Золотые билеты: Почему в Магадан летать дороже, чем в Париж

Мир24 21 февраля 2020
Региональное авиасообщение в  выходит на новый уровень. В 2019 году Правительство субсидировало более 260 маршрутов. Недавно появилось прямое авиасообщение между столицами и Тывы. На автобусе из  в  ехать 7 часов, на самолете — 1,5 часа. Рейсы выполняются 3 раза в неделю, легкомоторный Л-410 берет на борт 19 пассажиров. Стоимость билета в одну сторону около 1 тысячи рублей. открыло рейс Санкт-Петербург-Череповец-Екатеринбург. Каждый вторник в небо поднимается 50-местный самолет Bombardier. Пока рейсы загружены в среднем на 65%, но пассажиропоток неуклонно растёт. К лету 2020 года авиапредприятие планирует открыть дополнительные маршруты.
В России втрое увеличился пассажиропоток на субсидируемых региональных авиарейсах. Объем перевозок за 1-е полугодие 2019 года — 985,6 тысяч пассажиров. : бюджетное финансирование региональных перевозок выросло более чем в 2 раза. В 2020 году субсидирование увеличилось до 8,3 млрд рублей. Более 20 авиаперевозчиков получили субсидии. Для развития внутреннего авиасообщения нужно дотировать рейсы в пределах одного региона. Регулярных авиарейсов остро не хватает ряду районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Только субсидии позволят перевозчикам избежать убытков после их открытия.
О проблемах развития региональной авиации рассказал генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.
: Во времена СССР, например, из Воронежа можно было напрямую улететь в 65 городов страны и 31 населённый пункт местного значения. Самолётами многие пользовались, как автобусами. Почему же сегодня во многие города России можно летать только через ? И почему перелеты в некоторые российские регионы стоят гораздо дороже, чем за границу? Например, из  в , насколько мне известно, дешевле, чем за 15000, трудно улететь?
Виктор Горбачев: Во-первых, на чем летать. Если мы сравниваем с СССР, на региональных маршрутах сегодня не на чем летать, пока у нас нет этих машин. В Советском Союзе у нас были на региональных перевозках и АН-24, и ЯК-40, ЯК-42, ТУ-134. На сегодняшний момент ничего нет, только зарубежное производство. Это все-таки дорогие машины. Во-вторых, почему через Москву? Да потому что выгодно авиакомпаниям через Москву везти. Или перевезти из Новосибирска в Саратов напрямую — это одна ставка, или лететь из Новосибирска в Москву, а потом на этой же машине, этой же авиакомпанией опять полететьв Саратов. Ты взял два тарифа. И количество людей получилось больше.
Алексей Мельников: В советские времена региональное авиасообщение тоже субсидировали? Или из-за большого пассажиропотока оно было коммерчески выгодным?
Виктор Горбачев: В Советском Союзе авиационные перевозки были прибыльными. Там же собирались деньги все в одну корзину. То, что работал , работали аэропорты — все собиралось в единую систему. Из этих денег покупался подвижной состав, техника, оборудование, наземное все. И строительство велось на эти деньги. Теперь это разные деньги. Теперь авиакомпании сами по себе, аэропорты сами по себе, закупка техники и оборудования — все сами за себя.
Алексей Мельников: Без субсидирования коммерческие перевозки — невыгодное занятие?
Виктор Горбачев: Можно субсидировать, но на чем летать? И второе — сколько можно субсидировать? Будут летать машины вместимостью 150-180 человек, они будут перевозить на внутренних перевозках по 20-30 человек? Нет же таких машин. Он будет возить воздух?
Алексей Мельников: Есть рейсы, которые субсидируются. Благодаря субсидированию из Читы в Улан-Удэ можно улететь за пару тысяч рублей. Есть же самолетнашего производства, он летает из Абакана или в Абакан, Л-410.
Виктор Горбачев: У него до 20 пассажиров. Но, во-первых, это не очень удобная машина. У него нет туалета. Такой же, как АН-2.
Алексей Мельников: Если лететь час-полтора, то…
Виктор Горбачев: Это хорошо молодому час-полтора, но летают же и пожилого возраста люди. Но это не наша машина, мы ее берем и по лицензии делаем. Это хорошо, мы сейчас с чехами хорошо живем, а если завтра у нас будут трудности. Скажут, ну-ка отдавайте. Сколько мы сейчас делаем автомобилей? Hyundai, Merсedes … А они говорят, нам невыгодно выпускать в России. И закрыли производство.
Алексей Мельников: Я о другом. Есть рейсы, которые субсидируются, есть рейсы, на которых межу регионами можно улететь за 1000-2000 рублей. Есть принцип, по которому выделяются субсидии?
Виктор Горбачев: Принцип такой: кто погорластей, тот и выбивает себе эти деньги. В основном, идет субсидирование полетов из Сибири и Дальнего Востока. А средние регионы, до Урала, на них большого внимания не обращают. В конце концов, могут сесть на паровоз и приехать.
Алексей Мельников: Немного цифр. В 2019 году государство субсидировало более 260 маршрутов. Сумма субсидий в 2020 году была доведена до 8 миллиардов 300 миллионов рублей. Это большие деньги. В каких регионах, на ваш взгляд, они позволили полностью снять проблему. А где она по-прежнему стоит остро?
Виктор Горбачев: Я бы не сказал, что окончательно решена эта проблема. Там как острота-то снимается? Там тоже полеты обусловлены. Возраст 15-16 лет они компенсируют, с 50-60 лет и старше компенсируют. А основной возраст, когда люди могут передвигаться, это не компенсируются. Льготные категории людей. Не все могут прийти и взять билет. Потом субсидирование — это не то, что прилетел, а тебе деньги вернули. Это накапливается, и деньги могут вернуться и через полгода, а сейчас как-то нужно жить авиакомпании.
Алексей Мельников: Чтобы восстановить региональное сообщение, что нужно делать? Про самолеты я понял, что нужно выпускать свои малого и среднего радиуса. Дальше аэропорты восстанавливать?
Виктор Горбачев: Нужно решать проблему с аэропортами. У нас еще большое количество аэропортов, которые имеют грунтовые взлетно-посадочные полосы. С этим нужно решать, нужно решать и с аэровокзальными комплексами, с техническими вопросами решать. Не везде ты еще можешь обслужиться.
Алексей Мельников: Как вы считаете, можно сделать региональные перевозки прибыльными?
Виктор Горбачев: В принципе, можно. Но, мне кажется, можно попробовать и другие методы, не только субсидирование авиакомпаний.
Комментарии
Другое , Алексей Мельников , Росавиация , Аэрофлот , Северсталь , Абакан , Кызыл , Магадан , Москва , Новосибирск , Республика Хакасия
Читайте также
Бузова и Манукян готовятся к свадьбе
2
«Я дико доволен»: Соколовский оплатил маме пластику
Последние новости
Телевидение Узбекистана начало транслировать школьные уроки на трех языках
Диетолог посоветовала в режиме самоизоляции следить за питанием
Жээнбеков назвал эффективными меры против коронавируса