Войти в почту

Как проходит внедрение беспилотного транспорта в России

На XXIII Международном инновационном форуме в Санкт-Петербурге российские промышленники продемонстрировали и обсудили перспективные модели и технологии на рынке развития беспилотного транспорта. Работа по инновационному развитию в России одобрена на правительственном уровне. Доля российских производителей на рынке беспилотников должна составить 60% к 2035 году. Запланированный объем продаж — 8000 млрд рублей, в том числе 3000 млрд рублей составит экспортная часть, а чистая прибыль организаций превысит отметку 1000 млрд рублей. Финансирование осуществляется за счет государственных средств, с постепенным их снижением путем привлечения частных инвесторов. Салон беспилотного автомобиля Yandex в Москве. Сергей Мамонтов / РИА Новости Безусловная экономия Первые разработки в области беспилотников начали немцы в 80-е годы XX века. Mercedes представил полугрузовой микроавтобус, который набрал скорость в 100 км/ч, при этом менял полосу и двигался по заданной траектории движения. С тех пор концепция развития беспилотного автотранспорта набирает обороты, ведь она сулит огромную экономию денежных средств. Расчеты Forbes озвучивают цифру $2 трлн в год. В 2014 году Tesla выпустила полноприводный седан Model S, который в 2019 году стали оснащать чипом Full Self-Driving и компьютером фирмы Nvidia для автономного вождения. Европейские компании не отстают от американских коллег: Renault-Nissan запланировал выпуск 10 автомобилей с функцией автономного управления до 2020 года. Российский автопром в «беспилотной гонке» Группа компаний Volgabus представила беспилотный проект MatrЁshka, получивший премию РАФ-2018 в номинации «Лучшая инновация России». Это модульная система беспилотного транспорта для перевозки людей, грузов, выполнения работы коммунальной техники. Модульность позволяет быстро менять функциональные и технологические узлы, превращая одно транспортное средство в другое. Управление осуществляется через центральный компьютер. Завод «КамАЗ» 12 июня 2018 года в Казани провел испытания нового прототипа беспилотного электробуса «Ш.А.Т.Л.». Он полностью лишен органов управления. За маневры в поездке отвечает электроника, дорожную обстановку контролируют датчики движения, видеокамеры, лидары. Автобус прокатился по полигону, передавая телеметрические сведения на диспетчерский пункт в реальном времени через 5G-модемы «Мегафон». Компания Yandex первой в России продемонстрировала испытательный заезд беспилотного автомобиля на дорогах. В октябре 2019 года создана отдельная дочерняя структура компании, которая направленно занялась развитием отрасли беспилотников. В феврале 2019 года начались тестирования первого автономного трамвая на площадке депо имени Н. Э. Баумана в Москве. «ПК Транспортные системы» и Cognitive Technologies создали беспилотник с автоматическим реагированием на окружающие объекты даже в условиях с недостаточной видимостью дороги. Коммерческий запуск запланирован на 2021 год. Сельскохозяйственная отрасль не осталась в стороне. В России компания Cognitive Technologies провела испытания самоуправляемого комбайна в ночных условиях. Построенная нейронная сеть комбайна способна распознавать различные типы объектов: границу, скошенную и нескошенную поверхность поля, препятствия (столбы, деревья). Российская компания «Аврора Роботикс» и национальная техническая инициатива «Автонет» разработали проект использования беспилотной сельхозтехники, которая способна выполнять работы в поле: посадку, операции по обработке, уборке урожая. К 2021 году запланирован запуск технологии земледелия, которая позволит выполнять основные работы на тракторе «АгроБот» без механизатора в кабине. С начала 2019 года проходят испытания беспилотных автомобилей в суровых погодных условиях на конкурсной программе технологий UP Great «Зимний город». Разработки представили 11 участников, среди которых прогрессивные компании и вузы страны. Беспилотные модели оцениваются в условиях непогоды, реальных пробок, полустертой разметки, сниженной видимости дорожных элементов, передвижения пешеходов. Результаты будут известны в декабре текущего года. Актуальные вопросы Компания KPMG в Нидерландах ежегодно анализирует подготовку стран к запуску беспилотного транспорта. В 2019 году Россия находится на 22 месте. Существующие модели беспилотных автомобилей передвигаются автономно в разных условиях, однако остается еще много вопросов, которые затрудняют практическое внедрение беспилотных технологий. Для взаимодействия между участниками движения необходима сеть для обмена информацией. Привлечение финансовых вложений частного бизнеса ускорит строительство обслуживающей инфраструктуры. Экономически выгодные беспилотные автомобили оставят 7% россиян, занятых в профессии водителя, без работы. Профессии страховщиков и аналитиков ДТП потеряют актуальность. Если не будет нарушений ПДД, изменится и ГИБДД. На федеральном портале НПА 15 августа 2019 года появился проект постановления, описывающий способы обеспечения безопасности движения беспилотного автотранспорта на дорогах России. Минпромторг подготовил документ, в котором подробно изложены принципы функционирования, безопасного использования и предотвращении кибератак на беспилотники, создания телекоммуникационной инфраструктуры для управления на основе сервисной V2X-платформы. Прописаны также условия допуска к дорожному движению в соответствии с ГОСТ, ISO и другими стандартами. Беспилотные технологии на железнодорожном транспорте Одним из главных преимуществ беспилотных технологий на железнодорожном транспорте является безопасность. 50% катастроф происходит по вине человека. Экономическая выгода от «цифровой» железной дороги не менее важна. По статистическим расчётам, технология к 2026 году принесет прибыль свыше 3 млрд рублей в год за счет высвобождения 1000 работников. В августе текущего года состоялся пробный заезд на электропоезде с автономным управлением. В «Ласточке» использованы только российские аппараты управления. Специальное оборудование устанавливает связь с диспетчерским пунктом. Поезд двигается по графику, автоматически тормозит при идентификации препятствия. Управление осуществляется в автоматическом режиме машинистом из кабины. Оператор руководит перевозкой из центра управления. Холдинг РЖД разрабатывает инфраструктуру на станциях для обслуживания поездов-беспилотников, оснащает железнодорожные объекты оборудованием для дистанционного руководства движением поездов. На 2020 год запланирован ряд испытаний по практическому применению технологии под контролем машинистов. А вот поездок с пассажирами в тестовом режиме пока не запланировано. Беспилотные летательные аппараты Применение беспилотных летательных аппаратов в России растет с каждым годом, несмотря на экономические трудности. Государство активно инвестирует средства в развитие летательных аппаратов беспилотного типа, в том числе стратегического характера — проект транспортной беспилотной авиации. Создание автономных авиасистем в РФ ведется по трем направлениям: аппараты военного назначения, беспилотники для решения гражданских задач, игровые БПЛА. Дроны используют для целей разведки, охраны границ, получения метеорологических измерений, экологического мониторинга, картографирования. БПЛА помогают решать задачи круглосуточно, независимо от погоды и с минимальным риском для человеческой жизни. Вложения в создание гражданских БПЛА несопоставимо малы (450 млн рублей) по сравнению с инвестициями в военные беспилотные комплексы. Перспективы развития привлекают инвесторов в гражданский и игровой сегмент, но о масштабном внедрении пока говорить рано. «Умный» транспорт меняет реальность Беспилотный транспорт призван повысить безопасность на дорогах и комфорт передвижения. Фактически активно развивается новая отрасль промышленности, рынок для которой находится в начале формирования. Главное — не сбавлять существующий темп, использовать все возможные шансы возглавить гонку беспилотников и отыграть в ближайшие годы внушительную долю мирового рынка беспилотных технологий. Автор: Кристина Фирсова

Как проходит внедрение беспилотного транспорта в России
© Инвест-Форсайт