Ещё

В Москве обсудили проблемы и перспективы Союзного государства 

В Москве обсудили проблемы и перспективы Союзного государства
Фото: Российская Газета
Конференц-зал отеля едва вместил всех желающих: около пятисот участников и порядка 130 российских, белорусских и союзных журналистов. Приветственные послания участникам конференции направили главы правительств России и  и , председатель , председатель Палаты представителей Нацcобрания Беларуси , секретарь .
Форум был посвящен 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства, под которым президенты наших стран официально поставили свои подписи 8 декабря 1999 года. В тот день, 20 лет назад, в  так же, как и сейчас, было бесснежно и тепло — температура держалась около нуля. И выглядело это символично: как будто сама природа обнулила показатели, чтобы дать отчет новому, союзному времени.
На некую закономерность цифр в своем приветственном слове, открывая пленарное заседание конференции, обратил внимание и Государственный секретарь Союзного государства : «В декабре 1999 года был принят и подписан Договор о создании Союзного государства. Сейчас мы снова собрались в декабре. Я далек от слишком трепетного отношения к магии цифр, но тем не менее: 20 лет Союзному государству, мы накануне 2020 года — это два раза по двадцать, на 20 декабря у нас планируется еще одна встреча президентов…
Давайте надеяться на то, что новый год даст нам дополнительные возможности продвинуть дело Союзного государства вперед, будем немножко надеяться на чудо — это уже в нашей славянской натуре. Хотя нужно понимать, что чудо бывает только когда очень много работаешь…»
Вспоминая события двадцатилетней давности, Григорий Алексеевич подчеркнул: «То был месяц надежд, месяц ожиданий.
Самый славный месяц нашей жизни накануне Нового года. Хочется верить, что во многом те наши надежды и ожидания оправдались, хотя и осталось много нерешенных вопросов. И когда мы оцениваем прошедший период, мы говорим о том, что проект Союзного государства жив. И иногда даже трудно сказать, в чем именно это выражается. Потому что мы живем в этих реалиях. Это как воздух. Это наша естественная среда обитания».
На союзный опыт опираются и другие интеграционные образования — в частности, он лег в основу формирования
Госсекретарь Союзного государства уточнил, что формат научно-практической конференции, да еще с таким солидным составом участников, используется организатором мероприятия — Постоянным Комитетом — впервые. И выразил надежду на то, что в рамках форума будут обсуждаться «серьезные вопросы, с серьезными выводами и с участием серьезных экспертов».
Серьезные эксперты не заставили себя долго ждать — собственным видением проблем и перспектив дальнейшей интеграции поделились с присутствующими Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в  , замминистра иностранных дел РФ , Председатель Исполнительного комитета — Исполнительный секретарь СНГ , Председатель Коллегии , Президент Союза отечественных товаропроизводителей «СОТ» , председатель правления «Делового союза Евразии» , президент , министр ЕАЭС экономист , Генеральный прокурор Беларуси , заместитель министра юстиции РФ 
В своих выступлениях участники конференции подчеркивали, что Союзный договор создал прочную нормативную правовую основу для углубления интеграции России и Беларуси во всех сферах жизни. На этот договор опираются и другие интеграционные образования, например, ЕАЭС и СНГ. Так, по словам Александра Панкина, на сегодня принято более 220 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, которые охватывают практически все направления двустороннего сотрудничества. «Союзное государство стало своего рода „пилотной площадкой“, на которой обкатываются многие важные решение, — заметил замминистра иностранных дел РФ. — В частности, опыт союзного строительства лег в основу формирования ЕАЭС».
Участники пленарного заседания говорили о том, что Беларусь и Россию связывают и общие духовно-нравственные ценности, общая история, культура, язык. Наши народы ментально близки. Но надо идти дальше навстречу друг другу, выстраивая отношения на принципах доверия и взаимовыгодного сотрудничества.
О том, что необходимо предпринять Беларуси и России в научно-технологической сфере, подробно рассказал академик Александр Михайлович Сергеев. Он обратил внимание на три крупных проекта сотрудничества, которые могут и должны дать реальный импульс развитию экономик двух наших стран: это Высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург-Орша-Минск-Берлин-Гамбург, создание нового космического спутника и энергетика. Президент Российской академии наук уточнил, что в ближайшее время будет принято решение по созданию совершенно нового спутника с функциями дистанционного зондирования Земли во всепогодных условиях. Это повлечет за собой появление нового сектора экономики, что крайне перспективно.
Что касается энергетики, то, по мнению академика, большие возможности в этом направлении предоставляет строящаяся в Беларуси атомная электростанция. С другой стороны, в стране активно развивается сейчас электромобилестроение. Все это дает возможность для белорусов и россиян выйти на абсолютно новую ступень в использовании энергии.
…После обмена мнениями в рамках пленарного заседания участники конференции продолжили дискуссии уже на площадках тематических секций. Всего их было шесть, и они охватили практически все основные направления деятельности Союзного государства. Секции работали по следующим тематикам: проблемы сближения законодательства Беларуси и России, экономические реалии и перспективы развития интеграционных проектов Союзного государства, модернизация транспортной инфраструктуры, социальная политика, сотрудничество в сфере безопасности и молодежная политика СГ.
Впрочем, как подчеркнул Григорий Рапота, «идет ли речь о транспорте или экономике, о социальных вопросах или военно-техническом сотрудничестве, об энергетике или молодежи, — все они тесно взаимосвязаны».
По материалам конференции планируется издать сборник, который уже окрестили «интеллектуальной копилкой Союзного государства».
Трудности роста
Союзное государство находится в преддверии более глубокой интеграции. Она позволит ускорить экономический рост и России, и Беларуси.
"Сегодня мы находимся на развилке, когда все понимают, что нужна новая модель взаимодействия", — заявил главный экономист госкорпорации развития ВЭБ России . Проекты экономической интеграции обсуждались в Союзном государстве на протяжении двадцати лет, но по ряду вопросов пока не удалось выработать совместную позицию, отметил он.
Например, нужно преодолеть сложности в системе фитосанитарного контроля, согласовать промышленные и инвестиционные политики. В Союзном государстве есть совместные программы в промышленности, сельском хозяйстве. «Но нам не удалось создать совместных предприятий, в кооперации кого-то нового качества достичь пока не удалось», — посетовал Клепач.
Между тем есть запрос на выработку стабильных правил работы, чтобы кооперация получила импульс. Обе страны стараются решить задачу ускорения экономического роста. Ключом к ее решению может стать углубление интеграции.
"У нас есть серьезный потенциал для качественного рывка и для выработки новой модели развития, когда и российская, и белорусская экономики могут быстро развиваться", — отметил Клепач. Среди отраслей, которые могут стать драйверами совместного роста, он назвал сельхозпроизводство, выпуск моторной техники, машиностроение и даже электронику.
Один из главных наших ресурсов ­— углубление кооперации в рамках Союза
Нужно создавать условия для производственной и научной кооперации, заметил первый замминистра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский. Начать можно с выработки единой политики в промышленности, например, не применять промышленные субсидии друг против друга. Тогда конкурентоспособность российской и белорусской продукции повысится. «Это потенциал, который принадлежит Союзному государству», — отметил Свидерский.
Затем можно перейти к созданию производственных цепочек за счет ресурсов России и Беларуси. Как показывает опыт машиностроения, довести цепочку до полной локализации сейчас не удается из-за санкций или нежелания третьих стран делиться технологиями, пояснил он. «Когда мы сами ставим задачу создания совместной группировки космической техники, создания комбайнов и тракторов, для нас препятствий нет, и мы можем производственную цепочку довести до полной компетенции, которую потом можем совместно масштабировать», — сказал Свидерский. Кооперация может быть направлена и на создание единой ресурсной базы, добавил завкафедрой Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Руслан Абрамов. Например, речь может идти о создании межгосударственных посевных фондов. В этом случае аграрии двух стран смогут получать ресурсы гораздо быстрее после подачи заявки. Сократятся административные процедуры, связанные с отчетностью в каждой из стран, пояснил он.
Начало кооперации нового качества может быть положено и через развитие кредитования, предложил Клепач. Например, сейчас ВЭБ уже кредитует производство «Белазов» в Беларуси, поставки оборудования для железных дорог, а также тот самый совместный экспорт в третьи страны, отметил представитель российской госкорпорации. «Мы находимся в преддверии качественного рывка, все возможности для этого есть», — заключил Клепач.
В зоне особого внимания
Пожалуй, самой необычной на конференции оказалась сессия, посвященная сотрудничеству в сфере безопасности, борьбы с терроризмом и преступностью. Потому что обычно такие вопросы обсуждаются за закрытыми дверями. На этот раз в дискуссии приняли участие не только «силовики», но и представители гражданских ведомств, вузов, бизнеса.
Участники заседания говорили, что за прошедшие 20 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства проведена огромная и эффективная работа по обеспечению безопасности, укреплению обороноспособности, противодействию терроризму, борьбе с преступностью, развитию оборонной промышленности. Но новые реалии требуют более тесного межведомственного взаимодействия. Как отметил представитель , борьба с преступностью и терроризмом должна быть в зоне постоянного особого внимания.
Широкое использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, высокие скорости передачи и обработки данных делают актуальными и проблемы обеспечения информационной безопасности. Решению данного вопроса могут способствовать союзные программы.
По словам директора Департамента стратегического планирования Госкорпорации «Роскосмос» Юрия Макарова, сегодня очень нужны мощные инновационные совместные проекты, но они, как правило, затратные, и реализовать их в рамках союзных программ, рассчитанных на 4-5 лет, очень сложно. Согласовывать их тоже сложно. Кроме того, остается до конца не решенным вопрос союзной собственности. При этом, как отметил , сотрудничество России и Беларуси в области космической деятельности относится к ключевым направлениям формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства.
и Национальная академия наук Беларуси активно включились в решение задач по максимально возможному расширению сфер сотрудничества наших наукоемких предприятий и организаций: уже сформирована и эффективно работает кооперация из более чем 70 российских и белорусских предприятий и организаций.
Оценивая работу секции, модератор дискуссии заместитель Госсекретаря Союзного государства сказал «СОЮЗу», что в этом году наши страны выходят на принятие новой Военной доктрины Союзного государства, которая будет отвечать современным вызовам, актуальным вопросам безопасности и обороноспособности наших стран.
Взять под защиту
Секция, посвященная социальным проблемам Союзного государства, привлекла внимание такого количества экспертов, что модераторам — писателю, социологу и его «напарнику» политологу Сергею Рекеде — сразу пришлось установить жесткий регламент.
В рамках Союзного государства выполняется уже пятая по счету «чернобыльская» программа. Фото: Роман Щербенков
Но разве возможно уложиться в пять минут, когда речь идет о порядке выплаты пенсий, взаимодействии в сфере радиационной безопасности или, к примеру, о новых хирургических технологиях в лечении детей? А еще том, как развивается система гидрометеорологической безопасности Союзного государства, совершенствуется система оказания медпомощи гражданам Союза, как взаимодействуют наши страны в области культуры. Все эти вопросы детально обсуждались в рамках сессии.
Замминистра труда и соцзащиты Беларуси Игорь Старовойтов, взяв слово, рассказал о наболевшем — о системе начисления пенсий. Самое главное: трудовой стаж любого гражданина Союзного государства при переезде из России в Беларусь и наоборот не прерывается, а пенсию выплачивают ему оба государства «в складчину» — каждое за те годы, что человек работал на его территории. Это право гарантируется межправительственным Соглашением, подписанным еще в январе 2006 года. Экспорт пенсий за эти годы со стороны России составил 16 млрд рублей, со стороны Беларуси — 870 млн рублей. При этом ехать в соседнее государство для оформления пенсии не надо — все решается по месту проживания. Оживление в зале вызвало выступление генерального директора ФГБУ «Научно-производственное объединение „Тайфун“ Вячеслава Шершакова — он рассказал о мониторинге радиационной обстановки на трансграничных территориях, загрязненных в результате чернобыльской аварии. Наблюдение ведется в трех областях — Брянской, Смоленской, Псковской, граничащих с Гомельской, Могилевской и Витебской. Для понимания масштаба: только лишь в Брянской области проводится отбор проб почв в 260 населенных пунктах. На основе получаемых данных пополняется Банк данных „Чернобыль“. Сегодня он содержит информацию об 11 980 населенных пунктах. К слову, сегодня выполняется уже пятая по счету союзная „чернобыльская“ программа. О том, как реализуется на деле еще одна социальная программа Союзного государства — „Спинальные системы“ — рассказал замдиректора детского ортопедического института им. Г. И. Турнера профессор Сергей Виссарионов.
А про то, как должны выстраиваться коммуникации в нашем союзном доме, очень тонко и точно поведал настоятель Храма-памятника в честь всех Святых в Минске, лауреат премии Союзного государства в области литературы протоиерей Федор Петрович Повный: „Единство удерживает общение. Какие бы серьезные экономические претензии ни предъявляли друг другу правящие элиты, люди должны сохранять контакт“.
Открыть коридор
Развитие транспорта положено в основу Союзного государства, это один из самых эффективных способов интеграции, считают эксперты. В планах — развитие автодорог, модернизация железнодорожных магистралей, упрощение таможенных переходов и создание мультимодальных логистических центров. Работы хватит как минимум на десятилетие вперед. Вопрос — с чего начать.
»Мы и европейцы из года в год повторяем, что надо строить единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Но при этом ничего не делается. О каком пространстве может идти речь, если у нас нет достаточно развитой инфраструктуры? — задал вопрос Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. — Уже около десяти лет обсуждается проект строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) в рамках создания Транс-Евразийского транспортного коридора. В России есть проекты ВСМ Москва — Казань, Челябинск — Екатеринбург, но они не реализуются. Потому мы решили в основном мобилизовать частный капитал и построить западный хвост евразийской магистрали. Это проект по созданию ВСМ Санкт-Петербург — Гамбург".
Пока прорабатывается только идея, отметил Рапота. Но с потенциальными участниками прошли переговоры, их поддержка есть.
Тем не менее сначала может оказаться проще запустить реализацию мегапроекта по созданию Транс-Евразийского коридора, а затем уже перейти к ВСМ, отметил ученый секретарь Межведомственного координационного совета РАН Владимир Литвинцев. Начать можно с малого, например, с реконструкции трассы М10 от границы России до границы Польши через территорию Беларуси.
Правда, реализовывать эту часть проекта нужно с прицелом на будущие транзитные потоки. Например, стоит учесть увеличение в ближайшем будущем габаритов автомобилей с нынешних максимальных в России 20 метров до 34 метров в длину. Такие фуры уже ходят по трассам в странах Европы. Скоро их станет очень много, поскольку они экологичны и более эффективны экономически, заметил председатель совета директоров ЗАО «Русская холдинговая компания» .
Грузовой транспорт также будет переходить с дизельного топлива на метан. Значит, России и Беларуси стоит заняться созданием заправочных станций на транзитных трассах. «Если автомобили ездят на метане, то экономика перевозки грузов становится сопоставимой с перевозкой по морю», — пояснил эксперт. Таким образом, сухопутный коридор через Россию и Беларусь будет востребован и составит конкуренцию морским путям.
Наконец, стоит учесть еще один тренд — выход на дороги беспилотных автомобилей. В Европе беспилотные фуры уже ходят в составе автоколонн. Скоро они станут ездить самостоятельно, заметил Рязанов. Чтобы транспортный коридор через Союзное государство был востребован и принес выгоды, нужен запуск системы 5G для управления беспилотниками.
ИНФОГРАФИКА «РГ» / МИХАИЛ ШИПОВ / АНТОН ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ /
Видео дня. Водянова и Агаларов: кто из звезд тайно обручился
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео