В мире
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Ученые рассказали о пользе микротрещин для "Моны Лизы"

Команда химиков из Европы и выяснили, что трещины на картинах, так называемые кракелюры, не вредны, но полезны для старинных шедевров. Кажущиеся парадоксальными выводы ученых опубликованы в журнале Heritage Science.
Ученые рассказали о пользе микротрещин для "Моны Лизы"
Фото: Ревизор.ruРевизор.ru
Согласно этой статье, многие картины итальянских мастеров эпохи Возрождения дожили до наших дней, даже хранясь не в музеях, благодаря не чему иному, как кракелюрам. В пример ученые привели "Мону Лизу". Авторы исследования надеются поставить химию, физику и другие естественные науки на службу искусствоведению, так как они позволяют увидеть внутри артефактов скрытые смыслы. Также они считают свое открытие полезным для музейщиков: это знание поможет создать более дешевые системы климат-контроля в старых зданиях галерей.
По словам Лукаша Браташа из Института катализа и химии поверхностей в польском Кракове, панельная живопись, покрытая кракелюром, остается стабильной, даже пребывая в неидеальных условиях.
В статье описано, что британские археологи получили фотографии монет из запечатанной коробки времен Древнего Рима, не открывая ее, а также прочитали папирусы из Помпей с помощью средств физики. Таким же образом были найдены тайные портреты под картинами Рембрандта и и раскрыты секреты химического состава красок британских живописцев XIX века.
Эти же методы позволяют устанавливать возраст и подлинность картин. Фальшивками оказались древнеегипетские "Медумские гуси" и даже часть свитков Мертвого моря.
Браташ и его коллеги совершили еще одно открытие, изучая происхождение кракелюр на картинах по дереву (как известно, так любили писать , , Сандро Ботичелли). Великая "Джоконда" тоже написана на панели, а не на ткани.
Ученые считают, что панели покрываются кракелюром в силу изменений в температуре и влажности, которые заставляют расширяться и сжиматься их самый нижний слой. Прослойка-грунт состоит из различных типов белил, крахмала, желатина и других животных белков и жиров. Именно они не дают последующим слоям красок впитываться в древесину и придают полотну однородность. Ранее считалось, что образование кракелюр гибельно для картин, и в крупнейших музеях мира старались поддерживать постоянный уровень температуры в 21 градус Цельсия и влажности в 45-55 процентов.
Группа химиков из Польши, США и Франции проследили за формированием кракелюра в двух дощечках, покрытых слоем грунта и помещаемых в разные комбинации температуры и влажности. Через две недели ученые проанализировали структуру панелей. Вопреки опасениям, скорость рождения трещин замедлилась: кракелюр уменьшал механическое напряжение внутри полотна. Так и был сделан вывод, что мелкие дефекты не разрушают "Мону Лизу" и другие картины, а защищают их. Процесс нарастания напряжения внутри грунта идет до тех пор, пока дистанция между трещинами не снижается до отметки, когда кракелюр перестает формироваться.