Войти в почту

Охота: отдых, спорт, кураж, бизнес

«Охота — это совсем не только убивать зверей и птиц. Охота — целыми днями, выбиваясь из сил, бродить с ружьем по лесам и болотам», — писал Виталий Бианки. СЕО и сооснователь первого маркетплейса для охотников и гидов Yager Даниил Михалевич с этим утверждением согласен — сам он по животным не стреляет, разве что по картонным. Но это не помешало ему полюбить охоту, начать разбираться в оружии, интересоваться состоянием охотничьих угодий, квалификацией егерей и создать мобильное приложение для охотников. Как развивается индустрия в условиях поголовной моды на веганство и отказ от натурального меха, трудно ли найти азартного инвестора и каким должен быть сервис для охотников в XIX веке? Прощайте, банки. Здравствуй, лес! Даниил Михалевич, выпускник факультета государственного управления МГУ, работал в банковской сфере. Успешно и много. Но однажды вместо того, чтобы бороться за очередное повышение, он… подал заявление об уходе. «Хотелось перестать тратить свое время и потенциал, наслаждаясь комфортом, который дает банковская карьера, и заняться своими проектами», — говорит Даниил. Идея создать маркетплейс для охотников возникла случайно, после разговора с другом — охотником и любителем природы, который жаловался на то, что организовать качественную охоту бывает нелегко, мобильных приложений для охотников не существует, а цены на специализированных сайтах часто завышены. За три месяца Даниил на собственные средства разработал прототип будущего приложения, а затем занялся поисками инвестора — разработка хорошего маркетплейса требует существенных вложений и не обходится меньше чем в $100 тысяч. «На этом этапе мой день, как, наверное, у многих стартаперов, начинался с обзвона друзей, знакомых, знакомых знакомых и промежуточных встреч — поиск прямого, релевантного, заинтересованного инвестора — дело небыстрое. Особенно когда ищешь не просто деньги, а smart money. Но с первого же питча я понял, что интерес к проекту большой — аналогов подобных сервисов на российском и западном рынке не было и нет. В итоге партнером проекта стал Тульский оружейный завод. Наши цели, по сути, схожи — мы хотим поднять рынок охоты, а они — рынок гражданского оружия». Техническую разработку передали команде программистов из Львова. Запустившись в октябре, уже сейчас сервис насчитывает более 18 тысяч активных пользователей. Амбиции у стартапа есть — к концу года планируется не только нарастить аудиторию, но и выйти на европейский рынок. Правда, трудностей тоже хватает. Дело пестрых: забронировать рябчика Казалось бы, сайтов для охотников достаточно. Чего только ни предлагает рынок! И дорогущие африканские сафари, и экстремальные охоты на туров в горах Осетии, и добычу дичи с помощью собак, и засады на зверя в шалашах… «Сайтов отдельных охотхозяйств и аутфитерских контор действительно много, но вот безопасной площадки для охотников и организаторов охот пока не было, тут мы первопроходцы. Формат маркетплейса — это прозрачный выбор и конкурентные цены для охотника, доступ к огромной аудитории и календарь броней для гидов и, конечно, безопасность расчетов для обеих сторон. Если вы хотите забронировать отель, вы не задумываясь идете на Booking, билеты — на Aviasales, охоту — на Yager», — объясняет Даниил. Проще говоря, если вы собираетесь поохотиться, скажем, на рябчиков, то регистрируетесь и выбираете из предложений егерей оптимальное для себя (по цене, местоположению, дополнительным услугам). О прибыльности стартапа, по словам Даниила, речи пока не идет: «Сейчас наша цель — заработать не деньги, а репутацию. У стартапов в IT-сфере ключевым показателем является не прибыль, а количество активных пользователей (MAU), удержание пользователей (retention), что в долгосрочной перспективе влияет на LTV (доход с пользователя за все время пользования приложением), поэтому сейчас главные задачи — это наращивание аудитории, увеличение ее лояльности и стимулирование бронирований за счет промокодов и скидок. В планах — запустить продажу путевок для самостоятельной охоты, а также добавлять элементы соцсети для развития нетворкинга. Собираемся создать клуб молодых охотников — идти на охоту сразу после получения охотничьего билета, не зная тонкостей, рискованно и бессмысленно. Видим свою миссию в повышении качества егерских предложений и услуг — не все умеют делать хорошие предложения с качественными фотографиями, адекватными ценами, подробными описаниями, четкостью организации. Надеюсь, к концу года выйдем на самоокупаемость». СЕО и сооснователь первого маркетплейса для охотников и гидов Yager Даниил Михалевич Дорога моя забава «Дорога моя забава, но зато и веселит; об моей охоте слава по губернии звенит», — хвастался поэт Николай Некрасов. Охоту вообще принято считать увлечением дорогим, доступным немногим. На самом деле, если речь не идет о трофейной охоте, когда добыть стараются редкое или опасное животное — льва, кабана, медведя, слона, это хобби может быть вполне демократичным: средний чек составляет 8 тысяч рублей с человека (если, скажем, поехать поохотиться на мелкую дичь на выходные). Однодневная охота без ночевки обойдется в 3–5 тысяч рублей. Среди охотников, руководителей охотхозяйств и охотничьих организаций много людей в возрасте 55+. Целевая аудитория Yager чуть моложе — это мужчины от 25 до 50 лет. Конечно, попадаются среди охотников и женщины, но их мало — около 7%. Какой он, среднестатистический охотник? Суровый, немногословный, с двустволкой в руках и двухнедельной щетиной на щеках? Этот образ разбивается о трогательные советы, которые охотники дают друг другу на сайтах: «Лучшее время для охоты с пищиком — ясное морозное тихое утро. Маните всегда из темного участка леса вполголоса слабой трелькой — в светлый лес рябчик подлетать боится». Среднестатистический охотник очень любит природу и животных. Нет ли тут противоречия? Каждый охотник желает знать? «Отчего нас тянет в природу? Там под действием света и воздуха человек приходит в себя и, оглядевшись, начинает обо всем думать по-своему», — прекрасно объяснял любовь к охоте Михаил Пришвин. «Прийти в себя» бывает особенно нужно жителям мегаполиса. Неудивительно, что именно они — основные и самые активные пользователи Yager. «Недаром наш слоган — “Вырвись на охоту”. Люди вырываются из привычного им круга рабочих и домашних обязанностей, отрываются от офисных кресел, гаджетов, машин и оказываются в домике егеря, посреди дикой природы, где надо нарубить дров, развести огонь… Поездка на охоту — очень мощное средство для восстановления сил. Самое интересное — не убить, а выследить зверя. А насчет убийства и защиты природы… Защитники природы должны знать, что гораздо большую опасность представляют домашние животные, которые вытесняют диких, занимая огромные пастбища, высушивая реки и производя в десятки раз больше отходов, чем население планеты. Чем больше людей будут отказываться от мяса домашних животных вообще или в пользу дичи, самостоятельно добытой на охоте, тем больше лесов и водоемов мы сохраним и тем больше государство и охотничье хозяйство будет вкладывать средств в восстановление популяции птиц и зверей», — считает Даниил. Действительно, охотники больше всех заинтересованы в сохранении дикой природы — исчезнут дикие животные, исчезнут и охотники. Поэтому охотничьи организации стараются заботиться об увеличении численности животных. А охотоведы рассказывают, что популяции животных к процессу охоты легко приспосабливаются — увеличивается темп размножения и выживаемость молодняка. Наверное, поэтому интерес к охоте не падает. Сегодня в США охота популярнее боулинга: рынок охотничьих услуг, по приблизительным оценкам, составляет $10 млрд. В России 4 млн охотников, ежегодно выдается 2,7 млн разрешений на охоту (70% составляют разрешения для самостоятельной охоты), объем рынка — около 5 млрд рублей. И все-таки сейчас как-то не принято хвастаться трофеями — выставлять дома чучела фазанов, вешать на стену рога оленей, стелить на пол шкуры медведей, фотографироваться, поставив ногу на убитого зверя… Зато очень активно развиваются дополнительные услуги. Зачастую охотники хотят не столько добыть трофей, сколько выгулять собаку, побродить по лесу. Поэтому многие гиды сегодня предлагают провести экскурсии, пострелять по мишеням на стрельбище, попариться в бане и даже организовать няню и детскую комнату, если на охоту выезжает семья. Похоже… не каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Возможно, у охоты действительно есть будущее? Ведь, как говорил Хемингуэй: «Настоящий охотник бродит с ружьем, пока он жив и пока на земле не перевелись звери». Автор: Наталья Сысоева

Охота: отдых, спорт, кураж, бизнес
© Инвест-Форсайт