Алексей Варламов: «Писатель существо одинокое, ему никто помочь не может» 

Алексей Варламов: «Писатель существо одинокое, ему никто помочь не может»
Фото: Ревизор.ru
 — постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей». В этой серии у него уже вышли книги о , , , , , , . С «Ревизором.ru» глава Литературного института поделился своим мнением о том, почему писатель — существо одинокое, все ли так плохо в современной литературе и жизни, как кажется, родятся ли новые авторы, подобные классикам. А главное — о том, кто и как все-таки может помочь писателю. Книги Алексея Варламова. Фото: excluzive.net Алексей Николаевич, вы в книжные магазины ходите?
Не очень часто, но хожу.
Там сейчас обилие товаров — но есть ли среди них что-то хорошее?
Много разных книг — и хороших, и не очень, по-всякому.
Почему сейчас книжек просто шквал, но принято сетовать на то, что их никто не читает?
Потребность читать оказалось легче истребить, чем потребность писать. Желание высказываться — неиссякаемо. А желание слушать — нет.
А сколько сегодня писателей — больше или меньше, чем книг? У вас, например, в институте есть специальное «писательское» подразделение?
У всех наших выпускников одна специальность: «литературный работник». Из профильных направлений есть ещё художественный перевод. В принципе наши студенты попадают на разные творческие семинары, но специальность у них одна: литература.
Видите ли вы различия между той молодёжью, которая приходит учиться сейчас и училась раньше? Например, во ВГИК приходят сущие дети, у которых нет за плечами солидного творческого багажа — то есть, по сути, еще далеко не творцы. Понятно, что каким-то азам творческом вузе и учат: литераторам можно преподать начатки мастерства, стилистики, все, что связано с языком. Но талант либо дан, либо не дан, и можно ли научить быть писателем?
У нас та же самая проблема, мне кажется, это общая проблема творческих вузов. Думаю, что мало кто с детства решает стать писателем, да и потом не все, кто у нас учатся, писателями станут. Кто-то просто проведет здесь пять прекрасных лет — но эти годы все равно важны для становления, развития, и не надо думать, что государственные средства будут использованы напрасно. А вообще писатель существо одинокое, ему никто помочь не может, но Литинститут помогает научиться писать тем, кто имеет к этому склонность. Это не единственный путь в литературу, но это хороший путь. Литературный институт им. А. М. Горького. Фото: tbib.ru.
На ваш взгляд, Литинститут имени Горького — это полезное обучение?
Наши студенты — счастливые люди, потому что пять лет находятся среди себе подобных. А ещё более повезло тем, кто живёт в общежитии. Несмотря на все бытовые неудобства, на тараканов, не очень чистые кухни (хотя у нас там скоро планируется ремонт, и я надеюсь, что условия улучшатся). Но в любом случае возможность такого общения в молодости очень важна. И дружбы, истории любви, романы, которые здесь пишутся и завязываются, вся студенческая жизнь, которую человек может использовать в литературе, как свой личный опыт — это прекрасно. Литинститут — своего рода батарея, аккумулятор, которая даёт питание на всю жизнь.
ГИТИС ещё называли «аэродромом для взлёта»…
Можно называть как угодно. Но подводя итог: если у тебя что-то не получилось, вини самого себя, а если получилось, благодари институт.
А с чем студенты приходят учиться? Какой у них уровень начитанности?
У всех по-разному, но, скорее, более низкий, чем высокий. Это особенно видно на творческом собеседовании. Поэтому мы стараемся, чтобы те, кто к нам поступили, много читали.
Это важно для широкого развития творческой личности. Как в Литинституте строится обучение? Есть ли мастерские, руководители курса, как у актеров?
У нас понятия руководителя курса нет, но есть творческие мастерские. По истории литературы, по русскому языку и другим предметам студенты занимаются потоками. А в творческий день расходятся по семинарам. Каждый мастер занимается со студентами, как считает нужным, тут ограничений нет.
А с элементарной грамотностью как обстоят дела?
К сожалению, многие пишут не очень грамотно, с ошибками, и исправить это — одна из задач нашего обучения. Знаменитая «общага Литинститута». Фото: rewizor.ru Как вы думаете, после всех реформ образования насколько высок уровень интеллекта нашего народа?
Всегда очень трудно и отчасти бессмысленно говорить про средний уровень, но я не согласен с обобщением, что россияне поглупели и одичали.
Нет ли у Вас ощущения, что современную литературу тяжело читать, особенно тем, кто привык к классике, , Горькому?..
Я думаю, это индивидуально, тем более, что современная литература очень разнообразна. В этой сфере так же трудно выражать «среднее арифметическое», тут скорее надо говорить про индивидуальность. У каждого автора свой язык, и встреча писателя и читателя по-разному происходит. Может быть, вы ещё не нашли своего писателя. Но я бы не выносил обвинительный приговор всей современной литературе. Может, вам просто до сих пор не везло.
Вы заним