Войти в почту

Стивидоры заплатят за пыль

Разговоры о том, что в перечне загрязняющих веществ появится новая позиция – пыль каменного угля, велись с мая прошлого года. Правда, прежнее правительство не торопилось реагировать на заявления Минприроды РФ. Изменения в действующее законодательство назрели не просто так. Дело в том, что пыль, которая поднимается при перевалке угля открытым путем, крайне вредна для всего живого (и даже не живого). По словам экспертов, она относится к третьему классу опасности. При вдыхании угольная пыль вызывает заболевания легких у людей, а ее оседание на морском дне ведет к гибели водных обитателей. Поэтому согласно нормам вокруг портов должны быть санитарно-защитные зоны длиной до 500 м. В этих зонах не должны находиться жилые дома, детсады, школы и т.д. Между тем, действующие санитарные нормы не очень волнуют руководителей морских перевалочных пунктов. Одним из первых свою работу приостановил «Порт Восточные ворота – Приморский завод». О том, как этот стивидор отравляет жизнь местным жителям, стало известно еще в 2017 году. Тогда на прямой линии с Владимиром Путиным люди пожаловались на ужасную экологию из-за угольной пыли. Но до прошлого года ситуация не менялась. Только в начале 2019 года предприятие решили проверить глава Приморского края Олег Кожемяко и заместитель генпрокурора России Игорь Ткачев. Завод обвинили в несоблюдении экологических норм и выбросе сточных вод в акваторию Японского моря без очистки. После громкого скандала Кожемяко предписал всем стивидорам предоставить проекты и дорожные карты по переходу на закрытую перевалку. Руководство предприятия «Порт Восточные ворота – Приморский завод» с предоставлением документации не спешило. И в декабре 2019 года находкинский транспортный прокурор добился в суде предписания о приостановке его работы. Сейчас, чтобы снова запустить порт, компании необходимо построить подпорные стенки, согласовать свою деятельность в водоохранной зоне с Росрыболовством и разработать нормативны допустимых выбросов. Следующий, кого может коснуться новый закон, стивидор-рецидивист – приморский завод «Порт «Вера». Последняя громкая проверка в отношении компании прошла в декабре 2019 года. Работу угольного терминала проверили прокуратура, РПН и Роспотребнадзор. Тогда предприятие уличили в открытой перевалке угля, из-за которой над окрестностями завода образовалось огромное черное облако. Проверка также показала, что вопреки многочисленным обещаниям никаких защитных мер в бухте так и не появилось, а деятельность осуществляется не по документации, прошедшей ГЭЭ. На предприятие был наложен штраф за нарушение экологических норм. Вот только ситуацию это не изменило. Несмотря на заявления о строительстве закрытых сооружений и закупку защитных экранов терминал в бухте Беззащитной так и работает без применения пылезащитных технологий, а перевалка угля осуществляется в «естественных» условиях — угольные кучи навалены прямо на необорудованном берегу. Это лишь некоторые случаи нарушения экологических норм во время открытой перевалки угля из десятков. На сегодняшний момент в морской реестр России включены 67 портов. Их общий грузовой оборот в 2016 году составил 721,9 млн. тонн. 18% от всех грузов – уголь. И далеко не в каждом пункте перевалки соблюдаются все экологические нормы. Теперь каждый нарушитель будет обязан оплатить штраф за загрязнение окружающей среды угольной пылью в размере 61 рубль за тонну. Для других же загрязнителей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду уже подскочили на 8%. Так что поправки в действующее законодательство могут сильно ударить по кошельку стивидоров. Правда, лишь при условии проведения качественных проверок со стороны надзорных органов.