Ещё
Пока вы не уснули: аналитики рассказали об уничтожении России
Пока вы не уснули: аналитики рассказали об уничтожении России
В мире
Названы главные проблемы украинцев
Названы главные проблемы украинцев
В мире
Глава Алтая госпитализирован в Москве
Глава Алтая госпитализирован в Москве
Происшествия
Путин помиловал Иссахар
Путин помиловал Иссахар
Политика

«Мотор Cич» под гнётом империализма 

«Мотор Cич» под гнётом империализма
Фото: Аргументы Недели
Лет 15 тому назад американцы уже выходили на  с предложением «давайте, ребята, мы вас купим». Хорош, мол, пахать на , будете делать комплектующие для «». Гарантируем оборот 250 миллионов долларов. Были, естественно, посланы президентом фирмы Вячеславом Богуслаевым очень далеко. На тот момент годовой оборот предприятия составлял 1 миллиард 600 миллионов долларов, были торговые отношения с сотней стран, куда поставляли российские вертолёты с украинскими двигателями. И планов громадьё в содружестве с российским авиапромом.
ОДК-2 нам не надо…
Потом спустя некоторое время — ближе к 2010 году у Вячеслава Богуслаева возникла здравая идея создать ОДК-2 ( — 2), которая бы работала с вертолётостроителями и гражданским сегментом у самолётчиков. Нормальная кооперация крупнейшего на постсоветском пространстве моторостроительного завода с российским партнёром — , который является разработчиком вертолётного «хита» ТВ3-117. Этот двигатель буквально озолотил «Мотор Сич», его устанавливали с 1972 года на все вертолёты Ми-8/17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-27, Ка-32, Ка-50 и Ка-52 и их модификации. Но наши командиры отрасли дружно отбились: «А зачем оно нам надо?»
В это же время «Мотор Сич», московский и  (УМПО) начали в кооперации осваивать двигатель Д-436 и его модификации — для самолётов-амфибий Бе-200, Ан-148 и 158, Ту-334. Разделили ответственность по стоимости поровну, каждый делал 33% двигателя, при этом он проектировался сразу под российские материалы и ПКИ (покупные комплектующие изделия) от 29 отечественных предприятий. К его созданию причастны (ЦИАМ), (ВИАМ), другие научные и производственные фирмы. Первые двигатели поставили на стенды, и тут вдруг загорелся красный сигнал светофора: «Нам этот двигатель не нужен, мы с французами на бесподобном американском газогенераторе CFM-56 будем на рыбинском „Сатурне“ делать SaM-146. В итоге на „Суперджете“ мы имеем ущербный двигатель, с массой отказов, помпажами, трещинами в горячей части и невозможностью повышения мощностных характеристик. При этом стоимость одного франко-российского шедевра вдвое выше цены на практически российский Д-436. К слову, в  сделали серьёзную модернизацию этого двигателя, и, по последним данным, он уже далеко оторвался от SaM-146 по мощности. Сравните: „француз“ на взлётном режиме выдаёт 7740 кгс, а Д-436Т2 — 8400 кгс. И при этом легче на два центнера, что в авиации значит очень много.
Что делает президент ? Он перекрывает передачу производства на аутсорсинг в другие страны. Заставляет реальный сектор, концерны возвращать бизнес из , Латинской Америки, Юго-Восточной Азии на территорию США. А наши реформаторы остервенело рвутся в прямо противоположном направлении, продолжают истово верить в международную кооперацию, что санкции отменят — и вот тогда уж заживём!
Непристойное предложение
Чтобы показать заинтересованность в совместной работе с запорожцами, ОДК сделала Вячеславу Богуслаеву „непристойное предложение“: вы нам за копейки отдайте контрольный пакет — и будем работать вместе. Вячеслав Александрович на заведомо провальную сделку не пошёл. Потому что знал и видел, как управляется наукоёмкая и высокотехнологичная отрасль. Как в Самаре убивали перспективнейший двигатель большой мощности НК‑93 руками российских чиновников, „Аргументы недели“ писали множество раз. А вместе с ним и Ил-96, с этими силовыми установками самолёт приобрёл бы уникальные характеристики по дальности и экономичности. Средний военно-транспортный Ту-330 проектировали именно под НК-93. На замену Ан-124 „Руслан“ должен был прийти сверхтяжёлый Ил-106 полностью отечественной разработки. Но „христенки“, „реусы“, „мантуровы“ и им подобные сначала говорили, что под этот двигатель нет самолёта, а сейчас, когда наконец понадобились самолёты, оказалось, что двигателя уже нет — ушёл в мир иной его ведущий конструктор Анатолий Лоцман, на  чехарда из директоров, предприятие срывает планы, гособоронзаказ.
В России последние 30 с лишним лет для транспортных и пассажирских самолётов в серийном производстве находится один-единственный двигатель — ПС-90. И только сейчас на выходе появился (благодаря санкциям?) ПД-14. Называть его серийным пока рановато. „Мотор Сич“ совместно с „Климовым“ 17 лет назад начал разрабатывать двигатель для вертолёта „Ансат“ ВК-800, на своих мощностях собрал три силовые установки и передал их в Санкт-Петербург. Что в итоге? „Ансат“ так и летает с двигателями „Пратт энд Уитни“, и только в этом году вновь заговорили о ВК‑800 для лёгких вертолётов и региональных самолётов. А нас кормят перспективами создания линейки двигателей на основе ПД-14 для „Суперджета“ и сверхтяжёлого вертолёта Ми-26 (сейчас он летает с двигателями „Мотор Сич“ Д‑136), обещают сверхмощный ПД-35. Когда это всё будет реализовано?!
Между молотом и наковальней
И вот майдан, Крым, ДНР и ЛНР… В 2014-м, после майдана, чистый доход предприятия упал с 1, 07 млрд долл. в 2013 году до 680, 5 млн, в 2015-м этот показатель составил 576 млн долл. и снова обвалился в 2016-м — до 387, 9 млн долларов. В 2017 году этот показатель пошёл в рост и составил 589 млн долл. — скорее всего, с появлением на горизонте китайских авиастроителей.
В своё время Богуслаев предусмотрительно вывел „Мотор Сич“ из разряда стратегических, что давало возможность чувствовать себя достаточно свободно в выборе партнёров. И даже после 2014 года поставлял „оморяченные“ двигатели для амфибий Бе-200. Китайская же история началась ещё в 2016 году, когда народный депутат и почётный президент „Мотор Сич“ Вячеслав Богуслаев продал китайской компании, за которой стоит миллиардер , принадлежащие ему 48, 8% акций компании — надо было выживать. Всего китаец получил 56% акций „Мотор Сич“, остальные добирал, вероятно, на бирже. Но сделку закрыть не дали, помешал . Подключилось . Договорились до того, что стали обвинять руководство предприятия в подготовке диверсии. Звучали голоса, что через Китай украинские двигатели польются полноводной рекой в Россию. Нормальный бред.
Сейчас американцы руками пытаются навесить на двигателестроителей статус стратегического предприятия, по сути, идёт его рейдерский захват, а сделку с Китаем требуют признать ничтожной. В Киев из Вашингтона мчится , а в качестве покупателя с американской стороны возникает глава частной военной компании (ЧВК). Естественно, американцам никакие украинские авиационные двигатели (и комплектующие для своих из Запорожья) не нужны, впрочем, как и европейцам. Это значит, что великолепное и дееспособное предприятие, попав в лапы американцев, будет уничтожено. США и Европа полностью самодостаточны и являются мировыми лидерами в этой области. А особо прытких придерживают санкциями или держат за глотку через марионеточные правительства.
, экс-министр экономики Украины, в интервью украинскому телеканалу „112“ в конце сентября вспомнил такой эпизод:
— Несколько лет назад был на „Мотор Сич“, привёз к ним делегацию из Бразилии, которая хотела создать с ними совместное предприятие. А потом с делегацией с „Мотор Сич“ туда съездил. Переговоры двигались успешно. У Бразилии третье место в мире по количеству произведённых самолётов. Но двигатели там американские. Чем закончилось? Бразильцы сказали: „Извините, но США на высоком политическом уровне сказали, что мы не разрешаем Бразилии иметь собственное производство двигателей. Это рынок для американских компаний“. И они сказали Украине: „До свидания“. Сейчас, когда „Мотор Сич“ то же самое — и более успешно — делает с Китаем, приезжает советник президента США по национальной безопасности. Для начала под его приезд США останавливают военную помощь Украине, и советник объясняет всему украинскому руководству, почему такое СП не может быть создано, почему продажа акций китайцам недопустима. Очень просто: укрепление потенциала Китая против интересов США. Поэтому те мифы и теории, которыми всё время забивали головы: о рыночной экономике, либерализме, либертарианстве, свободе, — на самом деле все подчинены конкретным империалистическим интересам крупнейших стран.
Вся эта история — противостояние США и Китая. Украинская компания лишь инструмент по недопущению китайцев к технологиям создания современных авиационных двигателей разнообразной мощности, от самых миниатюрных для беспилотников, до громадных Д-18 большой мощности. Что Китай хочет получить из Запорожья? Последнюю разработку — АИ-38 в диапазоне тяги 28–32 тонны, а по некоторым данным и больше. Мечта наших конструкторов-самолётчиков. Для этого и ещё целой линейки двигателей готовят совместное предприятие в китайском Чунцине.
Те, кто утверждает, что „Мотор Сич“ все технологии давно разбазарил и живёт проеданием советского задела, глубоко ошибаются. Развивается двигатель Д-436, растут мощность и ресурс, то же можно сказать и о Д-18 третьей и четвёртой серий. Но огромный рынок России для „Мотор Сич“ можно считать потерянным. И не по вине предприятия.
Видео дня. Орбакайте сломала ногу
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео