Британские ученые выяснили, как радиация влияет на насекомых

Ученые имитировали уровни облучения Чернобыльской АЭС в лаборатории, чтобы изучить влияние, которое оказывает радиация на насекомых, населяющих зону отчуждения. Исследователи из Британского экологического общества выяснили, что радиация негативно влияет на использование шмелями энергии, увеличивая показатели их метаболизма и, следовательно, потребление пищи. «Увеличение потребления нектара для отдельного насекомого может иметь важные экологические последствия, поскольку им, возможно, придется тратить больше времени на добычу нектара для своих индивидуальных потребностей. В результате рост колоний шмелей может быть нарушен, если для развивающегося выводка будет доступно меньше ресурсов. Это может сократить их количество в экосистеме», – отмечает Джессика Барроуз, принимавшая участие в исследовании. Сокращение численности пчел и шмелей приведет к ухудшению экосистемных услуг опылителей и к более широкому воздействию на окружающую среду. Барроуз описывает современную зону отчуждения как «живую лабораторию, в которой можно изучать воздействие радиации как стрессора окружающей среды». «Хотя мы знаем о том, как радиация влияет на некоторые организмы в Чернобыле, проблематично выяснить то, как мультивидовые экосистемы реагируют на этот тип хронического радиационного стресса, и произошли ли эволюционные реакции у видов, которые там обитают», – заявила Джессика Барроуз. Барроуз отмечает, что использование лабораторной установки позволило ученым проводить безопасные опыты, однако условия зоны отчуждения Чернобыля не могли быть воссозданы идеально. «В контролируемой среде шмели обеспечивались всем, что им требовалось для выживания, включая обильный нектар. В природе они должны были бы летать на большие расстояния, чтобы добыть пыльцу и нектар из цветов. Мы подозреваем, что воздействие радиации может быть сильнее в самой чернобыльской зоне отчуждения», – заключает Барроуз. Хотя чернобыльскую зону отчуждения часто считают бесплодной пустошью, за годы, прошедшие после аварии, она стала местом обитания десятков видов животных – в частности, волков, медведей и даже лошадей Пржевальского. Считается, что это увеличение биоразнообразия было вызвано отсутствием людей.

Британские ученые выяснили, как радиация влияет на насекомых