Надежный мост в 2020: главные достижения уходящего года

Ростех 30 декабря 2019
Фото: Ростех
В уходящем году продолжил трудиться над созданием инновационных продуктов и технологий, расширять рынки присутствия и в то же время модернизировать производства и улучшать условия труда для полумиллионного штата сотрудников.
Корпорация значительно продвинулась в производстве гражданской продукции: согласно Стратегии развития ее доля продолжает расти. Среди новинок года в этой сфере — реанимационная система BONO для новорожденных, уникальный комплекс для терапии онкозаболеваний, первый суперкомпьютер на базе российских процессоров «Эльбрус», а также возрожденный бренд фототехники «Зенит». Развитие «гражданки» остается в числе приоритетных направлений и на будущий год. Ростех намерен направить на это 100 млрд рублей. Именно такую сумму планируется привлечь за счет выпуска облигаций — первого в истории Корпорации.
При этом не снижается и объем ВТС, а  в этом году представил ряд мировых премьер: новейшую РСЗО «Торнадо-С», корабельный «Панцирь-МЕ», а также новый «калашников». Про эти и другие достижения уходящего года, а также о планах на ближайшее будущее ‒ в нашем материале.
Новые технологии для экологии
В 2019 году тема охраны окружающей среды остается центральной для страны и для Ростеха. Корпорация принимает активное участие в реализации нацпроекта «Экология», и в частности, ее центральной темы — комплексной системы обращения с отходами. Согласно планам, уже к концу 2022 года процент полигонных захоронений должен сократиться с 95% до 15%. Важнейшие шаги на пути к этому — раздельный сбор отходов населением, профессиональная сортировка на специальных комплексах, а также строительство современных заводов термической переработки, которые преобразуют отходы в электричество.
В частности, всего будет построено 10 комплексов по переработке отходов (КПО). Первый такой инновационный комплекс Ростех уже сдал в эксплуатацию в октябре этого года в подмосковном Мячково. Общая стоимость проекта составила 3,5 млрд рублей. Но больше впечатляют другие цифры — 650 тыс. тонн отходов составит ежегодный объем переработки данного КПО. И половина этого мусора получит «вторую жизнь». Так, 225 млн пластиковых бутылок превратятся в новые бутылки, а 28 млн стеклянных емкостей будут перерабатываться в утеплители для труб и фасадов домов. Совсем скоро КПО в Мячково начнет работать в полную силу, что позволит закрыть огромный, площадью 22 га, полигон «Воловичи» под .
Другим важным элементом комплексной системы обращения с отходами станет строительство современных заводов термической переработки, которые преобразуют отходы в электричество. Ростех строит пять таких заводов — четыре в  и один в . В 2019 году в это было инвестировано 28 млрд рублей, в 2020 году финансирование составит 55 млрд рублей. Совокупная мощность заводов превышает 3 млн тонн отходов в год, которые благополучно превратятся в 335 мегаватт электроэнергии. Это свет в домах 2 млн жителей.
Проект по созданию новых заводов уже получил положительные заключения государственной экологической экспертизы. Но внедрение новой системы обращения с отходами, в первую очередь, требует информационной открытости — необходимо развеять мифы, связанные со строительством заводов. И первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. «РТ-Инвест» организует специальные центры информирования для всех желающих. Каким он будет, стационарным или мобильным, решат жители Московской области и . Компания сейчас проводит онлайн-опрос в своих официальных аккаунтах в социальных сетях.
Если новая система по обращению с отходами нуждается в отдельных дискуссиях, то внедрение другой экологичной технологии, которую развивает сегодня Ростех, не вызывает никаких вопросов. Это создание экологически чистого транспорта — электробусов.
Сегодня почти четверть вредных выбросов в атмосферу создает глобальный транспортный сектор. Крупнейшие города мира уже переходят на электробусы, и их количество неуклонно растет. Российская столица не отстает от мирового тренда — уже сейчас по московским дорогам можно прокатиться на электробусах, а с 2021 года столичные власти и вовсе планируют отказаться от закупок дизельных автобусов.
По техзаданию «Мосгортранса» был разработан электробус КАМАЗ-6282. Как отмечают в самой компании, это один из наиболее высокотехнологичных продуктов КАМАЗа. Напомним, что впервые электробусы «КАМАЗ» вышли на московские улицы в прошлом году. За это время камазовская инновационная техника прекрасно зарекомендовала себя, в том числе при низких температурах зимой. В 2019 году КАМАЗ успешно завершил выполнение второго контракта на поставку «Мосгортрансу» очередной партии — 100 электробусов и 38 ультрабыстрых зарядных станций. Планы по внедрению электробусов озвучили и десятки других городов России.
На страже здоровья страны
Еще четыре года назад доля импортных вакцин в России составляла порядка 70%. Сегодня уже более половины всех поставок приходится на отечественные препараты. И это благодаря успешной работе Национальной иммунобиологической компании («Нацимбио») — фармацевтического холдинга в составе Госкорпорации Ростех. Предприятия «Нацимбио» поставляют почти 90% объема вакцин Национального календаря профилактических прививок. При этом все эти препараты производятся в России по полному технологическому циклу.
В этом году «Нацимбио» поставила 65,4 млн доз вакцин от гриппа, произведенных полностью из российского сырья. Это уже известные препараты «Совигрипп», «Ультрикс» и «Флю-М», а также новинка этого года — первая российская четырехвалентная вакцина «Ультрикс Квадри», которая защищает сразу от четырех актуальных штаммов гриппа.
Среди других новинок года от «Нацимбио» — первая отечественная пятикомпонентная комбинированная вакцина для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита B и гемофильной инфекции. До недавнего времени в России сделать прививку одновременно от пяти заболеваний можно было только иностранными препаратами. Новая отечественная пентавакцина по своим характеристикам ничем не уступает зарубежным аналогам.
Вакцинация играет не последнюю роль в снижении детской смертности, которая является одним из целевых показателей нацпроекта «Здоровье». На это направлен и другой масштабный проект — создание перинатальных центров на всей территории Российской Федерации. По поручению правительства Ростех реализовал масштабную часть программы по строительству и оснащению таких современных многофункциональных комплексов, в которых оказывается поддержка беременным, родовспоможение, а также ведение женщины и ребенка после родов. Зимой прошлого года был открыт пятнадцатый перинатальный центр, а уже в октябре текущего года в клиниках, построенных Ростехом, родился 100-тысячный ребенок. «Юбилейным» малышом стала девочка, которая появилась на свет в Оренбурге.
Одним из ключевых поставщиков неонатального оборудования для новых центров стал холдинг «Швабе». Среди медицинских новинок года — реанимационная система BONO для новорожденных. Впрочем, холдинги Ростеха создают новые виды медицинского оборудования и для кардиологии, хирургии, офтальмологии, онкологии и других сфер медицины. Ростех продолжает делать медпомощь более технологичной, комфортной, а главное доступной. Один из крупнейших проектов в этой сфере — НССА, Национальная служба санитарной авиации. В этом году Ростех передал организации первые 8 медицинских вертолетов. С начала года вертолетами НССА выполнено более 1,4 тысячи вылетов, эвакуированы свыше 1,7 тысячи человек, в том числе 267 детей. В 2020-2021 гг. будет поставлено 87 вертолетов в медицинской комплектации — 54 «Ансата» и 33 Ми-8.
Авиационные премьеры года
В 2019 году Ростех объявил о том, что актуализирует Стратегию развития до 2025 года в связи с вхождением в состав Госкорпорации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Напомним, что указ о передаче 92,31% акций ОАК в капитал Ростеха был подписан в октябре 2018 года. Передача осуществляется поэтапно и должна полностью завершиться в течение полутора лет.
На данный момент актуализируется стратегия развития самой ОАК — определяются цели, задачи, продуктовая линейка, необходимые ресурсы. Кроме того, на площадке ОАК идет консолидация перспективных наработок. Например, начинает получать очертания проект перспективного пассажирского сверхзвукового самолета. В целом, предстоит еще решить ряд прорывных задач, но уже в этом году удалось представить миру несколько авиационных премьер.
И в первую очередь — это пассажирский самолет МС-21-300. Международная премьера лайнера состоялась в ходе выставки МАКС-2019. Салон самолета посетил даже Владимир Путин. Впервые состоялась и премьера за рубежом — МС-21 успешно совершил свой первый международный перелет, прилетев в Стамбул на фестиваль авиации, космоса и технологий Teknofest 2019. Машина приняла участие в летной программе, была открыта для посещения потенциальными заказчиками, что в очередной раз показало — МС-21 ждут на рынке с нетерпением. В ближайшие два десятилетия авиакомпаниям России потребуется от 800 до 1000 самолетов в этом сегменте, в мире — порядка 30 тыс. новых самолетов данного типа.
Сейчас в сборке находится пятый опытный образец МС-21-300, предназначенный для испытаний уже с новейшим российским двигателем ПД-14. Идет большая работа по сертификации лайнера в России и Европе. Первые серийные самолеты планируется выпустить в 2021 году.
Одно из громких авиационных событий года — представление широкой публике на авиасалоне МАКС-2019 отечественного истребителя пятого поколения Су-57. Впервые зрители могли насладиться не только зрелищным пилотажем, но и рассмотреть истребитель вблизи на статической экспозиции. В 2019 году началось серийное производство Су-57, заключен крупнейший контракт на производство 76 истребителей в интересах Минобороны России. Это, без сомнения, новая глава в истории российской военной авиации.
Уходящий год оказался насыщенным и на вертолетные премьеры. Легкий многоцелевой «Ансат» стал первым за 30 лет гражданским вертолетом российского производства, представленным на знаменитом авиасалоне в Ле Бурже. Новый вертолет востребован не только в России, но и за рубежом: заключены контракты на поставку 20 машин в Китай начиная с 2020 года, намечена поставка в Мексику.
В 2019 году Казанский вертолетный завод начал серийное производство среднетяжелого транспортно-пассажирского Ми-38 — единственного в мире вертолета, способного подниматься на высоту самолетов. В этом же году состоялась и мировая премьера новейшего гражданского вертолета Ми-38. В августе первая серийная машина этого типа была представлена на авиасалоне МАКС, а в ноябре состоялся зарубежный дебют: Ми-38 стал участником авиасалона Dubai Airshow.
В рамках МАКС-2019 в небо над Жуковским впервые поднялся и новейший вертолет Ка-62, выполнив свою первую летную программу. В настоящее время машина проходит программу сертификационных летных испытаний, ее серийное производство начнется в 2020 году.
Цифровые фабрики в действии
Сегодня Ростех объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Напомним, что в 2009 году в состав Госкорпорации вошли 443 организации, половина из которых находились в предкризисном или кризисном состоянии. На протяжении всех этих лет Ростех провел большую работу по развитию и модернизации производств. Благодаря этой деятельности удалось решить проблемы промышленных гигантов, таких как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «Калашников».
Так, КАМАЗ к своему полувековому юбилею, который он отметил на днях, пришел крупнейшим в России производителем тяжелых грузовых машин, который соответствует всем современным тенденциям. Это и цифровизация производства, и развитие экотранспорта, и создание беспилотников.
В мае 2019 года был запущен завод каркасов кабин — совместное предприятие КАМАЗа и мирового автостроительного лидера Daimler AG. Новое предприятие обладает одним из самых высоких уровней автоматизации в России — порядка 80%. Полная мощность завода — 55 тыс. каркасов в год. На заводе используется только российская сталь, а доля локализованных деталей постоянно растет.
В текущем году Ростех продолжил оптимизацию производств. В частности, была запущена масштабная программа модернизации одного из ведущих предприятий ОПК — Курганмашзавода (КМЗ). Напомним, что в 2018 году КМЗ, находившийся в тяжелой экономической ситуации, по решению государства был передан под управление Ростеха для стабилизации ситуации. Корпорация вложит более 1,2 млрд рублей в литейное производство знаменитого курганского завода. Кроме того, до конца 2020 года завод получит более 30 высокоточных цифровых станков с программным управлением. Это позволит КМЗ в два раза увеличить производство гражданской продукции, в частности деталей для техники высокой проходимости.
Одной из ключевых задач для Госкорпорации является цифровизация непосредственно производственных мощностей: создаются цифровые двойники цехов, внедряются технологии индустриального интернета вещей. В числе первых «фабрик будущего» в России — рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн». Здесь была освоена сквозная 3D-технология проектирования и подготовки производства деталей и узлов авиационных двигателей, а также введен в эксплуатацию уникальный суперкомпьютерный центр «Сатурн-100». А в 2019 году Госкорпорация открыла на базе «ОДК-Сатурн» крупнейший в России центр по изготовлению лопаток турбин для авиационных, морских и промышленных двигателей.
На площади 20 тыс. кв. м установлено более 180 единиц современного высокотехнологичного оборудования, которое повысит производительность труда на 60%. Уже в 2020 году предприятие ОДК удвоит объемы производства — до 280 тыс. лопаток в год. К 2024 году на его мощностях планируется выпускать около 900 тыс. единиц продукции, в том числе для зарубежных партнеров.
Кстати, лопатка турбины — один из самых наукоемких и сложных в изготовлении компонентов газотурбинных двигателей. Такую продукцию производят только шесть стран в мире. Так что изделия ОДК ориентированы не только на внутренний рынок, но имеют хороший экспортный потенциал. Уже достигнуты договоренности по долгосрочным поставкам до 2030 года с французской компанией Sаfrаn Aircraft Engines.
Главный капитал — люди
Сегодня на предприятиях Ростеха работает порядка 600 тыс. человек. Заботясь о повышении производительности труда, Корпорация большое внимание уделяет инвестициям в человеческий капитал и подготовке молодых специалистов.
Как известно, перед всем оборонно-промышленным комплексом стоит задача по диверсификации и наращиванию объемов производства гражданской продукции. Главная проблема в этом — нехватка кадров. Ростех, как один из крупнейших работодателей страны, активно сотрудничает с образовательными учреждениями. На базе крупнейших университетов и институтов созданы 258 базовых кафедр, реализующих более 400 образовательных программ. Ежегодно Госкорпорация принимает на практику более 4 тыс. студентов. Самые лучшие из них традиционно получают приглашение продолжить сотрудничество.
Сегодня, как и многие мировые крупнейшие компании, Госкорпорация начинает формировать свои кадры даже не с вуза, а уже со школьной скамьи. Для этого Ростех на протяжении многих лет традиционно поддерживает различные мероприятия для будущих инженеров: конкурс «IT-Прорыв», проект для талантливых детей «Сириус», Всероссийский форум профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ». В 2019 году форум «ПроеКТОриЯ», который прошел в Ярославле, посетили более 500 школьников. Трое из них получили от Ростеха сертификаты на целевое обучение в престижных технических вузах.
Корпорация также развивает сотрудничество с международным движением WorldSkills и стала генеральным спонсором национальных чемпионатов WorldSkills Hi-Tech. В этом году cборная Ростеха на WorldSkills Hi-Tech состояла из представителей 50 предприятий, входящих в 15 холдингов Корпорации. В основном зачете участники команды Ростеха завоевали 39 медалей.
Надо отметить, что в течение двух лет подготовкой команды Госкорпорации для участия в соревнованиях WorldSkills занимается Академия Ростеха. Всего за два с половиной года своего существования она провела более 300 образовательных мероприятий, в которых приняли участие 3000 сотрудников из 250 организаций Госкорпорации Ростех. За такие заслуги в этом году Академия Ростеха была удостоена диплома третьей степени в номинации «Корпоративный университет года» в рамках девятой ежегодной премии за достижения в области управления человеческим капиталом «Хрустальная пирамида ‒ 2019».
Комментарии
Другое , Ситуация в мире , Владимир Путин , Министерство обороны , Казанский вертолетный завод , Швабе , Курганмашзавод , Объединенная двигателестроительная корпорация , Ростех , Рособоронэкспорт , Камаз , Авиационно-космический салон МАКС , ОАК , Правительство Москвы , Автоваз , Казань , Коломна , Москва , Московская область , Республика Татарстан
Читайте также
«Я дико доволен»: Соколовский оплатил маме пластику
«Больше не могу»: Фомин разорвал контракт с Фадеевым
3
Последние новости
Александр Михеев: «Рособоронэкспорт» законтрактовал 119 вертолетов производства УУАЗ
В России с помощью криптобиокабин выданы первые загранпаспорта
Новым руководителем Концерна «Созвездие» стал Михаил Артемов