Ещё
Прогнозы неутешительны
Прогнозы неутешительны
Общество
Захарченко решил вернуть свои миллиарды
Захарченко решил вернуть свои миллиарды
Происшествия
Скорость распространения коронавируса снизилась
Скорость распространения коронавируса снизилась
В мире
Москвич заявил на «больную» коронавирусом девушку
Москвич заявил на «больную» коронавирусом девушку
Общество

Как 15 «седовцев» покорили Арктику 

Покорение Арктики — одно из самых сложных и вместе с тем нужных исследований в истории человечества. Это кратчайший морской путь из Западной Европы в Восточную Азию и огромная площадка для самой разной экономической деятельности. Особенно это важно для , огромная территория которой вплотную прилегает к Северному Ледовитому океану.
В конце XIX века существенный вклад в знания о том, какой водный бассейн окружает Северный полюс, внес норвежец . На своем знаменитом судне «Фрам» он попытался продрейфовать от Новосибирских островов (в Благовещенском проливе, севернее современной ) до Гренландии. Он пытался доказать, что переплыть океан можно насквозь — и примкнуть к земле уже в другом полушарии. Тогда сделать этого не получилось, хотя в целом расчеты были правильными. И в течение полувека никто не старался повторить поход Нансена.
Во всяком случае до тех пор, пока за Арктику всерьез не взялись в Советском Союзе. Пароход ледокольного типа «» стал первым в новом столетии судном, попытавшимся продрейфовать по течению через самый северный океан. На это ушло больше двух лет: с 23 октября 1937 года по 13 января 1940 года. За это время 15 членов экспедиции ни разу не покинули судно и сделали одни из самых важных открытий в истории покорения Арктики. «МИР 24» — о героизме «седовцев».
Невероятная экспедиция
было всего 26 лет. Капитан дальнего плавания в его годы — это уже достаточно почетно, но еще интереснее путь, который моряк прошел от семьи обычного крестьянина из  до поступления во Владивостокский морской техникум. Что уж поделать — душа звала. В 18 лет уехать из дома на Дальний Восток, чтобы служить матросом — это вполне в духе беззаботного юношества. Но у Бадигина словно был некий дар. Он всего за полтора года освоил четырехлетнюю программу техникума, а затем переехал ближе к северу — в .
Там за четыре года парень построил карьеру от матроса на лесовозе до второго помощника капитана на ледокольном пароходе «Садко», который участвовал в арктических экспедициях. Именно это судно случайно застряло в тяжелых льдах на юго-западе моря Лаптевых. На помощь послали находившегося неподалеку «Георгия Седова», правда, и это не помогло. Суда засели во льдах вместе. «Садко» вытащили почти через год силами ледокола «Ермак», а вот на «седовцев» мощностей не хватило. Конечно, большую часть команды к тому времени эвакуировали. В том числе и капитана судна. Осталось лишь 15 человек, а командиром группы был назначен молодой Бадигин.
В результате, отчасти не по своей воле, пароход превратился в подвижную научно-исследовательскую станцию. Раз уж судно не смогли вызволить, то хотя бы постарались обеспечить команду всем необходимым на ближайшие два года и вынести из дрейфа максимум полезной научной информации. С задачей штаба команда с первых же дней справлялась великолепно.
Самоотверженный экипаж
Провести два с половиной года посреди самого холодного водоема Земли — задача нетривиальная. И для ее решения нужны были нетривиальные люди. Помимо вундеркинда Бадигина в команду входил старпом . Он, по сути, делил капитанские функции со своим коллегой, тем более что знаний и опыта у него было гораздо больше. Ефремов считался одним из лучших штурманов северного флота и грамотно умел прокладывать маршруты среди айсбергов и многовековых льдин. Во многом именно благодаря ему судно без чрезвычайных ситуаций смогло пробыть на воде более 800 дней.
За науку на борту отвечал гидрограф Виктор Буйницкий. Он все два с половиной года делал необходимые замеры ежедневно, невзирая на погоду и хандру, которая безусловно настигает любого человека, вынужденного провести 800 дней во льдах. Кроме того, помимо гидрографии Буйницкий увлекался астрономией, так что с помощью звездного неба он составил безупречно точную карту перемещений судна. На берег все эти данные удавалось передавать практически каждый день. Все благодаря радисту , который еще до этой экспедиции провел в арктических льдах 10 лет и даже получил прозвище «снайпер радиоэфира» — настолько точно он мог подобрать правильную частоту.
Нет сомнения, что и другие члены экипажа были столь же большими профессионалами и героями. Стоит вспомнить хотя бы один из эпизодов длительного дрейфа, когда из Москвы «седовцам» предложили смениться и прислать на самолете новую команду. Все 15 членов экипажа единодушно подписали просьбу оставить их на судне и позволить довести экспедицию до конца. Просьбу удовлетворили. И, конечно, по возвращении наградили их заслуженными званиями Героев Советского Союза.
Уникальные научные данные
В первую очередь уникальное достижение «седовцев» важно с научной точки зрения. Благодаря экипажу, существенно улучшились метеорологические службы СССР: в течение двух лет пароход передавал на берег ежедневные данные об изменениях в температуре, облачности, ветре, благодаря чему советские ученые гораздо точнее научились предсказывать погоду в прибрежных районах. Также на судне постоянно проводились измерения температуры воды, ее химического состава, что легло в основу современных карт теплых атлантических течений в Северном Ледовитом океане.
Помогли «седовцы» и с навигацией авиаперелетов. Большой головной болью всех навигаторов тех лет было отклонение магнитной стрелки на компасе от Северного полюса. Чем дальше на север, тем оно обычно усиливалось. Например, на Земле Франца-Иосифа отклонение достигало 25 градусов. Команда парохода сумела записать отклонения в каждой точке своего дрейфа, благодаря чему перелеты стали точнее и безопаснее.
Кроме того, экипажу удалось в очередной раз доказать давнюю теорию о том, что Земля имеет форму приплюснутой сферы. На судне проводили регулярные гравитационные замеры, которые показали, что ближе к полюсу сила притяжения становится все ощутимее. Уже сами по себе эти открытия звучат довольно серьезно. Но еще более удивительно то, что таких научных успехов экипажу удалось добиться в тяжелейших условиях. Постоянная вьюга и ледяной ветер явно мешали работе. При этом в те годы еще не было столь же хороших термостойких материалов для одежды, как сейчас. Команде приходилось буквально прозябать до костей. Ближе к Северному полюсу замерам стали серьезно мешать полярные ночи. Абсолютная тьма стояла днями, поэтому приходилось делать все расчеты при искусственном свете. Также не стоит забывать, что «Седов» вообще не был приспособлен для этой экспедиции. Во льдах он оказался по воле случая, да и на дрейф ушел лишь из-за поломки «Ермака». Но 15 героев на борту постоянно придумывали выходы из сложившейся ситуации и даже иногда собственными руками создавали необходимые приборы.
К началу 1940 года «Георгий Седов» наконец вышел к востоку от Гренландии и тем самым завершил свою героическую миссию. 13 января к судну подошел ледокол «Иосиф Сталин» и помог небольшому пароходу выйти на чистую воду. Спустя 812 дней экипаж наконец ступил на землю. За это время они прошли свыше 3300 морских миль.
Видео дня. Орбакайте сломала ногу
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео