Войти в почту

Сердце «Современника»: Галина Волчек учила дарить зрителям энергию

В театре «Современник» простились с народной артисткой СССР, художественным руководителем театра Галиной Волчек, сообщает «МИР 24». «Умерла Галина Борисовна Волчек. Наш художественный руководитель, наша мама, наше сердце. Сердце этого дома и этого коллектива. Давайте минуту помолчим. И поймите нас, пожалуйста», – сказал народный артист России Сергей Гармаш. Сердце «этого дома» – именно так называла Галина Волчек «Современник» – перестало биться. Однако аплодисменты в ее честь звучать не перестанут никогда.Сердце – этого дома, а именно так называла Волчек – Современник – перестало биться. Но, аплодисменты в её честь звучать не перестанут никогда. На беседу с журналистами она пришла вовремя, минута в минуту. Разговор – больше двух часов, откровенно и без пафоса. Официальные же встречи с коллегами из других театров случаются еще реже, чем с прессой. «Я не в этой тусовке, если говорить сегодняшним языком. Вы меня никогда не увидите на вручении театральной премии или на театральном фестивале. Потому что я им не верю», – говорила народная артистка СССР. Зато в нее поверили сразу. После окончания школы-студии МХАТ Галина Волчек вместе с другими выпускниками Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Лилией Толмачевой и Евгением Евстигнеевым организовала свой театр, который потом назовут «Современник». Волчек играет в спектаклях, а позже ей предлагают сниматься и в фильмах. У нее более двух десятков ролей. В картине «Берегись автомобиля» Галина Волчек - покупательница магнитофона. Фильм вышел в 1966 году. К тому времени она уже попробовала себя в качестве режиссера в «Современнике». «Ефремов меня однажды позвал и говорит: Галь, ты не расстраивайся, это ничего не означает, но мы переводим тебя из актеров в режиссеры. И я так заплакала», – рассказывала худрук театра. И зря переживала. Каждая ее постановка собирала аншлаги. Художник Павел Каплевич делал декорации. Галина Волчек требовала от него полного растворения в работе. Ревностно относилась к проектам на стороне. «Ей нужно было, чтобы в театр ходили. Она ненавидела, когда я делал два – три спектакля. Она просто зубами скрежетала, когда я где-то что-то делал», – рассказал Каплевич. При этом всегда коллеги отмечали в ней особое сочетание силы и доброты. «Галина Борисовна совершенно не строгий человек. Это только внешнее впечатление. На самом деле она сама всего боялась», – рассказал заслуженный артист России Михаил Ефремов. «Любимая Галина Борисовна, я вас по-прежнему обожаю. Вы навеки со мной. У нас огромная трагедия, у всех нас», – подчеркнул российский рок-музыкант, композитор Гарик Сукачев. Галина Волчек вспоминала, что спектакли порой бились о преграды, прежде чем случалась премьера. 1970-е. Закончилась оттепель, ужесточилась цензура. Галина Волчек – уже худрук «Современника». Своих актеров она научила многому, но главное дарить энергию зрителям безвозмездно. «Когда репетировали «Три сестры», она мне сказала: у тебя нет энергии. Ей нужна была энергия. Она заставила меня бегать три круга вокруг театра, и когда я, запыхавшись, пришел, она сказала: говори текст в этом состоянии. Ты понял? Я ответил: да, я понял», – сказал заслуженный артист России Александр Олешко. Она всегда знала, что надо делать. При этом была способна изменить свое мнение. При Галине Волчек современник стал одним из лучших театров страны. Она не боится экспериментов. Это первый советский режиссер, прорвавший культурную блокаду между СССР и Америкой. В Хьюстоне она ставит «Эшелон», а в Сиэтле – «Крутой маршрут» и «Три сестры». Находится в театре место и для молодых режиссеров и артистов. Актрису на главную роль в спектакле «Три товарища» Галина Волчек искала долго. Никто не подходил. И вдруг на одной из передач она увидела Чулпан Хаматову и сразу же сказала: вот она, Патриция, мечта советских мальчиков из интеллигентных семей. «Это для меня до сих пор загадка, что это за чутье ее внутреннее. Это, конечно, поразительное качество – умение что-то разглядеть в том, в чем ничего разглядеть невозможно», – отметила Хаматова. «Когда я работаю с артистами, я проживаю с ними все от и до. При этом я не люблю показывать. Я показываю скорее ход, что-то приблизительное, но никогда не унижаю артистов», – говорила Волчек. В последние годы Галина Волчек практически не ходила из-за проблем с позвоночником. Однако продолжала творить. «Как многие писали, она встала, чтобы уйти. Она говорила: чтобы вы не думали, что я в плохой форме, я встану. Никто не мог представить, что через неделю ее не будет», – сказал актер театра «Современник», заслуженный артист России Александр Хованский. Теперь то, что она создавала на протяжении 30 лет, для нее будут хранить и продолжать другие. Сегодня «Современник» сыграет любимый спектакль Галины Волчек – «Три сестры».