провели ремонт парусного учебного судна «Херсонес» и среднего морского танкера ЧФ «Иман», построили плавсистему для транспортировки пролетов Крымского моста и заложили впервые за 12 лет два тяжелых плавучих крана – ПК-400 и ПК-700. Кстати, именно Севморзавод стал первым предприятием СССР, выпускавшим плавкраны. Завод загружен заказами на сервисное обслуживание и ремонт новейших надводных кораблей и подводных лодок Черноморского флота. Выручка предприятия с 2015 по 2018 год составила около 1,7 млрд рублей, а штат сотрудников вырос до 600 человек, в дальнейшем его планируют увеличить до 6 тысяч. Судостроительный завод «Море» в Феодосии: на крыльях по воде Завод «Море», основанный в 1938 году, был полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны, а после восстановления специализировался на постройке военных и скоростных судов и судов с динамическими принципами поддержания. В советские годы завод построил более 200 торпедных катеров «Комсомолец», затем выпускал пограничные КПК «Антарес», малые противолодочные КПК «Сокол», десантные КВП амфибийного типа «Зубр», десантно-штурмовые КВП. На предприятии строили пассажирские суда на подводных крыльях «Ракета», в том числе на экспорт, и СПК «Восход» для моря и для рек. К 2014 году завод работал на старом оборудовании, которое не модернизировалось с 1980-х. После присоединения полуострова к России предприятие стало федеральной собственностью, а спустя два года началась модернизация его производственных мощностей, которая продолжается до сих пор. В декабре 2019 года завод акционировали, полный пакет акций получила госкорпорация «Ростех». Затем она передала его в управление концерну «Калашников». Теперь завод ждет продажа – он уже включен в прогнозный план приватизации федерального имущества в 2020–2022 годах. Сегодня на «Море» строят в основном суда на подводных крыльях и на воздушной подушке. Заточены мощности и под строительство прогулочных яхт и катеров с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов. Завод в своей специализации является самым крупным предприятием в России. Здесь также есть собственное проектно-конструкторское бюро. В январе этого года предприятие по договору с судостроительным заводом «Вымпел» начало строительство двух скоростных судов на подводных крыльях для пассажирских перевозок «Комета-120М», завершить которое планируют к сезону 2021 года. Керченский судостроительный завод «Залив»: выручает Минобороны Завод в Керчи, являющийся градообразующим предприятием и одним из крупнейших судостроительных предприятий в Восточной Европе, основан в 1938 году. Здесь строили сухогрузные баржи, рыболовецкие боты, а с 1960-х годов – нефтеналивные суда, в том числе советские супертанкеры из шести паротурбоходов и крупнотоннажный танкер «Победа». Впервые в мире в Керчи было заложено ледокольно-транспортное судно с атомной энергетической установкой – лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Завод известен и как строитель военных фрегатов. Но в 1990-х светлый путь предприятия прервался – заказы сокращались, убытки росли, более 90 % рабочих было уволено, остальным зарплату выплачивали с перебоями. О танкерах пришлось забыть – в Керчи 20 лет производили в основном корпуса гражданских судов без оборудования, которые шли на экспорт, в основном в Норвегию и Нидерланды. Украинский олигарх Константин Жеваго приобрел завод в нулевые. К 2014 году предприятие находилось в состоянии кризиса, оборудование было устаревшим и требовало модернизации. Для этого российские власти привлекли инвестиции в 1,2 млрд рублей. Реконструировали блок корпусных цехов № 1, элетромонтажный цех и станцию по производству кислорода и жидкого азота. Первые заказы предприятие получило уже в сентябре 2014 года – были заложены два универсальных 145-метровых морских танкера для ВМФ России дедвейтом 12 тысяч тонн каждый, а также два пассажирских судна «Симферополь» и «Керчь» проекта СПМ-150. Построенное здесь многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07 «Спасатель Ильин» уже спущено на воду, закончена постройка и двух патрульных кораблей проекта 22160. Сегодня здесь строятся три малых ракетных корабля проекта 22800, а также пять малых гидрографических судов проекта 19910 «Амур». Серьезный заказ от Минобороны на строительство военных кораблей позволит предприятию иметь хорошую загрузку. Фото: страницаСевастопольский морской завод ВКонтакте; инфографика ФедералПресс.

«Трудности нас не останавливают». Судостроение Крыма возрождается вопреки санкциям и бюрократии
© РИА "ФедералПресс"