Войти в почту

Новый план России в Северном ледовитом океане: суда будут ходить через Арктику, как трамваи (Berlingske, Дания)

Благодаря гигантскому ледоколу и новому амбициозному плану трафик в морских арктических районах удвоится, говорят в Москве. Но ряд судоходных компаний отказываются в этом участвовать из экологических соображений. Для контейнеровозов этот маршрут не будет реальной альтернативой старому, говорят в компании Mærsk. Все больше грузовых судов ходят по некогда пустынным морским просторам с дрейфующими льдами и айсбергами к северу от России. Это значит, что все идет по российскому плану. Российское правительство считает, что зафиксированный в последнее время резкий рост корабельного трафика на этом арктическом маршруте — только начало. Страна намерена существенно обновить свой флот атомных ледоколов и ожидает удвоения грузопотока. Пока что тенденция ясна. За последние 12 месяцев в сопровождении российских ледоколов по арктическому морскому пути прошли 510 судов. Это на 44% больше, чем годом ранее, сообщает российская компания по строительству и обслуживанию ледоколов «Атомфлот». Российское правительство сделает все, что в его силах, чтобы развитие в этом направлении продолжилось. Маршрут к северу от России, так называемый Северный морской путь, предлагает многообещающие возможности — быстрый способ добраться из Европы в Юго-Восточную Азию. На это нацелен стратегический план, обнародованный незадолго до нового года. Морских льдов с каждым годом становится меньше Одна из целей заключается в том, чтобы за четыре года увеличить ежегодный объем перевозок более чем в два раза — с нынешних 30 миллионов до 80 миллионов тонн. Кроме того, уже с 2025 года Северный морской путь должен быть доступен для судоходства круглый год. Россия вкладывает все больше средств в развитие арктического морского пути, известного также под названием Северный морской коридор, потому что морские арктические льды постепенно отступают. Как свидетельствуют данные НАСА, с 1979 года ледяной покров в Арктике в среднем уменьшается ежегодно на 12%. В 2018 году компания Mærsk впервые в качестве эксперимента отправила контейнеровоз по арктическому маршруту. Российская стратегия подразумевает огромные вложения в ледоколы и корабли. Кроме того, будут расширяться порты и железные дороги, ведущие к новым нефтяным и газовым месторождениям на севере России. Также нефтяные проекты в Арктике пользуются миллиардными налоговыми льготами. Сможет ли российское правительство довести эти дорогостоящие проекты до конца, учитывая, что государственная казна истощается? В этом есть сомнения. Рекордный ледокол Однако в среду на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев, который скоро покинет свой пост, выделил 127 миллиардов рублей на рассчитанное на семь лет строительство крупнейшего в России ледокола. Ледокол класса «Лидер» сможет проходить во льдах в четыре метра толщиной. Его оснастят двумя атомными реакторами, и он будет вдвое тяжелее, чем ледокол класса «Арктика», спущенный на воду в декабре. Новые ледоколы позволят ходить по этому маршруту круглый год, рассказал глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша. В прошлогоднем интервью он сравнил нынешний график движения ледоколов с графиком электричек. «Но с появлением „Лидеров" мы сможем обеспечивать проход судов в режиме трамваев. Тогда уже можно будет говорить о перевозке 100 миллионов тонн и больше», — сказал он об общем объеме грузов. Пока что, однако, этот маршрут все еще в основном используется для внутренних перевозок на севере России, а транспортировка грузов из Европы в Восточную Азию составляет лишь небольшую часть общего объема. Кроме того, идея развития маршрута встретила политическое сопротивление. Экологи опасаются, что увеличение трафика скажется на хрупкой морской среде Арктики. Поэтому в прошлом году ряд крупных судоходных компаний отказались использовать этот путь. Этим летом Mærsk подтвердила, что обсуждает с «Атомфлотом» возможные транспортные проекты перевозок между российскими портами. Затем компания заверила, что пробный рейс в 2018 году стал ее единственной контейнерной перевозкой по этому маршруту. В письменном комментарии для Berlingske компания подчеркивает весомость экологических соображений. «Как уже упоминалось в связи с пробным рейсом в 2018 году, в настоящий момент мы не рассматриваем Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы уже существующим маршрутам наших контейнеровозов на направлении восток-запад. В 2019 году ни одно судно Mærsk не прошло по Северному морскому пути», — написала судоходная компания.

Новый план России в Северном ледовитом океане: суда будут ходить через Арктику, как трамваи (Berlingske, Дания)
© ИноСМИ