Войти в почту

Почему европейские правительства бездействуют в борьбе с экономическим спадом?

Москва, 11 декабря - "Вести.Экономика" Можно не сомневаться, европейские правительства снова будут бездействовать в 2020 году, как они делали в этом году, когда их призвали помочь вытащить экономику континента из нынешнего спада. Они по-прежнему не желают реформировать ни свою собственную экономику, ни институты еврозоны, а основные державы сосредотачиваются как никогда на своих внутренних проблемах. В этом году рынки Европы были настроены оптимистичны: Stoxx Europe 600 поднялся больше, чем на 20%. Но это может продолжаться недолго, когда инвесторы поймут, насколько уязвима экономика еврозоны, подвергающаяся серьезному финансовому шоку. На этой неделе Кристин Лагард, президент ЕЦБ, снова призовет правительства сделать свой вклад в борьбу с экономическими попутными ветрами с их структурными реформами и инвестиционными расходами. Ее призывы, как и призывы ее предшественника Марио Драги, не будут услышаны. Вряд ли стоит ждать от Лагард сюрпризов, когда в четверг она ответит на вопросы на своей первой пресс-конференции на посту президента ЕЦБ. Она будет покорно придерживаться партийной линии - продолжать свободную денежно-кредитную политику Драги на фоне постоянного глобального спада. И она подтвердит проведение предстоящего «стратегического обзора» политики центробанка, на что уйдут месяцы и который продлится до конца 2020 года. Но сейчас больше, чем когда-либо, ее успех в повышении инфляции в еврозоне до уровня «ниже, но близко к» 2% будет зависеть от того, получит ли она помощь от правительств еврозоны на фискальном фронте. Но помощь оказывать явно не спешат. По трем причинам. Еврозона слишком разная Основной рецепт ЕЦБ заключается в том, что правительства с большими профицитами бюджета - прежде всего, Германия или Нидерланды - должны использовать возможность для увеличения бюджетных расходов, благодаря крупному государственному инвестиционному движению. Правительствам, у которых есть небольшая свобода действий из-за большой долговой нагрузки, такие как Италия или Франция, следует проводить реформы, благоприятствующие росту. Проблема в том, что ни одно правительство не считает, что эти рецепты отвечают их национальным интересам. Германия придерживается правила, согласно которому ее бюджеты всегда должны быть сбалансированы. В результате, в этом году будет зарегистрирован бюджетный профицит в размере 50 млрд евро, даже несмотря на то, что ВВП страны будет почти стагнировать (+0,4%, согласно последнему прогнозу ЕС). В других странах призыв к дополнительным реформам идет вразрез с национальными политическими программами. Во Франции президент Эммануэль Макрон борется с крупными забастовками против реформы пенсионной системы, общенациональные выборы в местные органы власти станут отличной проверкой его популярности в следующем году. В Италии коалиционное правительство слишком хрупкое, чтобы всерьез говорить о реформах. Испании не хватает политического умения взаимодействовать с другим слабым коалиционным правительством, и экономических стимулов для этого, потому что экономика вырастет на 2% в 2019 году. Провал реформ Решение последних нескольких лет о необходимости реформирования институтов еврозоны резко контрастирует с неспособностью правительств договориться о том, что, собственно. делать. В прошлом году правительства в валютном союзе не смогли договориться о создании банковского союза. Они смогли только провести ограниченную реформу фонда спасения еврозоны и договорились о незначительном совместном бюджете, задача которого оказывать помощь в случае непредвиденных финансовых потрясений. Отсутствие комплексных институтов управления кризисами означает, что правительствам снова придется импровизировать в разгар следующего кризиса. Германия на грани кризиса В этом году экономика Германии была самой медленной в Европе, наряду с отсталой Италией. В то же время правящая коалиция канцлера Ангелы Меркель парализована политическими разногласиями между ее собственной консервативной партией Христианско-демократический союз и Социал-демократической партией (СДПГ). Только что она выбрала своих новых лидеров из левого крыла партии. Будущее коалиции довольно шаткое, поскольку обе стороны не согласны с основами экономической политики. СДПГ призывает к прекращению систематически сбалансированных бюджетов и привлечению государственных инвестиций в размере 400 млрд евро. Тем временем ХДС гордо объявила о своей привязанности к сбалансированным бюджетам. Если коалиция распадется, новые выборы (которые станут сигналом отставки Меркель) будут означать больше неопределенности. Если она выживет, скорее всего, не будет решений по наиболее важным темам.

Почему европейские правительства бездействуют в борьбе с экономическим спадом?
© Вести Экономика