Пуск «Сапсана» изменил идеологию пассажирского железнодорожного сообщения

Российская Газета 20 декабря 2019
Фото: Российская Газета
Дмитрий Владимирович, на сети много хороших поездов: «Россия», «Нижегородец», «Красная стрела». Почему только «Сапсан» удостоился чести получить именной день?
: Хороших поездов много, а «Сапсан» — один. Других поездов, идущих со скоростью 200 километров в час и выше, пока нет. Поэтому десять лет назад День высоких скоростей решили приурочить именно к пуску «Сапсана», как новой вехе в развитии железных дорог страны. Это по-настоящему уникальный проект для . Уже первый год его коммерческой эксплуатации показал, что поезд ждет большое будущее. «Сапсан» обрел огромную популярность и сегодня заслуживает звание флагмана на рынке пассажирских перевозок.
Птица, в честь которой назван поезд, одна из самых быстрых на свете. Оправдывает ли «Сапсан» свое имя? Какую скорость он способен демонстрировать на существующей инфраструктуре?
Дмитрий Пегов: Перед запуском поезда в коммерческий рейс проводились его многоступенчатые испытания: на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке, испытательном полигоне Белореченская — Северо-Кавказской магистрали. Но большая часть проверок все-таки была на Октябрьской и Горьковской дорогах. В марте 2009 года совершил поездку по главному ходу ОЖД со скоростью 180 километров в час. Потом его начали постепенно разгонять, и 7 мая на линии  — он развил скорость 291 километр в час. Для российских железных дорог это пока абсолютный рекорд. Основной запас прочности состава заложен на 275 километров в час. При этом конструкция кузова и других устройств позволяет следовать 330 километров в час, но на других тележках. Но реализовать эти возможности станет реально только после строительства выделенной высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург.
Сегодня средняя маршрутная скорость «Сапсана» ограничена возможностями инфраструктуры. Так, между Москвой и Санкт-Петербургом у него средняя скорость 200-220 километров, местами до 250. А время в пути на разных рейсах от 3 с половиной до 4 часов.
Дмитрий Пегов: «Сапсан» — это флагман на рынке пассажирских перевозок. Фото: пресс-служба
Как обеспечивается безопасность состава в пути следования в плане пересечения железнодорожных переездов и действий злоумышленников?
Дмитрий Пегов: Есть определенные нормативы обустройства железнодорожных путей для прохождения высокоскоростного поезда. Устройства СЦБ исключают все возможные неприятности: отводятся все стрелки, сбрасывающие остряки, и т.д. В эту же схему завязаны, в том числе, и железнодорожные переезды, где наряду со штатными устройствами заграждения применяются дополнительные меры безопасности. Определенные системы безопасности располагаются и в самом поезде, например, проверка бодрствования машиниста.
Сегодня линия Санкт-Петербург — Москва полностью ограждена, здесь установлены камеры видеонаблюдения, тепловизоры, устройства контроля полосы отвода и др. Все они — исключительно российские разработки, действующие в комплексе: если каждая «сообщит», что на маршруте всё чисто, только в этом случае машинисту поступит сигнал, что можно ехать с высокой скоростью.
"Сапсаны" курсируют также между Москвой и Нижним Новгородом. Как удалось решить проблему разного вида тока на стыке Московской и Горьковской дорог?
Дмитрий Пегов: Из 16 составов четыре — двойного питания, с двумя токоприемниками. Они могут двигаться как по участку с постоянным током 3 тысячи вольт, так и по участку с переменным 25 киловольт. При подъезде к станции Владимир в автоматическом режиме по сигналу GPS запускается процедура смены рода тока, и к моменту его остановки поезд уже подготовлен к тому, чтобы следовать на другом токе. Машинист через дежурного по станции подтверждает, что другой ток подан, и поезд через минуту уже готов ехать дальше.
Какие еще поезда на сети развивают достойную скорость и заслуживают быть отмеченными в рамках Дня высоких скоростей?
Дмитрий Пегов: В первую очередь это поезд локомотивной тяги «Невский экспресс» между Санкт-Петербургом и Москвой. В свое время с электропоездом ЭР-200 (находился в эксплуатации до 2009 года. — Ред.) они были единственными скоростными поездами на сети. Сейчас когорту скоростных пополняют поезда «Аллегро», разгоняющиеся до 220 км/ч, «Стриж», набирающие предельную скорость 200 километров в час, а также «Ласточки», разгоняющиеся до 160 километров в час и снискавшие любовь всех пассажиров. «Ласточки» курсируют на многих местных направлениях: Москва — Тверь, Санкт-Петербург — Выборг, Санкт— Петербург — Сортавала, Калининград — Зеленоградск и т.д. Там, где они курсируют, мы наблюдаем стабильный рост пассажиропотока. Поэтому маршрутная сеть их постоянно расширяется, обрастает новыми направлениями. Так, например, с 9 декабря «Ласточка» запущена сразу на двух новых маршрутах Екатеринбург — Тюмень, Екатеринбург — Пермь, а накануне Нового года — с 30 декабря — она стартует на маршруте Краснодар — Анапа.
На некоторых маршрутах они имеют несколько классов обслуживания, в том числе бизнес-класс с горячим питанием (Москва — Иваново, Санкт-Петербург — Псков и т.д.). Даже есть «Ласточка» Санкт-Петербург — Москва. Она едет с остановками по старому расписанию поезда «Аврора», который курсировал с 1963 по 2010 год и по всем весям собирал пассажиров. При этом «Ласточке» дополнительно добавили остановки: Обухово (стыковка с питерской подземкой) и НАТИ (пересадка на МЦК). «Ласточка» — очень популярный и востребованный продукт. Этот сегмент будем продолжать развивать.
Какой эффект имеет скоростное или высокоскоростное сообщение кроме уменьшения времени в пути?
Дмитрий Пегов: Мультипликативный эффект заключается не только в экономии времени пассажира, но еще и в разработке отечественных технологий и продуктов, которые появляются благодаря увеличению скорости поездов. Если изначально «Ласточка» была немецкой, то теперь более чем на 80 процентов она строится на российской элементной базе. То же самое можно сказать и об инфраструктуре, контактной сети.
Плюс развитие мультимодальных перевозок. То есть пассажиры добираются, например, до какого-то хаба, условно Чудово, а дальше пересаживаются на высокоскоростной поезд, потом — на региональный поезд «Ласточка», и все по одному билету, по стыковочному расписанию, и могут очень быстро добраться до тех населенных пунктов, до которых раньше сутки ехали. Например, из Великого Новгорода или Петрозаводска «Ласточкой» до Санкт-Петербурга, потом 15 минут на метро и далее на «Аллегро». В итоге всего 7 часов до Хельсинки с прохождением таможенных и пограничных процедур прямо в поезде. То есть высокоскоростной поезд у нас становится основой, «хребтом», к которому примыкают «ребра» из поперечных маршрутов, включая межрегиональные и пригородные.
Получается, прежняя идеология пассажирского сообщения, когда все стремились в Москву, а потом разъезжались по всей стране, в корне меняется?
Дмитрий Пегов: Да, и самое главное, что новая концепция организации сообщения поддерживается регионами. Мы считаем так: если на каком-то полустанке есть пассажиры, мы их должны забрать, дав им возможность добраться до пунктов назначения. Причем доставить как можно быстрее, состыковав расписание так, чтобы все были довольны. Поэтому разрабатываем «хребты» Санкт-Петербург — Москва и Москва — Адлер, где тоже можно развивать высокоскоростное движение. А поперечные направления могут через хабы соединяться с этой высокоскоростной линией. Таким образом, по нашим подсчетам, до Адлера можно будет добраться за 14-16 часов. Можно и быстрее, но не надо забывать, что Санкт-Петербург и Москва — это города-офисы. Адлер же — курорт. И расписание поездов надо строить с учетом работы городского транспорта, времени заездов-выездов из отелей и пансионатов. Приехать в два часа ночи в отпуск или из отпуска — наверное, это неправильно.
Фото: Аркадий Колыбалов/РГ Рекорд для России
"Сапсан" целиком и полностью оправдывает свое название
В ходе предварительных испытаний 7 мая 2009 года на линии Москва — Санкт-Петербург «Сапсан» развил скорость 291 километр в час. До сих пор это остается абсолютным рекордом скорости в истории Российских железных дорог. Сейчас же «Сапсан», выполняя до 30 рейсов в сутки, преодолевает расстояние между двумя столицами со скоростью до 250 километров в час, минимальное время в пути составляет 3 часа 30 минут.
На правах рекламы
Комментарии
Другое , Дмитрий Пегов , РЖД , Майкоп , Москва , Санкт-Петербург
Читайте также
«Я дико доволен»: Соколовский оплатил маме пластику
«Больше не могу»: Фомин разорвал контракт с Фадеевым
3
Последние новости
Дочь наркобарона "Коротышки" представила названное в честь отца пиво
Посол: Варшава пытается подогнать историю под политическую конъюнктуру
Путин возложил цветы к монументу "Рубежный камень" под Петербургом