Войти в почту

Арктическим самолётам сделали «умное» питание

Разработка выполнена сотрудниками предприятия «Интеллектуальные машины» - выпускниками НГТУ НЭТИ под научным руководством специалистов кафедры электроники и электротехники университета. Аэродромный источник питания представляет собой шкаф с силовой электроникой под управлением интеллектуальной микропроцессорной системы. Его основная задача - обеспечить стабильное трёхфазное электропитание самолётам и вертолётам во время их предполётного обслуживания на аэродромах, когда нет возможности получать энергию от бортовых генераторов. В сравнении с зарубежными аналогами рыночная стоимость отечественной разработки будет на 30% меньше, при этом качество и надёжность, в отличие от некоторых иностранных изделий, будет существенно выше. За счёт уникальных технических характеристик и климатической системы внутри преобразователя устройство сможет работать при температуре в -50˚С, поэтому по завершению наладки серийного производства планируются его поставки не только в северные регионы России, но и в Арктику. В России производятся источники питания с частотой 400 Гц для аэропортов, но они электромеханические и сегодня не особо популярны в использовании на аэродромах. Заказчики больше предпочитают полупроводниковые источники, поэтому сейчас на российских аэродромах используют зарубежные преобразователи, а не отечественные. Хорошие зарубежные аналоги порой не выдерживают наши морозы, поэтому учёные постарались сделать преобразователь таким, чтобы работники российских аэродромов его включили и забыли. У инженеров получилось выйти на самый популярный класс мощности — 90 кВА. По словам научного руководителя проекта - старшего преподавателя кафедры электроники и электротехники НГТУ НЭТИ кандидата технических наук Романа Горбунова, такие изделия востребованы на рынке, но сложны в разработке. В системе управления «умного» шкафа предусмотрены 15 видов активных защит от негативного воздействия внешней среды и внутренних неполадок. Например, при перегреве или длительной перегрузке устройство блокируется, а на дисплее высвечивается причина отключения. «Сейчас тема освоения Арктики озвучена президентом как одна из важных. Подо льдом находится около 80 млрд баррелей нефти, триллион тонн угля и триллион кубов газа, самые большие в мире залежи золота, серебра, алмазов и редких металлов. Один из двух способов попасть на Новую Землю — это самолеты и вертолеты. И для нормальной работы аэродромов необходимы такого рода преобразователи, которые бы могли обеспечить питание летательным аппаратам и помогать в вопросе исследования Арктики», – прокомментировал Роман Горбунов. Прототип уже прошёл основные этапы испытаний и проверок на имитаторах нагрузки. Сейчас новосибирские инженеры работают над подготовкой серийного производства. Команда разработчиков состоит из одиннадцати инженеров и программистов, среди которых десять выпускников НГТУ НЭТИ. Шесть инженеров окончили кафедру электроники и электротехники факультета радиотехники и электроники университета. Помимо аэродромного источника электропитания 400 Гц они уже создали серию аэродромных выпрямителей, выпрямители для электролиза и гальваники, тиристорные системы возбуждения синхронных двигателей и генераторов, регуляторы напряжения переменного тока и другие устройства.

Арктическим самолётам сделали «умное» питание
© Популярная механика