Ещё

Госхоронение — Картины Рерихов погибают в государственном музее 

Госхоронение — Картины Рерихов погибают в государственном музее
Фото: Версия
Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.
Д. С. Лихачев
Все бравурные уверения в ответ на тревожные обращения общественников разбиваются о факты, которые невозможно игнорировать: помещение, где вывешены картины Н. К. и С. Н. Рерихов, неприспособленно, в нем, судя по всему, грубо нарушен температурно-влажностный режим, произведения висят прямо над батареями и у входной двери. Что значит подобное содержание для темперы, в технике которой и написаны живописные шедевры, очень хорошо известно специалистам-реставраторам.
Им не раз приходилось по крупицам восстанавливать утраченный красочный слой, спасая бесценные произведения. Темпера чрезвычайно чувствительна к переменам температуры и влажности. Огромные залы с высокими потолками 13 павильона ВДНХ, близость выставки к выходу на улицу, включенное отопление могут в прямом смысле убить шедевры, причем ситуация с наступлением зимы только усугубляется.
Напрашивается вывод, что чиновникам Министерства культуры не достаточно того, что они уже сделали с общественным Музеем МЦР, пытаются уничтожить сам МЦР, борются против философии Рерихов и памятников нашим великим соотечественникам, поэтому они обрекли более тысячи рериховских полотен на физическое уничтожение. Если ситуация в ближайшее время не изменится, то через несколько лет  просто утратит значительную часть богатейшей коллекции картин Рерихов.
Странно, что на это весьма «специфическое», а по сути варварское отношение Государственного музея Востока к творчеству великих мастеров обратили внимание только теперь. Ведь еще до печальных событий, которые можно назвать «захватом» и разрушением общественного музея имени Н. К. Рериха в , всем хорошо было известно, что в залах Государственного музея Востока (ГМВ) температурно-влажностный режим, фигурально выражаясь, регулируется с помощью форточки, иными словами, не регулируется совсем.
В общественном Музее имени Н. К. Рериха, где большинство произведений находилось с 1990 до 2017 года, к ним было совсем другое отношение. Идеальные условия хранения с использованием новейшего оборудования прославленных зарубежных фирм; строжайшие правила экспонирования, за соблюдением которых велся постоянный контроль: проверялись датчики влажности, для регулирования температуры использовались увлажнители. Такая система, как в Музее имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов применялась далеко не во всех крупных федеральных музеях. Сотрудники Государственного музея искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) приходили перенимать опыт у общественной организации. Специалисты, приглашенные Минкультуры для проверки состояния шедевров, не раз констатировали их хорошее состояние. Но, как видно, сохранность рериховских полотен Минкультуры абсолютно не интересует, поэтому и сломали дорогостоящее оборудование, обеспечивавшее им необходимые условия.
Обосновавшись в отобранной у МЦР усадьбе Лопухиных, сотрудники ГМВ вместо того, чтобы позаботиться о попавших им в руки культурных ценностях, по нашему мнению, с первых дней обрекли их на уничтожение. Датчики были отключены. Еще через некоторое время вода просто выливалась из дорогостоящих увлажнителей, вышедших из строя. Спрашивается: «Зачем?».
Складывается впечатление, что здесь налицо малограмотность, помноженная на равнодушие. Оно заметно проявилось и в ответах хранителя фонда Н. К. и С. Н. Рерихов ГМВ С. Д. Фролова на вопросы корреспондента новостного сюжета «Россия 1»: «Я, честно говоря, не знаю…», «Мы поставили перед службами музея задачу, что нужно воздушные потоки отвести, и вот результат…». Хранитель фонда не знает, что происходит с вверенными ему культурными ценностями и, судя по всему, не хочет знать. Поражает его, прикрытое циничной улыбкой, примитивное лукавство — дескать, во всем виноват датчик влажности, который просто разрядился, поэтому и показывает в помещении неприемлемую температуру… Впрочем его отношение не исключение… Где, например, руководитель рериховского отдела ГМВ В. А. Росов или директор А. В. Седов? Еще совсем недавно СМИ, и в том числе ВГТРК, пели дифирамбы открытию выставки картин Рерихов на ВДНХ, а представители руководства музея Востока с удовольствием позировали на камеры, рассказывая о том, какая прекрасная экспозиция, как рериховским полотнам здесь хорошо. Сейчас же смущенный хранитель неуверенно мямлит, что лучшим определением для концепции выставки будет известная русская поговорка: «Что в печи, то на стол мечи». Вспомним, как бывший директор филиала ГМВ Мкртычев Т. К. нелестно отзывался об общественном Музее, как бил себя в грудь и клялся, что профессионалы из Музея Востока создадут экспозицию, отвечающую новейшим требованиям современного экспонирования, а в результате — безобразие, от которого приходят в ужас даже обычные посетители. Полотна великих художников и мыслителей развешены без всякой концепции, многие из них, видимо, ради экономии места, просто налеплены вплотную друг к другу, так что рассмотреть каждое из них не представляется возможным. Но безусловным ноу-хау являются картины под потолком. Можно посоветовать сотрудникам ГМВ выдавать посетителям при входе крылья, ведь им время от времени придется воспарять, чтобы рассмотреть понравившиеся произведения. В этом случае отбоя от желающих полетать, точно, не будет. Одним словом, уважаемые зрители, что из «печи» вывалили, то и кушайте. Правда, все ли уместилось на этом, с позволения сказать, «столе»?
Несмотря на внушительные залы 13 павильона ВДНХ, где все стены просто увешены от пола до потолка картинами Рерихов, да еще мемориальный кабинет Н. К. Рериха, снова открытый в главном здании ГМВ, далеко не всем шедеврам, отобранным у МЦР, хватило места. По-прежнему неизвестна судьба многочисленных раритетов, а их хранилось в общественном Музее около 16 тысяч. Арестованные приставами в начале 2018 года 19 картин в рамках исполнительного производства по банкротству МЦР, остались в усадьбе Лопухиных. В одном из залов они, упакованные, вот уже почти два года стоят на полу, прислоненные к стенам. Подобное хранение в случае аварии водоснабжения может привести к утрате бесценных полотен. Естественно, о необходимом температурно-влажностном режиме никто не заботится, ведь само помещение перестало быть музейным.
В усадьбе Лопухиных сейчас располагается так называемый «Пушкинский Youth». Некогда классические залы старинного особняка, каждый из которых так гармонировал с экспозицией общественного Музея МЦР, изменились до неузнаваемости. Их архитектурные элементы потерялись, а они сами унифицировались и обезличились. Это произошло сразу после событий 2017 года, когда их выкрасили в ужасный мышиный цвет прямо поверх ярких обоев. А затем, уже в наши дни, постарались превратить в пространство производственного цеха, сдобрив его дешевой икеевской мебелью.
Сам по себе индустриальный стиль больше подходит для бывших фабрик и заводов, где сегодня и располагаются центры современного искусства, такие как «Винзавод», «Фабрика» (видимо, в память о знаменитой тусовке ) или «Флакон», но классический особняк с палатами XVII века, где все еще витает утонченный дух «золотых екатерининских времен», переделать в заводской цех — это значит изувечить и извратить саму суть его пространства. Но чего не сделаешь, чтобы выглядеть модным, современным и привлечь молодежь? А если еще устроить для них не менее популярный «коворкинг», то отбоя от желающих потусоваться не будет.
Вот и получается, что более тысячи бесценных шедевров, изгнанные из своего уютного, будто созданного для них дома, умирают под забором равнодушия государственных чиновников, ГМИИ имени А. С. Пушкина, жалуясь на нехватку помещений для собственных фондов, а обретая новые площади, заканчивает примитивным коворкингом.
Недавно в усадьбе Лопухиных побывали журналисты из Европейских информационных агентств и, почему-то не оценили современный дизайн старинных залов, сравнив пространство «Пушкинского Youth» с хостелом, только без кроватей. Неужели патриоту Мединскому за державу не обидно?
Видео дня. Над Сочи пролетело привидение
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео