Ещё
Два вице-премьера не войдут в новый кабмин
Два вице-премьера не войдут в новый кабмин
Политика
Министру из правительства Медведева нашли новую работу
Министру из правительства Медведева нашли новую работу
Политика
Медведев прервал молчание после отставки
Медведев прервал молчание после отставки
Политика
Запад заподозрил Путина в попытке остаться навсегда
Запад заподозрил Путина в попытке остаться навсегда
Политика

Богу Богово, а президенту президентово 

Богу Богово, а президенту президентово
Фото: Аргументы Недели
На днях, пролетая на самолёте в нашем небе, папа римский отправил телеграмму о том, что молится за наш народ и за него лично. Это породило очередной виток разговоров о возможности первого визита главного католика в  за всю историю. Совершая перед телекамерами крестное знамение на Красной площади, в центре «варварской Московии», папа римский расположил бы к нам католический мир (1, 3 млрд человек), и это стало бы, с позволения сказать, нашей фигой всем недоброжелателям на Западе. Но всё не так просто, утверждает Аркадий МАЛЕР — религиовед, церковный историк, глава интеллектуального клуба «Катехон» в Институте философии .
Опять
— Хотят ли Путин и Франциск этого визита?
— Да, с обеих сторон налицо желание сблизиться, тем более что летом состоялась уже третья их встреча. Для Путина папский визит стал бы налаживанием одного из контактов с Западом, а для папы такое желание вполне естественно. Он рад приехать в любую страну, а в Россию — особенно. На протяжении многих столетий наша страна, будучи несгибаемым оплотом православия, воспринимается как особый объект католической миссии. Согласно так называемым Фатимским пророчествам (у католиков есть предание, что в 1917 году жителям португальского города Фатима являлась Богородица и предсказывала будущее. — Прим. «АН»), в конце времён Россия станет последним оплотом католичества. При этом надо помнить, что  является второй крупнейшей религиозной организацией в мире после  — отсюда и желание католиков расшириться за счёт русской паствы. Кроме того, западные народы настолько секуляризировались, что Ватикану видится более перспективной проповедь именно в России, где ещё сохраняется ощущение новизны христианства.
— Насколько свободен понтифик в принятии внешнеполитических решений? и  ему не указ?
— Не указ, католическая церковь сохраняет реальный суверенитет. К тому же отношения с США и ЕС у Франциска сложные. Для ЕС он слишком консервативен (на фоне Евросоюза что угодно выглядит консервативно), а с США у него проблема этнополитического характера: протестанты считают, что прибытие католиков на их территорию — откровенный акт миссии. И это действительно так, Ватикан способствует миграции из Латинской Америки. Неудивительно, что многие в США крайне негативно отнеслись к визиту папы римского в 2015 году.
— Итак, Франциск готов приехать в Россию, а Путин готов его принять — за чем дело стало?
— За РПЦ. Путин неоднократно давал понять, что не ему надо бы приглашать папу римского, а патриарху Кириллу. Со своей стороны, наша церковь, хотя имеет формально хорошие отношения с Ватиканом, ещё при прежнем патриархе Алексии II дала понять: приезд папы невозможен до тех пор, пока не будет подвижек в вопросе украинского униатства. Напомню, в 1596 году Ватикан инициировал унию (объединение. — Прим. «АН»), в результате которой почти вся западная Украина перешла в католическую церковь, оставив от православия лишь обряд.
— Давненько это было…
— Весьма. Но уния продолжает наступление. В 2005 году она перенесла свою главную митрополию из  — многовековой униатской столицы — в , тем самым показав, что объектом миссии униатов является вся Украина, а не только Западная. Притом что Русская церковь считает всю Украину своей канонической территорией. Таким образом, визит папы в Россию станет возможен лишь после обратного переноса — из Киева во Львов — униатского центра. И лишь после того, как папа римский (лично, а не через третьего секретаря или пятого кардинала) осудит политику униатской экспансии.
Частное лицо патриарха
— Исторически сложилось, что католическая церковь предстаёт врагом России: все помнят и Ледовое побоище, и Смуту. Но это события многовековой давности. Сегодня у Московского патриархата и Ватикана общие противники: леволиберальное движение с одной стороны, исламизм — с другой. Сможете ли вы объяснить среднеобразованному русскому человеку, далёкому от религиозных тонкостей, в чём опасность католичества? Опасность, например, англиканского протестантизма ему разъяснять не нужно — достаточно сказать, что англиканцы венчают гомосексуалистов.
— Абсолютная — без оговорок — религиозная власть для католика находится в Ватикане, то есть вне нашей страны. Поэтому правители России во все времена относились к католической церкви очень настороженно. Это не какая-то протестантская организация со своей ячейкой в России, это централизованная международная структура, власти которой ты присягаешь (папа римский, напомню, является абсолютным главой своей церкви, в отличие от патриарха). Кроме того, в современной католической церкви очень сильно движение в сторону либерализации (и в том числе упомянутого вами венчания гомосексуалистов). Католицизм перестал быть фактором консервативного влияния.
— Когда в 2001 году папа римский совершил молебны на канонической территории нашей церкви без согласования с ней — в Киеве и Львове, отношения между Московским патриархатом и Ватиканом достигли дна. Но по прошествии 15 лет на Кубе состоялась встреча понтифика и русского патриарха. Значит, отношения теплеют?
— В 2001 году РПЦ продемонстрировала сверхсерьёзное отношение к происходившему, и с тех пор Ватикан согласовывает с ней свою миссию на её территории (как и РПЦ согласовывает миссию на территории католиков). Но дело, на мой взгляд, в другом: патриарх Кирилл — открытый человек, к тому же привыкший к межконфессиональным встречам в бытность главой отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Обратите внимание: встреча с Франциском в 2016 году состоялась на нейтральной территории — в кубинском аэропорту. Она носила исключительно светский характер. Патриарх не согласовывал её с Собором и не выступал от лица церкви — действовал как частное лицо, как политик.
— А может ли он как частное лицо позвать Франциска к себе в гости, в Россию?
— Да, может. Он не нарушит тем самым церковных правил. Но зачем ему это? Чтобы понравиться нашим либералам? Они всё равно этого не оценят, как не оценили встречу с Франциском на Кубе. А в нашем патриотическом лагере та встреча вызвала озлобление — можно представить, что начнётся, если папа римский прилетит сюда. Среди православных широко распространено мнение, что пребывание папы на территории России будет свидетельствовать о близящемся слиянии с Ватиканом и, как следствие, скором конце света. В вероучении ничего подобного нет, это народная мифология, но с ней приходится считаться, тем более что она свойственна не только многим прихожанам и рядовым батюшкам, но и значительной части архиереев. Приезд папы чреват для РПЦ если не расколом, то сильными распрями и волной конспирологического бреда.
— Кстати, самые консервативные ревнители православия не раз обвиняли патриарха Кирилла в том, что в своё время он молился вместе с католиками, то есть нарушал строжайший запрет на молитву с иноверцами.
— Полагаю, это могло быть в 70–80-е годы — в эпоху торжествующего экуменизма (дружбы церквей. — Прим. «АН»), когда представители Московского патриархата использовали членство во Всемирном совете церквей в попытках обрести какую-никакую независимость от советской власти. Но ни фотографий, ни прочих подтверждений этому я не нашёл, сколько ни искал.
Дела внутренние
— Помимо понтифика внимания Путина в последнее время удостоился другой, не столь заметный религиозный деятель — митрополит Корнилий, глава Русской православной старообрядческой церкви, крупнейшего старообрядческого объединения.
— Несомненно. В 2017 году президент посетил их центр — Рогожскую слободу. Корнилия стали пускать во всевозможные религиозные советы, он возлагает в День народного единства цветы к памятнику Минину и Пожарскому вместе с лидерами других конфессий, мелькает наравне с ними.
— В 2007 году Путин очень поспособствовал объединению РПЦ с её белоэмигрантским осколком — Русской православной церковью заграницей. Пришло время и старообрядцам вернуться в лоно единой церкви?
— Путин действительно активно участвовал в объединении 2007 года. Однако необходимо понимать: если получилось объединить две церкви в одном случае, это не означает, что получится и в другом. Разногласия между РПЦ и РПЦЗ, чисто политические, остались в прошлом вместе с советской властью. А старообрядцы в массе своей объединяться с РПЦ не хотят, потому относятся к Корнилию очень критически. В 1971 году Московский патриархат признал обряды староверов спасительными, их приходы могут вливаться в РПЦ с сохранением своих обрядов, что они и делают при желании. Но зачастую им мало служить по-старообрядчески — они хотят, чтобы и все остальные так служили, а если ты служишь иначе — ты для них иноверец.
Их подход с православной точки зрения является ересью, поскольку обряды для православных вторичны — это не догматы и не каноны. В РПЦ есть приходы, которые служат на русском языке (вместо церковнославянского), пусть и неофициально, но без запретов сверху. Вселенское православие знает самые разные обряды — например, в Африке они могут напоминать местные танцы. А староверы, приравнивая свой обряд к канону, сводят христианство к этническому фактору, не видят его универсальной религией, которая должна вобрать в себя весь мир. Согласно православию, конец света наступит не раньше, чем всем народам будет проповедана истинная вера, чтобы весь мир мог принять её, — старообрядцы же считают, что конец света вовсю наступает с раскола XVII века.
— Несомненна положительная роль церкви в упрочении национальных и семейных ценностей, однако вызывают недоумение призывы к народу мириться с материальным неблагополучием — при отсутствии призывов к олигархам заплатить прогрессивный налог.
— У нас вообще не разрабатывалась проповедь на социальную тему. Согласен, когда о бренности материального благополучия говорится нищим бабушкам в храме, это выглядит совсем не так, как если бы это говорилось олигархам и богатым чиновникам. Церковь вполне может критиковать элиты и, на мой взгляд, неизбежно к этому придёт, поскольку есть объективная необходимость в такой оценке (возможно, потребуется смена поколений епископов и священников). Уже сейчас на православных конференциях поднимаются острые вопросы. Да и на Всемирном русском народном соборе, где председательствует патриарх, постоянно критикуются наша власть, наша система, наши социально-экономические порядки.
Видео дня. Дошутился: Урганта требуют наказать за глумление над Иисусом
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео