Войти в почту

Никто не мог остановить: к чему приводят проблемы дома и в школе

Подростковая агрессия в очередной раз привела к трагедии. На этот раз 19-летний студент колледжа в Благовещенске пришёл в учебное заведение с ружьём и открыл огонь по сокурсникам. Позже он покончил с собой. В тот день СМИ гремели яркими заголовками, пытаясь переплюнуть друг друга очередной эксклюзивной информацией. На третий день новостная повестка стихла, а вместе с ней все забыли о случившемся, до нового нападения. Но родители погибших, раненых и стрелка уже никогда не забудут этот день, а немой вопрос — «Почему мой ребёнок?» — не перестанет их преследовать. Из-за чего это происходит? Почему всё чаще агрессия наполняет умы подростков, и по какой причине современные дети берут в руки оружие и хладнокровно убивают? News.ru разбирался, в чём кроется корень проблемы, и что делать, чтобы предотвратить подобные случаи. Колумбайн эффект Подруга со школьной скамьи рассказала по-своему страшную историю, но со счастливым концом. Она — классный руководитель старшеклассников в одной из столичных школ. Недавно в их класс перевели новенького, но подросток «не прижился». Он стал этакой белой вороной, хотя класс сам по себе был дружный. Никто, как казалось, его не доставал. Позднее ребята стали замечать за ним странные вещи: на уроках тот рисовал мрачные картинки, в социальных сетях на аватарку поставил морду какого-то чудища и так далее. На одной из перемен подростки решили посмотреть поближе, что же он рисует в своей тетрадке, а наткнулись на план захвата школы. Фактически сразу же дети рассказали обо всём классной руководительнице. Для подростков эта история закончилась хорошо, впрочем как и для самого парня. Конечно же в школу вызвали полицию, провели беседу, попробовали понять причину его замыслов. В конечном итоге ученика отпустили без наказания, но с некоторыми ограничениями. А что могло быть, если бы его одноклассники не залезли в тетрадь? Что, если бы окружающие не проявили беспокойство и отнеслись к этому как к шутке? С 50-процентной вероятностью произошёл бы новый колумбайн. Вот с чего всё началось. Прообразом таких массовых убийств стал случай, произошедший 20 лет назад. Тогда в 1999 году в США двое учеников школы «Колумбайн» устроили настоящую бойню. В тот день они убили 13 человек и ранили 23. После расправы школьники покончили с собой. Трагедии в школах случались и раньше, но именно этот поступок породил своего рода культ. В то время (конец 90-х — начало 00-х) начало активно развиваться общение в Интернете. Тут же и появились сообщества, связанные с поступками этих школьников и событиями того дня. Эрик Харрис и Дилан Клиболд стали антигероями, и, подобно Джокеру, заразили общество мыслью о том, что насилие — единственный способ быть замеченным и услышанным. К счастью, не все поклонники взяли в руки оружие. Многие ограничились причастностью к этому в виртуальной реальности. Однако и тех, кто всё-таки решился на преступление, немало. К подростковым нападениям со схожим сценарием можно отнести от восьми до 17 случаев (по разным подсчётам и анализам. — News.ru). Ещё несколько десятков были предотвращены. Известные случаи в России Относился ли стрелок из Благовещенска к колумбайн-культуре, пока неясно. Но точно известно о других случаях, когда ученики, вдохновившись поступком ребят из США, устраивали похожие бойни. Самый знаменитый их них — керченский стрелок. В октябре 2018 года студент местного колледжа пришёл в учебное заведение с помповым ружьём и расстреливал всех, кто попадался ему на пути. В тот день погибли 20 человек. Ещё 67 получили ранения. После воплощения задуманного он также покончил с собой. Ещё один случай произошёл в Ивантеевке. Там подросток разбросал по коридору дымовые шашки и, забежав в один из классов, угрожал ученикам пистолетом. Учительницу он ранил топором. Ещё несколько ребят пострадали, спасаясь от ученика бегством. Тогда юношу удалось задержать. В ходе расследования выяснилось, что он был поклонником Харриса и Клиболда. К подобным трагедиям можно отнести и произошедшее в Перми, где двое учеников, вооружившись холодным оружием, напали на четвероклассников. Они ранили 15 человек. Позже выяснилось, что они тоже интересовались преступлением, совершённым в школе «Колумбайн». «Если выхода нет...» Большинство подростков, с которыми удавалось поговорить после их нападений, заявляли, что просто не видели другого выхода. Есть и те, кто оставлял предсмертные записки. Например, последний стрелок из Благовещенска. В своем обращении он сказал, что никто не смог бы его остановить, а также рассуждал о том, что уже долгое время не испытывал чувства радости. Я прошёлся по дворам в которых я жил, когда у меня были наилучшие воспоминания и если бы меня спросили в какое время я бы хотел вернуться это два времени: Детский сад и школа. В то время когда у меня были друзья, — цитирует Baza обращение, которое, возможно, принадлежит Благовещенскому стрелку (пунктуация и орфография автора сохранены. — News.ru). Всех нападавших объединяет одно: одиночество и невозможность найти решения. Они как тень, которую никто не замечает. Им не к кому обратиться, их уже давно ничего не радует, а когда-то самые близкие им люди стали чужими и далёкими. В школьные годы один из корреспондентов издания тоже знал такого мальчика. Подросток был из бедной семьи и социально неадаптирован. Он пытался общаться со школьниками, но делал это по-детски и неуклюже. Одноклассники часто издевались над ним и даже били, не думая о последствиях. В свою очередь, классный руководитель не обращал на это внимание — шкодят и шкодят, главное, чтобы учились. Как-то он пришёл в школу с ремнём отца и побил обидчиков. Позже выяснилось, что мальчику доставалось и дома. Его избивал приёмный папа, но об этом никто не знал. Подростка забрали обратно в детдом, там он с кем-то неудачно подрался и стал отставать в развитии. А ведь всё могло закончиться иначе. Дети могли бы быть к нему добрее, учителя внимательнее, а родители заботливее, и кто знает, кем бы он стал тогда. Отсутствие внимания и бдительности — основные причины, которые приводят к трагедии. Безусловно, одна статья мало что поменяет в современной картине, но если каждый попытается понять такую белую ворону, поставив себя на её место, кто знает, сколько человеческих жизней удастся спасти в будущем.