Войти в почту

ПОЧЕМУ БУКСУЮТ НАЦПРОЕКТЫ? ВЫВОДЫ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Счетная палата России опубликовала первые промежуточные итоги мониторинга нацпроектов в 2019 году. Аудиторы представили отчет по восьми нацпроектам из тринадцати: «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Образование», «Малое и среднее предпринимательство», «Культура», «Экология», а также «Комплексный план модернизации ирасширения магистральной инфраструктуры». Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс». Безопасные и качественные автомобильные дороги Работы в 2019 году в рамках нацпроекта проводились более чем 6 900 объектах на территории 83 регионов России и 104 городских агломераций. К 1 ноября исполнение выделенных на год средств составило 86262 млн рублей или 77,6 %. В 30 регионах к началу ноября все намеченные строительные и ремонтные работы были полностью завершены. Тем не менее, по подсчетам аудиторов, к 2024 году в 21 регионе России плановое задание – довести протяженность дорог, которые соответствуют нормативным требованиям, до уровня 50,9 % не может быть выполнено. Среди потенциальных аутсайдеров названы Саратовская, Архангельская, Тверская области, Республика Марий Эл и другие. Более того, в ряде регионов доля нормативных дорог снизилась к концу 2019 года даже по отношению к базовому 2017 году. Так в Пермском края сегодня она составляет 47,9 %, в то время как на 31 декабря 2017 года протяженность нормативных дорог была 61 %. Такая же ситуация и в Хабаровском крае. Что, по мнению проверяющих, «свидетельствует о возможных неточностях в отчетных данных», а проще говоря, банальных приписках. В число лидеров, которые успешно выдерживают темпы реализации нацпроекта, вошли 26 субъектов Российской Федерации. Лучшими названы Свердловская и Тюменская области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ. По итогам мониторинга, аудиторы пришли к выводу, что к 2024 году планового показателя достигнут не все регионы, и разброс будет составлять от 24,8 % до 85,7 %. Производительность труда и поддержка занятости Специалисты счетной палаты, работая над анализом исполнения мероприятий нацпроекта, пришли к мнению, что даже выполнение всех поставленных задач и увеличение темпов роста производительности труда на базовых предприятиях несырьевых отраслей не гарантирует России вхождение в пятерку крупнейших экономик мира. В отчете, в частности было отмечено, что нацпроект не предполагает оценку эффективности работы промышленных предприятий по базовому для мировой практики показателю – количеству изготовленной продукции за единицу времени. Малое и среднее предпринимательство Несмотря на то, что за реализацию этого проекта отвечают, прежде всего, губернаторы, большая часть средств федерального бюджета – около 63%, будет распределяться через ряд российских банков с целью обеспечения льготного кредитования. Но, по сути, эта программа банками была сорвана. Российские предприниматели за десять месяцев прошедшего года получили кредитов на сумму 131,3 млрд рублей, в то время нацпроектом была поставлена задача – обеспечить малому и среднему бизнесу доступ к льготным кредитам не менее чем на 1 трлн рублей. Наука Аудиторы отметили хорошее исполнение бюджета, выделенного на реализацию нацпроекта. За десять месяцев на выполнение мероприятий было израсходовано свыше 26 млн рублей или 72,3 % предусмотренных на год средств из федеральной казны. Среди проблем было указано на отставание с привлечением внебюджетных средств для научных исследований. Проектом предполагается, что доля внебюджетных средств должна составлять в среднем 36 %, а к 2024 году достигнуть показателя не менее 50%. Тем не менее, механизмы их привлечения к настоящему времени отсутствуют, что может помешать достижению поставленных целей, среди которых, присутствие России в числе пяти ведущих стран мира по научным исследованиям и разработкам в приоритетных научно-технических областях. Вызывает опасение аудиторов и финансовое обеспечение мероприятий по созданию передовой инфраструктуры для масштабных научных прорывов. Образование Кассовое исполнение мероприятий нацпроекта«Образование»по состоянию на 1 ноября составило 73 815 млн рублей, или 68,3 % от ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью. Среди проблем отмечено отсутствие задач по сокращению неравенства между школами, а также работы направленной на сокращение дефицита преподавательских кадров. В нацпроекте отсутствуют задачи повышения эффективности работы вузов в российских регионах. Среди проблем было отмечено, что студенты с высшими балами ЕГЭ, как правило, предпочитают столичные вузы и не остаются впоследствии в регионе. Большинство региональных учебных заведений не могут предложить студентам участие в собственных научных исследованиях из-за отсутствия необходимой базы. Большая часть выделяемых из федерального бюджета средств направляется вузами на заработную плату и прочие расходы, в то время как на приобретение оборудования и капремонт учебных корпусов было израсходовано лишь 1,7 % средств. Культура Аудиторы не выявили серьезных отклонений по срокам и задачам реализации этого национального проекта. За десять месяцев прошедшего года было построено и отремонтировано 159 учреждений культуры. Были выданы гранты 20 любительским творческим объединениям. В реализации программы «Волонтеры культуры» приняли участие более 19 тысяч человек. Реализовано восемь 8 выставочных проектов. К 75-летию Победы построено 30 новых мемориалов. Организована работа трех военно-исторических лагерей и двух фестивалей детского творчества. В сфере музыкального, театрального и изобразительного искусства были реализованы все десять запланированных всероссийских и международных творческих проектов. Национальная электронная библиотека пополнилась 8 тысячами книжных памятников. Экология Мониторинг показал крайне низкий уровень освоения средств по реализации этого нацпроекта. На 1 ноября было израсходовано 15, 4 млрд рублей, или 27,1 % общего бюджета. Наибольший территориальный охват получили такие федеральные проекты, как «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Чистая вода», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Сохранение лесов». С начала прошедшего года в стране началось проведение реформы по переработке коммунальных отходов. Практически во всех регионах были проведены мероприятия по очистке от мусора прибрежной зоны водных объектов. Аудиторы отметили активную работу по восстановлению лесов и организации противопожарных мероприятий. Вместе тем, в отчете был сделан акцент на то, что даже при полном выполнении всех показателей, предусмотренных в федеральном проекте «Чистый воздух», задача по уменьшению на 20 % общего объема вредных выбросов в атмосферу в наиболее загрязненных городах, может быть не выполнена, поскольку авторы федерального проекта не включили в отчет уровень концентрации вредных веществ, которые промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу с превышением установленных нормативов. Отметим, что в условиях загрязненного воздуха проживает 56 млн человек в 143 городах России. На качество воздуха в наших городах негативно влияют процессы, связанные с изменением климата. Установившиеся метеоусловия препятствуют рассеиванию примесей и вредных веществ. Это особенно характерно для азиатской части страны. Всего в федеральный проект «Чистый воздух» включено 12 городов. Особую заботу экологов вызывает состояние атмосферы в Красноярске, Новокузнецке, Чите, Братске и Норильске, где уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий. В остальных – Магнитогорске, Челябинске, Нижнем Тагиле, Омске, Липецке, Череповце, Медногорске экологи определяют загрязнение как высокое или повышенное. В отчете также было отмечено, что совокупность результатов федерального проекта «Оздоровление Волги» является недостаточной для решения поставленной задачи по сокращению в 3 раза доли сточных вод, отводимых в реку Волгу, так как мероприятия проекта охватывают только в 16 из 29 регионов, которые оказывает влияние на экологическое состояние реки. Комплексный план модернизации ирасширения магистральной инфраструктуры За 9 месяцев прошедшего года в рамках реализации комплексного плана заключены тринадцать государственных контрактов на выполнение строительно-монтажных работ. Разработана проектная документация по двум объектам капитального строительства. Получено разрешение на строительство станции Северо-Кавказской железной дороги в рамках развития Новороссийского транспортного узла. Сформированы паспорта региональных проектов Нижегородской, Амурской, Воронежской области, республик Коми, Северная Осетия-Алания, направленных на реализацию федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста». Объем финансового обеспечения транспортной части Комплексного плана на 2019 год за счет средств федерального бюджета запланирован в сумме 327, 3 млрд рублей, за счет субъектов Российской Федерации – 58 млрд, внебюджетных источников – 399 млрд рублей. В ходе проверки аудиторы отметили, что по состоянию на 1 ноября программа выполнена всего лишь 57,3 %, что существенно ниже плановых показателей. Комментируя итоги проделанной работы, глава ведомства Алексей Кудрин заявил, что мониторинг национальных проектов – это один из приоритетов Счетной палаты. «Большинство национальных проектов были запущены с 1 января. И некоторые мероприятия в планах реализации формулировали и уточняли до середины года. Поэтому задержалось и финансирование национальных проектов, и исполнение. Проверки показали, что 100 млрд рублей из запланированного на реализацию национальных проектов не будут пущены в дело по итогам года. Но мы надеемся, что в следующем году будет более ритмичное исполнение» – отметил Кудрин.

ПОЧЕМУ БУКСУЮТ НАЦПРОЕКТЫ? ВЫВОДЫ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
© РИА "ФедералПресс"