Войти в почту

5 эпохальных войн коммунальщиков и уличных художников

В декабре 2019 года в Санкт-Петербурге началась очередная война между сотрудниками коммунальных службы и уличным искусством. На этот раз сражения развернулись у пустого постамента, на котором когда-то стоял бюст императора Александра II. Strelka Mag рассказывает историю памятника Никому и вспоминает другие эпохальные битвы коммунальщиков с художниками. Памятник Никому на Фонтанке View this post on Instagram «Памятник Никому» Наб.Фонтанки 132 (Напротив Красноармейского моста) 59.917563, 30.302213 #lislub #streetart #streetartspb #urbanart#стриарт#стритартспб#street_art_spb#streetartglobe#russianstreetart#streetartrussia#streetarteverywhere#sprayart#stretartandgraffiti#graffiti#stansil#stansilart#artwork#mural#жкх#жкс#центральныйрайон#спб#красивыйпетербург#петербург#стикер#stickers A post shared by Lislub (@lislub) on Dec 19, 2019 at 3:13pm PST Около дома №132 на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге находится пустой постамент. Когда-то на нем стоял бюст императора Александра II, но в 1931 году его демонтировали большевики. В конце декабря художница Lislub превратила постамент в арт-объект, оставив на нем трафаретную надпись «Никто I». Коммунальщики предсказуемо не оценили такое творчество и надпись быстро исчезла. Lislub вернулась и открыла новый памятник Никому II, а после очередного хода коммунальщиков — Никому III. Все ждали, что на месте Никого III появится Никто IV, но художница изменила концепцию, и 16 января на постаменте внезапно появилась фраза «Эх, раз». Когда её закрасили, Lislub написала «Ещё раз», а 21 января — «Ещё». Каждый шаг она фиксирует в своем инстаграме. 20 января в эту войну вступила ещё одна сторона в лице поэта Андрея Мельникова. Он заявил, что ещё в 2003 году написал на этом же постаменте надпись «Человек-невидимка». Мельников подготовил целое открытое письмо, в котором хоть и оценил качество исполнения надписей «Никто», но обозначил их «крайне низкий концептуальный потенциал» и потребовал «прекратить узурпацию постамента». Подобное обвинение Lislub назвала абсурдным. URBAN-фреска и закон о стритарте Галерея Урбанфреска в переулке Радищева. Источник: commons.wikimedia.orgr Художник Олег Лукьянов — автор технологии «Urban-фреска», которая подразумевает перенос на стену изображения, напечатанного на принтере. В 2017 году он открыл нелегальную «галерею» под открытым небом в переулке Радищева рядом с генеральным консульством Финляндии в Санкт-Петербурге. Постепенно на стене здания, в котором расположено кафе «Шенген» появилось почти 30 работ, в том числе репродукции известных картин. Впервые галерею в переулке Радищева закрасили в январе 2019 года. Тогда художник частично отскоблил краску коммунальщиков, и восстановленные картины получили новый оригинальный вид — словно после реставрации. Временное уничтожение картин привлекло внимание журналистов, блогеров и горожан, а стена в переулке стала одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Летом после жалобы местного жителя власти вновь постановили уничтожить работы Лукьянова. Все попытки спасти галерею не увенчались успехом, и в октябре 2019 года стену кафе окончательно закрасили. Октябрь 2019 года. Источник: vk.com​ Лукьянов активно выступает за введение закона о стрит-арте, который бы защитил работы уличных художников. Сейчас он работает над двумя новыми проектами, которые будут согласованы с городскими властями. Кроме того, в ноябре и декабре художник легально разместил несколько старых работ в арке дома по адресу Каменноостровский проспект, 6. ZABLEVAKA Источник: pikabu​ Одно из самых известных сражений между художниками и сотрудниками коммунальных служб началось в 2018 году во время Чемпионата мира по футболу, который проходил в России. В июне неизвестный художник нарисовал около станции МЦК Ростокино пародию на талисман чемпионата — волка по кличке Забивака. На этом рисунке волк стоял под надписью Zablevaka и изрыгал на землю потоки рвоты. Сотрудники коммунальных служб оперативно закрасили граффити, но на его месте появилась свежая работа с явным социально-политическим окрасом. Теперь волк с матерной кличкой [Надоедака] насиловал телевизор, на экране которого светилась надпись «НДС 20%». Вариации на тему Заблеваки. Источник: sports.ru​ Вскоре и эта работа исчезла, но анонимный художник создавал всё и новые и новый графиити. На протяжении полутора лет у станции Ростокино появились Zaletaka, Izdevaka, Zalivaka, Vlublyaka, Vozrozhdaka, Voevaka, Vyrubaka, Zapravaka и Prosypaka. Все эти персонажи были вдохновлены актуальными инфоповодами, в том числе праздниками и новостной повесткой. Например, Zaletaka появился через 9 месяцев после завершения Чемпионата по футболу и отсылал к обвинениям в адрес девушек, которые якобы вступали в сексуальную связь с иностранными гостями мундиаля. Мы шутили, что, конфликт между уличными художниками и коммунальщиками на ставшей знаменитой станции МЦК Ростокино решится только сносом этой стены. И, видимо, дошутились - стену реально собираются сносить. Вспомнить все граффити на этой стене можно тут:https://t.co/IKH8X91C8O pic.twitter.com/EqVQDXBKza — Амир (@u1tramir) October 16, 2019 В беседе с журналистами сотрудник местного управления ГБУ «Жилищник» признался, что коммунальщикам нравится творчество неизвестного художника, но они вынуждены закрашивать новые работы по указу районной управы. Война у станции Ростокино завершилась радикально. В октябре 2019 году скандальную стену просто снесли. Стена Срача в Харькове Первое граффити на будущей стене Срача Источник: forumcv.com Иногда роль коммунальщиков, недовольных уличным искусством, играют обычные горожане. В 2016 году украинский художник Гамлет Зиньковский нарисовал на стене трансформаторной будки в одном из харьковских дворов человека, стоящего на раскрытой ладони, и оставил рядом следующую надпись: «Кажется, я нашел себя. Не потерять бы его». Местные жители скептически относились к творчеству Зиньковского и после двух лет терпения уничтожили работу. Это произошло в ночь на 5 сентября 2018 года. Зиньковский отказался восстанавливать свою работу. Спустя сутки на месте граффити появилась матерная надпись — слово из трёх букв и вопрос «Так лучше?». Её быстро закрасили коммунальщики, но с этого момента практически каждый день на стене появлялось что-то новое. Один из этапов «срача» В основном это были небрежные рисунки и надписи, в том числе «окно в серый мир», «чистые стены — иллюзия порядка», «стена срача плачет», «арт-протест». У стены периодически появлялись сотрудники правоохранительных органов, а в одну из ночей неизвестные провели перед трансформаторной будкой акцию с фаерами и баннером «Я за искусство». На некоторое время противостояние перешло в онлайн, и в интернете появились фотошопные мемы со стеной Срача. Возможно, арт-война при стене Срача была самой скоротечной в истории, хоть и жаркой: она продолжалась буквально полторы недели. К концу сентября 2018 года интерес к противостоянию пропал, и даже аккаунт wall_of_srach.kharkiv в инстаграме перестал выпускать новые посты. В 2019 году атаке подверглась ещё одна работа Зиньковского, но в этом случае вандалами стали другие художники. Подходящий оттенок серого View this post on Instagram This was one of the early dialogues I had with a graffiti removal team. Trying to find the acceptable shade of grey, Newcastle 2009. A post shared by THE MOBS (@mobstr) on Feb 21, 2019 at 3:53am PST Творчество уличного художника Mobstr из британского города Ньюкасл чуть ли не целиком посвящено взаимодействию с коммунальщиками. Закрашивая его надписи на стенах, они позволяют развивать истории, общаться с городом и создавать новые графические формы. Такие проекты развиваются по одному сценарию. Художник оставляет надпись, выполненную фирменным шрифтом, сотрудники коммунальных служб закрашивают её, Mobstr отвечает новой репликой — и так далее. Свои работы он публикует на сайте. один из рекордных проектов Mobstr’а состоит из 108 фотографий. Пожалуй, самая известная серия — «Подходящий оттенок серого». Mobstr выбрал стену с несколькими прямоугольниками, которые остались после работы коммунальщиков, и написал поверх них вопрос: «Этот оттенок серого подойдет?». Когда надпись исчезла, художник сделал новую: «Очевидно, нет. А как насчёт такого оттенка?». Потом ещё одну: «Или такого?». После того, как и этот вопрос был закрашен, Mobstr написал «Я сдаюсь». Концептуальные проекты и локальные битвы Работа художника HoodGraff. Источник: newgrodno​ Угроза закрашивания работ — одна из главных проблем, с которыми сталкиваются уличные художники. Иногда её переосмысление выводит борьбу с коммунальщиками на концептуально новый уровень. В 2013 году художник HoodGraff нарисовал в Витебске граффити с портретом рэпера Снуп Дога. Работа продержалась шесть лет, но в 2019 году её закрасили электрики. Уже в декабре на том же месте появилась новая работа: наполовину закрашенный портрет того же музыканта и два коммунальщика с кистями в руках. «Вы серьезно?» — спрашивает у них нарисованный Снуп. Работа арт-группы «Явь». Первый этап: пещерные рисунки Источник: vk.com​ Второй этап: античное искусство Третий этап: по мотивам картин Брейгеля Четвёртый этап: работы одного из основоположников искусства барокко Питера Пауля Рубенса Пятый этап: панорама Венеции по мотивам творчества Джованни Каналя Более радикально закрашивание своих работ переосмыслили московские художники из группы «Явь». Они запустили проект «Созидание и вандализм», который отражает эволюцию человеческой цивилизации с точки зрения искусства. Художники рисуют на стене сюжет и через несколько месяцев сами уничтожают его ради новой работы. Судя по паблику арт-группы, сейчас проект находится на пятом этапе. На стене дома №40 на Павловском шоссе в Санкт-Петербурге изображен вид Венеции, вдохновленный творчеством Джованни Каналя (Каналетто) . До этого на здании можно было увидеть граффити по мотивам работ Брейгеля, Рубенса, древнегреческих художников и первобытных обитателей пещер. Работа Славы ПТРК с изображенем сцены из фильма «Брат 2» Источник: Slava PTRK в Instagram Помимо продолжительных войн, которые длятся неделями и месяцами, случаются и разовые арт-битвы. В качестве примера можно привести работу Славы ПТРК около аэропорта Внуково. В 2019 году он нарисовал там финальную сцену из фильма «Брат 2». Вместо героев Данилы Багрова и Даши на стене были изображены персонажи мультсериала «Черный плащ». Коммунальщики закрасили граффити, и вскоре Слава ПТРК вернулся с фразой «Гудбай, Америка, о!» — строчкой из песни «Прощальное письмо», которая звучит на финальных титрах боевика Алексея Балабанова.

5 эпохальных войн коммунальщиков и уличных художников
© Strelka Magazine