Войти в почту

«Это наш Бундесрат». Зачем России нужен Государственный совет

Из одного совета в другой Для того чтобы разобраться в политической природе Государственного совета, придется окунуться в новейшую историю, а именно в девяностые. Тогда российская политическая система переживала период активных преобразований. В частности, несколько раз менялась парадигма формирования верхней палаты парламента – Совета Федерации. Первый период формирования (1994-1996 гг.) предполагал выборы по двухмандатным округам. Члены СФ (или сенаторы) избирались путем голосования в субъектах России. Второй период формирования (1996-2001 гг.) был связан с тем, что членами верхней палаты парламента становились главы региональной исполнительной и законодательной ветвей власти. Как рассказал «ФедералПресс» политолог Дмитрий Журавлев, в те годы законодательный орган был чем-то похож на немецкий Бундесрат, который состоит из членов правительств земель Германии. И все же было одно «но»: политический вес «нашего Бундесрата» оказался куда выше той же нижней палаты парламента. «Я помню, что сенаторы того созыва у себя собирали депутатов от своего региона и говорили, как голосовать», – вспоминает Журавлев. Верхняя палата парламента оказалась слишком могущественной и могла серьезно влиять на решения президента. Это послужило одной из причин появления новых правил – в 2001 году вновь поменялся принцип формирования Совета Федерации. Теперь его членами стали назначаемые представители. Губернаторский же корпус начинает собираться несколько раз в год в формате Государственного совета – совещательного органа, который не обладает властными полномочиями, а значит, имеет меньший политический вес. По словам политолога Петра Кирьяна, это изначально Госсовет был площадкой, в рамках которой проблемы обговаривались «со всех сторон». «Он был органом по обсуждению стратегических вопросов и выработке неких единых подходов. Этим он начинался и этим он, собственно, заканчивался», – отметил Кирьян. В таком вида Госсовет существовал до момента первой трансформации. Она произошла во второй половине 2000-х. «Правительство тогда аккуратно подступало к идее так называемых целевых программ, которые также проговаривались не в цифрах, а в концептах, – напомнил эксперт. – Участвовали губернаторы, правительство, президент. Они вместе обсуждали, что им делать по этим ФЦП». В 2012 году появляются новые национальные проекты. Госсовет начал разворачиваться не только как орган для выработки стратегических решений. Он активно используется как прикладной инструмент. «Грубо говоря, если обсуждается какая-то тема, формируется рабочая группа, она вырабатывает подходы, список проблем, список возможных решений и рекомендаций. На президиуме уже вырабатываются конкретные решения или рекомендация, как это решение получить», – рассказал Кирьян. По сути, Госсовет превратился в площадку, где представители всех ветвей власти встречаются и обсуждают насущные проблемы. Но это пока еще все равно прообраз, существовавший до «крымской перезагрузки». «Перезагрузка» Госсовета Настоящая «перезагрузка» ждала Государственный совет в 2018 году. Новый формат работы запущен в Крыму. Тема для обсуждения была выбрана на тот момент самая актуальная – Указ президента №204 («майский указ»). Главы субъектов собрались на полуострове за два до заседания президиума и без средств массовой информации откровенно обсудили все вопросы, проблемы и пути их решения. Дискуссии губернаторы сначала провели между собой, а уже затем – с членами правительства. Все мероприятия проходили в формате мозговых штурмов и форсайт-сессий. Корпоративные новшества эксперты связывают с приходом в Администрацию президента Сергея Кириенко. «Заметно, что при Кириенко начали внедряться элементы корпоративной культуры в политику, – напомнил «ФедералПресс» политолог Дмитрий Фетисов. Тем не менее, сам политолог считает, что корпоративные методы не работают в политике: «Это совершенно разные отрасли». Итогом «крымского президиума» стало разделение Госсовета по 16 направлениям социально-экономического развития. Были созданы рабочие группы губернаторов. Именно такой подход к решению задач выработали сами главы субъектов во время «мозговых штурмов». Так, в 2019 году мероприятия с участием Владимира Путина провели рабочие группы «Строительство, ЖКХ и городская среда» (возглавляет президент Татарстана Рустам Минниханов), «Транспорт» (возглавляет глава республики Бурятия Алексей Цыденов), «Здравоохранение» (возглавляет губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский), «Туризм, физическая культура и спорт» (возглавляет губернатор Приморья Олег Кожемяко) и «Сельское хозяйство» (возглавляет губернатор Алтайского края Виктор Томенко). В этом же году у Госсовета появился еще один орган – консультативная комиссия, где руководители рабочих групп проводят дискуссии с правительством. «Года 3-4 назад у Госсовета появился аппарат. А года два назад он расширился. Если раньше это был департамент (от 3 до 12 человек), то сейчас это – управление», – констатирует политолог Дмитрий Журавлев. Госсовет расправит плечи? Со временем Госсовет превратился из «суммы губернаторов» в серьезный механизм по выработке решений. «Запрошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность, – заявил в ходе Послания Федеральному Собранию Владимир Путин. – Его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее икачественное рассмотрение наиболее значимых для граждан истраны вопросов. Считаю целесообразным закрепить вКонституции России соответствующий статус ироль Государственного совета». Но пока, несмотря на все успехи Госсовета, будущая конфигурация этого, без сомнения влиятельной органа, пока не вполне ясная. Как рассказывают члены рабочей группы по изменению Конституции РФ, в основном законе страны появится ссылка на регламентирующие деятельность нового органа власти нормативно-правовые акты. «Если он будет вписан в систему власти, он начнёт конкурировать как с институтом президентства, так и с парламентом, и правительством. Фактически ГС может стать аналогом советского ЦК КПСС. А это несёт риски внутриполитической конкуренции между избранной частью власти и назначаемым ГС», – считает политолог Илья Гращенков. Возникает и другая проблема, позволяющая проводить аналогию Госсовета с КПСС: новый орган не сможет действовать на постоянной основе, поскольку большая часть членов ГС –это руководители субъектов, которым необходимо выполнять задачи на местах. «Поэтому Госсовет будет собираться несколько раз в год, принимать решения, а потом аппарат Госсовета под руководством его председателя будет следить за выполнением и жестко наказывать за невыполнение», – говорит Дмитрий Журавлев. Непонятным остается и формат назначения председателя Госсовета на должность. На данный момент этот орган возглавляет президент РФ. В случае с появлением федерального закона все может измениться. Собеседники издания приводят несколько сценариев – председатель будет избираться Госсоветом из своего состава или назначаться президентом. Кроме того, официальное закрепление ГС в качестве органа власти даст эффект для глав субъектов. «Мы приходим к модели, когда вхождение того или иного губернатора в Госсовет будет сильно повышать его лоббистский потенциал», – считает политолог Дмитрий Фетисов. Пока эксперты склонны рассуждать о том, что грядущие изменения, связанные с Государственным советом – это часть транзита политической системы по так называемому «казахстанскому сценарию», когда фактически во главе государства находятся два человека – президент и председатель могущественного органа власти. Это позволило бы Владимиру Путину сохранить в политической системе страны ведущие позиции.Фото: kremlin.ru

«Это наш Бундесрат». Зачем России нужен Государственный совет
© РИА "ФедералПресс"